Интегрированные свойства личности и их этические аспекты

В структуре личности психологи выделяют ряд интегрированных свойств и качеств, или подсистем, таких как сознание, самосознание, Я-концепция, личностный смысл, идентификация, самооценка, направленность, восприятие и др. Важным системным свойством и этической характеристикой личности является ее целостность. Собственно, все качества и свойства личности представляют собой сложные системные явления и по желанию исследователя могут исследоваться как подсистемы личности или относительно самостоятельные системы. Формирование личностной этической системы происходит в процессе формирования личности, а этические нормы, правила, принципы становятся неотъемлемыми элементами личности, включенными и связанными со всеми другими элементами.

Определим смысл некоторых из таких интегрированных подсистем личности.

Сознание — идеальная форма отражения, воспроизведения, порождения действительности, что не мешает ей быть реальной, объективной, бытийной, т.е. участной в бытии. Сознание — высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

Психологические характеристики сознания:

- рефлексивная способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя;

- мысленное представление и воображение действительности; представление о действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе несуществующей (воображение, грезы, мечты, фантазия);

— волевое управление психическими процессами и состояниями;

— осмысленность представляемого или осознаваемого;

- отражение основных, главных, сущностных характеристик предметов, событий и явлений;

— сознание связано с употреблением слов-понятий;

— способность сознания к коммуникации;

— наличие в сознании интеллектуальных схем: правил, понятий, логических операций, мыслительных операций типа анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации;

- сознание человека тесно связано с языком и речью;

- сознание существует не только в словесной, по и в образной форме (искусство, литература, музыка).

В качестве интеллектуальных схем индивидуального сознания человека по аналогии с общественным сознанием могут быть выделены и рассмотрены и как элементы, и как подсистемы сознания такие его формы: экономическое, эстетическое, правовое, мораль-нос, политическое, научное, философское, обыденное и др. Эти элементы взаимосвязаны, влияют друг на друга, находятся в сложных, динамичных отношениях, выстраиваются по значимости и степени влияния на поведение человека в иерархии, диспозиции, обладают всеми системными свойствами, являясь в то же время элементами целостной системы сознания человека. Групповое, массовое, коллективное сознание отражает общее в индивидуальных сознаниях членов групп, коллективов (в том числе семейных, организационных), народных масс.

Сознание человека — это сложная система взаимодействующих идеальных, ментальных элементов (каждый из которых также может рассматриваться как система), формирующих отношение к действительности, знание о мире, знание о своем месте в мире, о смысле жизни, знание о свободе, наличие чувства вины, ответственности, долга, совести, справедливости, о направлении мирового процесса, многочисленные модели, оценочные категории, качественные и количественные свойства, проявляемые в среде. В сознании проявляются особенности личности, и одновременно оно является индикатором особенностей личности, ее индивидуальности, фиксируемых и отражающихся в поведении, в оценке действительности. Сознание во всей сложности его проявлений и характеристик определяет реакцию человека, поведение в реальном и несуществующем, в том числе виртуальном, мире, оценку себя и других.

Следует указать на все возрастающую роль в формировании и деятельности личности, в существовании ее этической системы виртуальной реальности. Виртуальная реальность, искусственная реальность, электронная реальность, компьютерная модель реальности — созданный техническими средствами мир (объекты и субъекты), передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и др. Виртуальная реальность имитирует как воздействие, так и реакции на воздействие.

Самосознание (самоосознание) в психологии отождествляется с рефлексией. Рефлексия (англ. reflection) — форма психической деятельности, мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений к себе и к другим, своих задач, назначения и т.д. (Рефлекс — автоматическая (бессознательная, неосознаваемая) реакция организма на действие какого-либо раздражителя, внешнего или внутреннего.)

В широком смысле рефлексия — реакция на внешнее или внутреннее, а также па умозрительное, сформировавшееся в сознании, воздействие или его оценку; осмысленное субъективное проявление, поведенческий акт, являющийся результатом анализа (на уровне сознания или бессознательном) поступившей информации, другого вида воздействия независимо от их источника и адекватности истинному положению вещей. Осознаваемое, осмысленное или бессознательное отражение в сознании человека воздействий внешней и внутренней среды, выражающееся в поведенческом акте.

Все вышеперечисленные свойства, элементы, проявления личности оказывают влияние на самовосприятие руководителя, на восприятие других и на его поведение в отношении других. Кто он — акула бизнеса или дельфин, эгоист или альтруист, понимает или нет социальную ответственность, которую принимает на себя, руководя и влияя на жизни других людей, — эти вопросы каждый лидер решает сам и по-своему.

Подробное описание личностных свойств и качеств личности, исследований на эту тему и мнений ученых можно найти в любом учебнике по общей психологии или психологии личности. Здесь мы привели несколько определений, уделяя значительное внимание социально-психологической стороне личности, рассматривая процессы командообразования и факторы личностного и социального происхождения, влияющие на эти процессы и поведение людей в команде.

Современная психология имеет в своем активе целый арсенал различных по качеству методов выявления личностных свойств, но среди них нет абсолютно надежных и точных. Такую систему, как личность человека, точно не измерить. Тем не менее лучше знать что-то и пытаться расширить свои компетенции, чем не знать ничего. Для познания личности давно и достаточно успешно используются многочисленные группы методов психологического исследования: наблюдение и самонаблюдение (интроспекция), личностные опросники, экспертные методы, проективные методы, анкетирование, интервьюирование, многочисленные методы исследования причин патологий и их коррекции (психоанализ, транзактный анализ, гештальтпсихология, сензитивный тренинг, групповая терапия, экспертные методы и т.п.).

Самооценка — это ценность, значимость, которой индивид наделяет себя и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает и как относительно устойчивое образование, компонент Я-концепции, самопознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, достижения целей определенного уровня, т.е. уровня притязаний личности. Защитная функция, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицатель-нос влияние на развитие... Это сложная система. Характеризуется по следующим параметрам:

— уровню — высокая, средняя, низкая;

- соотношению с реальной успешностью — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная);

— особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная. Личностный смысл — осознаваемая значимость для субъекта тех или иных объектов и явлений действительности, определяемая их истинным местом и ролью в жизнедеятельности субъекта, их жизненным смыслом для него. Личностный смысл — это индивидуально-специфическая, личностно-пристрастная характеристика; одни и те же явления могут иметь разный личностный смысл для разных людей. Личностный смысл объекта или явления определяется тем, в какой связи этот объект или явление находится с мотивами, потребностями и ценностями субъекта.

Идентификация — это: 1) уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (например, родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посредством механизма идентификации с раннего детства у ребенка начинают формироваться многие черты личности и поведенческие стереотипы, полоролевая идентичность и ценностные ориентации; 2) отождествление себя с персонажем художественного произведения, благодаря которому происходит проникновение в смысловое ОГЛАВЛЕНИЕ произведения, его эстетическое переживание; 3) механизм психологической защиты, заключающейся в бессознательном уподоблении объекту, вызывающему страх и тревогу; 4) проекция, приписывание другому человеку своих черт, мотивов, мыслей и чувств; 5) идентификация групповая — отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и ценностей, осознание себя членом этой группы или общности; 6) в инженерной и юридической психологии — распознавание, опознание каких-либо объектов (в том числе людей), отнесение их к определенному классу либо узнавание на основании известных признаков.

Ключевое значение для понимания человеком самого себя и своего отношения к другим имеет такая интегральная характеристика личности, как Я-концепция — динамическая система представлений человека о самом себе, включающая: 1) осознание своих физических, интеллектуальных и прочих свойств; 2) самооценку; 3) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Я-концепция — система специфических убеждений, с помощью которых вы определяете, кто вы есть. Я-концепция состоит из элементов, или Я-структур, психических моделей, с помощью которых мы организуем нашу жизнь и с помощью которых мы обрабатываем социальную информацию, воспринимаем, запоминаем и оцениваем себя и других.

Я-концепция влияет на избирательность памяти (память формируется вокруг нашего основного интереса — самих себя; когда мы думаем о чем-то в связи с собой, то запоминаем это лучше, а сами мы — это то, что, по нашему мнению, мы есть). Ощущение самих себя лежит в центре нашего мира, и, рассматривая себя как центр этого мира (что естественно), мы переоцениваем свою роль в поведении других людей: нам кажется, что поведение других больше нацелено на нас, чем на самом деле, и часто берем на себя ответственность за события, в происхождении которых наша роль незначительна.

Я-концепция включает не только убеждения в том, кто мы сейчас, но и то, кем мы могли бы стать, т.е. наши возможные "Я" (желаемые и нежелаемые). Элемент Я-концепции — самоуважение — всеобъемлющая самооценка, или чувство собственного достоинства. Я-концепции, в зависимости от культуры, могут быть взаимозависимыми и независимыми.