Интеграционные группы в Африке

В Африке интеграционные процессы обусловлены ее зависимым положением в системе мирового хозяйства и низким уровнем развития факторов производства. Это в значительной степени сказывается на последовательности проводимых в странах реформ, формах и содержании региональной интеграции. Вместе с тем, несомненно, состояние экономики стран Африки, особенности их социально-экономического развития, темпы интеграционных процессов находятся под большим влиянием в политической и экономической сферах традиционных институтов, сложившихся за многие годы норм и обычаев поведенческой культуры в сфере бизнеса. Это в большей степени характерно для региональной интеграции среди стран Тропической Африки, т.е. в регионе, где преобладают наименее развитые страны (НИС), подчас с весьма ограниченным экономическим потенциалом. Сложное сочетание внешних и внутренних факторов имеет свои специфические черты проявления в регионах и отдельных странах в процессе межгосударственной интеграции и политического сближения.

Интеграционные объединения в Африке:

1) Западная Африка:

- Экономическое сообщество стран Западной Африки (The Economic Community of West African States - EKOWAS);

- Западноафриканское экономическое сообщество (West African Economic Community);

- Союз стран бассейна реки Мано (Mano River Union - MRU);

- Западноафриканский экономический и валютный союз (de l'Union Economique et Monetairc Quest Africane - UEMOA);

2) Восточная и Южная Африка:

Общий рынок Восточной и Южной Африки (Common Market for Eastern and Southern Africa - COMESA) - на базе предыдущей Зоны преференциальной торговли;

- Комиссия стран Индийского океана (The Indian Ocean Committee - IOC);

- Восточноафриканское сообщество (East African Community - EAC);

- Южноафриканское сообщество развития (Southern African Development Community - SADK);

3) Центральная Африка:

- Центральноафриканский таможенный и экономический союз (Central African Custom and Economic Union - UDEAC);

- Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки (СЕМАС) (Central African Economic and Monetary Community - СЕМАС) на базе UDEAC, как трансформация первой организации;

- Экономическое сообщество центральноафриканских государств (The Economic Community of Central African States - ECCAS);

- Экономическое сообщество стран Великих озер (The Economic Community of the Great Lakes Countries - CEPGL);

4) континентальные организации: на базе преобразования CEPGL создано Экономическое сообщество центральноафриканских государств (ECCAS);

5) Северная Африка: арабские страны Северной Африки входят в Организацию африканского единства и ряд других образований (см. выше).

6) Экономическое сообщество государств Западной Африки (EKOWAS) EKOWAS создано в 1975 г. согласно Договору об экономическом сообществе государств Западной Африки, вступившему в силу в 1976 г. Этим договором и последующим Лагосским заключительным актом, подписанным в 1980 г., было предусмотрено создание к 2000 г. Африканского экономического сообщества (АЭС), которое, однако, не было создано. В преамбуле Договора об образовании EKOWAS в 1975 г. в качестве основных целей указываются "ускорение, усиление и стимулирование экономического и социального развития стран организации в целях улучшения жизненного уровня их граждан". Связанные с этим необходимые структурные преобразования позднее были вписаны в контекст стратегии Лагосского плана действий - "опора на собственные силы и самоподдерживаемое развитие стран-участниц".

Дополненный и обновленный более чем 30 новыми протоколами в 1992 г. основной текст Договора стран EKOWAS в качестве главных целей интеграции определяет:

o расширение регионального рынка;

o гармонизацию сельскохозяйственной и индустриальной политики посредством производственной интеграции;

o развитие валютной и финансовой интеграции в целях расширения торговли;

o обеспечение свободы передвижения граждан, включая свободу на поселение и предпринимательскую деятельность.

Таким образом, EKOWAS можно рассматривать как многоступенчатый процесс, ведущий поэтапно к таможенному союзу и затем к общему рынку. Сопоставление макроэкономических показателей развития стран региона дает основу для следующих выводов. Во-первых, большинство стран достигли в последние годы достаточно устойчивых темпов экономического роста, превышающих темпы прироста населения. Исключение составляет Сьерра-Леоне, экономика которой находится в глубоком кризисе вследствие длительного военно-политического конфликта. Во-вторых, во многих странах стоимость экспорта по отношению к ВВП уступает аналогичному показателю по импорту. По существу, эти страны не обладают достаточными валютными поступлениями для оплаты необходимого импорта. В-третьих, общей чертой экономики стран региона можно считать незначительную долю иностранного капитала в валовых внутренних инвестициях. На фоне других стран Западной Африки лишь Нигерия имеет более 20% ПИИ в валовых внутренних инвестициях, Гана - 10%. Наконец, о преобладании сырьевого сектора в экономике свидетельствует низкая доля добавленной стоимости в ВВП страны, за исключением Нигерии, где обрабатывающая промышленность, включая и нефтепереработку, занимает ведущие позиции в экономике.

Страны Восточной и Южной Африки входят в следующие региональные торгово-экономические организации:

o Общий рынок стран Восточной и Южной Африки - COMESA, основанный в 1994 г. вместо Зоны преференциальной торговли (РТА);

o Комиссия стран Индийского океана, основанная в 1989 г.;

o Восточноафриканское сообщество - ВАС, основано в 1999 г.;

o Южноафриканское сообщество развития - SADК, основано в 1992 г.

Восточноафриканская интеграция прошла ряд этапов в своем развитии. Значительным событием в этом плане было формирование в 1999 г. в рамках действовавшей зоны преференциальной торговли новой межстрановой внешнеэкономической позиции (платформы), получившей название Трансграничной инициативы (Cross-Border Initiative - CBI). Трансграничная инициатива поддержана странами ЕС, Всемирным банком, МВФ, Африканским банком развития, рядом других организаций при общем понимании того, что экономическая интеграция в условиях Африки, несомненно, способна решать многие социальные, экономические и политические вопросы. Инициатива возникла на основе международного консенсуса между странами Восточной и Южной Африки. После неутешительных результатов развития в 1980-1990-х гг. большие надежды возлагались на то, что межгосударственные региональные связи в странах Африки к югу от Сахары помогут африканским странам развивать их экономику и адаптироваться в структуру глобальной экономики. По опыт показал, что эти ожидания не оправдались - серьезного продвижения на путях интеграции в первое десятилетие XXI в. не произошло.

В результате странами - участницами Трансграничной инициативы была сформулирована новая инициатива, получившая название Форум содействия региональной инициативе (Regional Integration Facilitation Forum - RIFF), прежде всего с целью создания условий для более выгодной интеграции стран Восточной и Южной Африки и Индийского океана в региональную и мировую экономику. Это имеет также цель гарантировать последовательность и сопряженность национальных программ регулирования и региональных мер интеграции. При этом Форум содействия региональной инициативе не был задуман ни в качестве постоянной структуры, ни в виде новой региональной организации. Его главная задача состоит в том, чтобы обеспечить повышение действенного и эффективного продвижения региональной интеграции на уровне стран. Этот подход учитывает разные возможности стран в процессе региональной интеграции и разработан так, чтобы сам процесс не определялся темпами развития наиболее отсталых экономик в регионе. В состав Форума входят страны, являющиеся членами Общего рынка для Восточной и Южной Африки, Южноафриканского сообщества развития (SADК), Восточноафриканского сообщества (ВАС) и Комиссии Индийского океана ООН. Участвующие страны: Бурунди, Коморские Острова, Кения, Мадагаскар, Малави, Маврикий, Намибия, Руанда, Сейшелы, Свазиленд, Танзания, Уганда, Замбия и Зимбабве. Форум открыт и для других стран региона, которые желают участвовать в программах макроэкономической стабилизации среды предпринимательства. Однако EKOWAS не удалось достигнуть поставленных целей, даже не самых главных. Так, протекционистские меры но защите отдельных отраслей национального производства остаются достаточно высокими (например, 60-85% в среднем для сектора производства в Кении и Малави) и чрезвычайно разнятся от страны к стране (например, средние курсы диапазона защитных ставок варьируют от отрицательных значений при импорте капитального оборудования до 25% - для полуфабрикатов и более чем 100% - для некоторых потребительских товаров). Наконец, существенные различия наблюдаются по льготному тарифу, т.е. различия между средним внешним тарифом, составляющим приблизительно 35%, и льготным (предпочтительным) тарифом в рамках COMESA - приблизительно 10%, а средний льготный тариф между странами Трансграничной инициативы составляет 25%.

Общий рынок Восточной и Южной Африки (COMESA), являющийся преемником Зоны преференциальной торговли государств Восточной и Южной Африки, был образован, согласно Договору о создании Общего рынка Восточной и Южной Африки, в 1994 г. Договор предусматривает возможность преобразования COMESA в Экономическое сообщество Восточной и Южной Африки, что и было осуществлено позже.

В качестве основных задач COMESA ставит достижение устойчивого роста и развития путем более сбалансированного и гармоничного развития производственных и маркетинговых структур; содействие развитию экономической активности и совместному выполнению макроэкономических программ в целях повышения качества жизни населения и стимулирования сотрудничества между государствами - участниками Общего рынка; создание благоприятных условий для иностранных, трансграничных и местных инвестиций, включая поощрение бизнеса и применения научно-технических достижений в интересах развития; укрепление отношений с другими региональными и международными организациями; содействие реализации целей Африканского экономического сообщества.

Сфера деятельности организации охватывает сотрудничество в следующих областях:

o либерализация торговли и развития (создание таможенного союза после 10-летнего переходного периода путем ликвидации таможенных пошлин и других сборов за ввоз товаров);

o устранение нетарифных барьеров, введение общих внешних тарифов на товары, импортируемые из третьих стран;

o установление режима наибольшего благоприятствования; таможенное сотрудничество в рамках общего рынка, гармонизация таможенных процедур;

o валютно-финансовое сотрудничество (урегулирование платежей, создание единой валютной единицы Восточной и Южной Африки в качестве расчетной единицы платежного союза, согласование валютной и налоговой политики, достижение валютной конвертируемости, развитие банковского дела и рынка капитала);

o сотрудничество в развитии промышленности и энергетики, транспорта и связи, телекоммуникаций, радиовещания и телевидения, сельского хозяйства и сельских районов, использовании природных ресурсов, в охране окружающей среды и живой природы;

o создание комплексной информационной системы (информационная система COMESA, статистика, информация о торговле);

o поощрение и защита инвестиций, соглашения об устранении двойного налогообложения.

Южноафриканское сообщество развития (SADK), заменившее Южноафриканскую конференцию по координации развития, было создано в 1992 г. В соответствии с договором SADK наделяется необходимыми правовыми инструментами для выполнения решений и соглашений, которые являются юридически обязывающими. Сообщество ставит целыо достижение развития и экономического роста, повышение уровня и качества жизни народов Южной Африки, поддержку региональной интеграции; укрепление политических институтов; содействие развитию на основе коллективного самообеспечения; достижение взаимодополняемости национальных и региональных программ; рациональное использование региональных ресурсов и эффективную охрану окружающей среды; гармонизацию политических и социально-экономических стратегий и планов государств-членов, создание надлежащих институтов и механизмов для реализации программ SADK.

В состав сообщества входят 11 стран - Ангола, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, Лесото, Малави, Мозамбик, Намибия, Свазиленд, Танзания, ЮАР. По договору любое государство может стать членом SADK по решению саммита и после его присоединения к договору SADK. В 2001 г. 11 африканских стран одобрили соглашение о свободной торговле в регионах Восточной и Южной Африки. Лидеры этих стран подписали соглашение, которое нацелено на облегчение торговли между южноафриканскими странами, а также инвестиционных процессов. Ожидается, что как минимум 85% тарифов будут ликвидированы в течение 8 лет, а их полная отмена станет возможной к концу 12-летнего срока. Соглашение вступило в силу в сентябре 2001 г. В заявлении руководителей стран было отмечено, что государства, не включенные в этот договор, - Демократическая Республика Конго, Ангола и Сейшельские Острова - могут присоединиться к нему позже.

Главная задача SADK состоит в том, чтобы на основе определения региональных приоритетов ускорить интеграционные процессы, содействовать в мобилизации ресурсов и добиваться максимальной отдачи от проектов. Индивидуальная ответственность за отрасли распределена путем взаимного согласия следующим образом: Ангола - энергетика; Ботсвана - исследования в области сельского хозяйства и животноводства, борьба с заболеваниями животных; Лесото - туризм, охрана окружающей среды, землепользование; Малави - рыболовство во внутренних водоемах, лесное хозяйство, живая природа; Мозамбик - культура и информация, транспорт и связь; Намибия - морское рыболовство и морские ресурсы; Свазиленд - развитие людских ресурсов; Танзания - промышленность и торговля; Замбия - добывающая промышленность; Зимбабве - продовольствие, сельское хозяйство, природные ресурсы. Между Европейским союзом и SADK была достигнута договоренность по развитию сотрудничества в таких областях, как региональная интеграция, торговля, экономика, инвестиции, охрана окружающей среды, наука и техника, туризм, культура.

Экономическое сообщество центральноафриканских государств (ECCAS) образовано в 1983 г. в составе: Камерун, ЦАР, Чад, Конго, Габон, Экваториальная Гвинея, Бурунди. В 1995 г. в сообщество приняты Руанда, ДРК, Сан-Томе и Принсипи, Ангола. В декабре 1981 г. лидеры Центральноафриканского таможенного и экономического союза (ЮДЕАК) приняли решение сформировать более широкое экономическое объединение стран Центральной

Африки и Экономического сообщества стран Великих озер (CEPGL). Официально ECCAS начал функционировать в 1985 г., но бездействовал начиная с 1992 г., главным образом из-за неплатежа взносов стран сообщества. Определенное оживление деятельности этой организации началось в начале нового столетия. CEPGL ставит своей основной задачей укрепление регионального экономического сотрудничества и стимулирование развития Центральноафриканского общего рынка. Долголетние военно-политические кризисы в ДРК, Руанде и Анголе существенно тормозили развитие торгово-экономических отношений в рамках сообщества. Определенная политическая стабилизация в этих странах и некоторое оживление экономического развитие, как ожидается, будут способствовать успешной деятельности организации.

Центральноафриканский таможенный и экономический союз (UDEAC) создан в 1966 г. согласно Браззавильскому договору, подписанному в 1964 г.

Цели организации включают укрепление союза государств-членов, их независимости и региональной солидарности; поэтапное создание и развитие Центральноафриканского общего рынка; содействие социально-экономическому развитию и укрепление африканского единства. UDEAC в своей деятельности сосредоточивает усилия на приоритетных областях, таких как таможенные вопросы, экономика и создание инфраструктуры сотрудничества и развития.

Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки (СЕМАС). Соглашение шести стран об его образовании вошло в силу в 1999 г. и включает следующие основные направления экономического сотрудничества:

o валютное сотрудничество;

o создание общего рынка и таможенного союза;

o гармонизацию экономической политики;

o конвергенцию фискальной политики;

o согласование программ по секторам экономики.

В 2001-2009 гг. страны СЕМАС имели темпы прироста ВВП в пределах 3-5% при соблюдении строгой бюджетной политики; и только в конце 2009 г. темпы их роста снизились. Президенты Кении, Танзании и Уганды предприняли важный шаг в направлении воссоздания восточноафриканского общего рынка, подписав в марте 2004 г. Соглашение об отмене таможенных пошлин в регионе. По мнению ведущих предпринимателей этих стран, государства региона заинтересованы в укрупненном рынке, хотя бы для предотвращения упадка в экономической сфере.

Следует отметить, что на африканском континенте наметились некоторые позитивные сдвиги и последние годы. Так, у стран, входящих в COMESA, СЕМАС и ECCAS, доля внутрирегиональной торговли в 2008 г. повысилась (по сравнению с 2001 г.) соответственно с 5,2; 1,3 и 1,1% до 9,4; 5,6 и 5,7%. Во всех случаях, как подчеркивают эксперты, доля внутрирегионального экспорта в группировках развивающихся стран была существенно ниже, чем в объединениях, включающих промышленно развитые государства. В частности, в ЕС она превышает 65% и в NAFTA - 57%. (Отметим: у арабских стран доля внутрирегиональной торговли также низка, она почти на африканском уровне, хотя несколько повысилась к концу текущего десятилетия.) Однако, несмотря на определенные достижения, низкий уровень экономики африканских стран тормозит развитие региональных интеграционных процессов, препятствует использованию объединенных усилий для решения внутренних задач. В то же время очевидно, что интеграционные процессы необходимо развивать и углублять, поскольку они диктуются закономерностями международного разделения труда, потребностями национальных хозяйств. Совершенно ясно, что без интенсивного государственного вмешательства интеграционный процесс в странах Африки не имеет позитивной перспективы.