Лекция 11. ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Современная информационно-коммуникационная система предприятия является интегрированной средой функционирования современных ИТ, реализующих деловые цели. В рамках одной информационной системы могут использоваться десятки ИТ, автоматизирующих различные управленческие функции и активно применяемых на этапе подготовки в процессе принятия решений на различных уровнях управления (рис. 11.1). В связи с этим следует отметить, что сегодня на отечественном рынке преобладают две основные тенденции их разработки и внедрения.

Первая заключается, например, в том, что предприятие предпринимает усилия по внедрению систем автоматизации лишь на отдельных участках своей деятельности, довольствуясь выборочной ("лоскутной") автоматизацией и предполагая в дальнейшем объединить их в общую систему. Несмотря на то что этот путь, на первый взгляд, кажется менее затратным, опыт внедрения таких систем показывает, что минимальные затраты в подобных проектах чаще всего оборачиваются минимальной отдачей, а то и вообще не приносят желаемого результата.

При лоскутной автоматизации практически невозможно увидеть реальную картину деятельности предприятия. Следовательно, невозможно и сколько-нибудь обоснованно планировать его деятельность и соответствующие финансовые показатели. Итогом "лоскутной" информационной реды является низкая эффективность работы ее составляющих, увеличение затрат на поддержку, эксплуатацию и развитие, невозможность обеспечить требуемую информационно-учетную и аналитическую поддержку бизнес-процессов на должном уровне. В результате – потери в эффективности бизнеса!

Рис. 11.1. Категории информационных подсистем, поддерживающие различные типы решений

Вторая тенденция – комплексное внедрение систем автоматизации и информационного сопровождения процессов, что позволяет охватить все звенья системы менеджмента: от низового уровня производственных подразделений до верхнего управленческого уровня. В этом случае такая интегрированная система включает:

• автоматизацию и информационное сопровождение управленческих процессов, процессов анализа и стратегического планирования;

• автоматизацию многих направлений деятельности предприятия (бухгалтерский учет, управление финансами, персоналом, сбытом, снабжением и т д.);

• автоматизацию и информационное сопровождение основных технологических процессов предприятия.

На рис. 11.2 показана общая схема аппаратно-коммуникационной реализации интегрированной системы управления предприятием[1].

Рис. 11.2. Схема аппаратно-коммуникационной реализации интегрированной системы управления предприятием

Интеграция может осуществляться на уровне форматов и баз данных, программно-аппаратных и сетевых устройств, пользовательских интерфейсов, форм и шаблонов документооборота, программных приложений и т.д. Выгоды от такой интеграции очевидны. Она позволяет: сохранить ранее сделанные инвестиции; сократить временны́е и финансовые затраты на поддержку и развитие информационной сферы влияния компании; использовать для решения конкретных задач наиболее эффективные системы отдельных производителей; легко расширять и развивать отдельные возможности существующих информационных систем с уже накопленными в них данными.

Интегрированная информационная среда

Эффективное функционирование информационно- телекоммуникационных систем происходит, как правило, в едином информационном пространстве предприятия, которое представляет собой базы и хранилища данных, технологии их ведения и использования, совокупность информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующие на основе единых принципов и по общим правилам. Такая структура информационного пространства обеспечивает защищенное информационное взаимодействие всех участников производственной и управленческой деятельности, а также удовлетворяет их информационные потребности в соответствии с иерархией должностных обязанностей и уровнем доступа к данным.

На рис. 11.3 в качестве примера показана основа для создания интегрированной информационной среды производственного высокотехнологичного предприятия, включающая следующие компоненты:

• телекоммуникационную среду, коммуникационное программное обеспечение (ПО), средства организации коллективной работы сотрудников (Groupware);

• информационные ресурсы, информационные и программные системы:

• ПО управления электронным документооборотом;

• ПО информационной поддержки предметных областей;

• ПО оперативного анализа информации и поддержки принятия решений;

• ПО управления проектами; встроенные инструментальные средства и другие продукты (например, CAD/CAM/CAE/PDM-системы, ПО управления персоналом и др.);

• организационную инфраструктуру, обеспечивающую функционирование и развитие информационной среды;

• систему подготовки и переподготовки специалистов и пользователей информационной среды.

При этом необходима объективная оценка конкретных возможностей информационной техники и технологии как инструментов, многократно усиливающих человеческие возможности, но не снимающих с человека ответственности за их использование.

Рис. 11.3. База для создания интегрированной информационной среды производственного высокотехнологичного предприятия