Интегративный характер культурологического знания

Рассмотрим четыре тезиса, аргументирующих интегративный характер культурологии.

Тезис первый. Мы уже показали выше, что культурология, с одной стороны, является обобщением данных социально-научных, естественно-научных и гуманитарных дисциплин, а с другой – содержательно включена в них. Покажем теперь, как именно осуществляется эта включенность. Такие области знания,

• как этнология, этнография, физическая антропология, связаны с культурологией через этнопсихолингвистику и культурную антропологию;

• политология – через политическую антропологию;

• социология – через коммуникативные процессы;

• философия культуры – через конструирование "универсальных" исторических циклов становления культур и цивилизаций;

• общая философия – через философскую антропологию, которая изучает ментальные характеристики личности человека, его склад ума, умственные привычки, навыки сознания и т.п., и их своеобразную конфигурацию в рамках определенной культуры;

• этика, эстетика, религиоведение содержат в предметном поле важные для современной культуры идеи, нормы, нравы, эстетические вкусы различных народов мира;

• экономика – через экономическую антропологию, которая показывает корреляцию типов простых социально-экономических отношений, складывающихся у дописьменных, доиндустриальных и неиндустриальных народов с соответствующими типами, сложными социально-экономическими отношениями, формирующимися в высокоразвитых странах;

• психология – через изучение индивидуальных особенностей отношения к культуре, своеобразия духовного поведения человека в рамках культурного поля и т.п.

Тезис второй. Он связан с новым состоянием культурологического знания: мы имеем в виду постмодернизм. Хотя понятие постмодернизма появилось еще в 1917 г. (в книге Р. Ранвица "Кризис европейской культуры"), сама тенденция проявилась в западной культурной практике и в творчестве интеллектуалов во второй половине XX в. Точкой отсчета считается работа Ж.-Ф. Лиотара "Постмодернистское состояние: доклад о знании" (1979). Особенность постмодернизма в открытости, отказе от традиционных проблемных полей, понятийно-категориального аппарата и в целом в смене познавательной парадигмы. Пространство постмодернизма организуется уже не вокруг человека как центра и источника системы представлений, а но принципу мозаики.

Таким образом, к концу XX в. сформировалось новое поколение теоретиков культуры, которые принципиально утверждают состояние радикальной плюральности концепций и взглядов. Следствием этого явилась фрагментарность, нестрогость в принадлежности к какой-либо определенной научной, теоретической школе. Возникает тенденция к преодолению односторонности в трактовке культуры. И, кроме того, появились новые концепции, пришедшие в социальные науки из естественных, в частности, синергетический подход, потребовавший переосмысления социокультурных процессов. Поэтому интегративная тенденция усиливается, границы концепций размываются, в науках о культуре возникают синтетические теоретические конструкции.

Тезис третий. Интегративность обусловлена возможностями особого, культурологического метода осмысления и выстраивания логики любой профессиональной деятельности. Способность применять культурологический подход к конкретной профессиональной деятельности в значительной мере влияет на черты и характеристики профессиональной культуры специалиста, структурным элементом которой является социокультурная компетентность.

В связи с этим необходимо уточнить, что именно является особенно ценным и необходимым для культурологического подхода. Так, если иметь в виду, что профессиональная деятельность – это специализированная сфера культуры, то культурологический уровень ее изучения предполагает исследование экстраутилитариых, т.е. выходящих за пределы

узкой специальности, ценностно-нормативных параметров этой деятельности:

ü нормирующих и регулирующих ее по критериям социальной приемлемости тех или иных способов ее осуществления;

ü устанавливающих пороги допустимости социальной цены и социальных последствий этой деятельности;

ü аккумулирующих и канонизирующих исторический опыт подобной деятельности в плане ее социальной эффективности;

ü формирующих "классические" требования к технологиям и нормам обучения по специальности; этику профессионального взаимодействия специалистов;

ü создающих специальные внутриотраслевые языки и семиотические коды профессиональной коммуникации и взаимопонимания;

ü разрабатывающих иерархию критериев определения социальной ценности продуктов (результатов) этой деятельности, престижность тех или иных функций и статуса ее исполнителей, профессиональную атрибутику, этику, моду, праздники, традиции и т.п.

Можно ввести понятие культурологии профессиональной сферы, которое включает в себя такие направления, как онтология, гносеология, морфология, семантика, антропология и социология профессиональной культуры, ее социальная и историческая динамика, прикладные аспекты.

Таким образом, предметом культурологического анализа специализированной деятельности являются ценностно- нормативные установки и механизмы, регулирующие ее функционирование в социуме, допустимый предел социальной цены и социальных последствий этого функционирования, а также взаимодействие и взаимопонимание как между профессиональным сообществом и другими общественными структурами, так и внутри него.

Тезис четвертый. Культурология как познавательная парадигма основана не на монологическом языке предшествующей, классической науки, не на познании-созерцании, а на "отношении", действии ("поступок" М. Бахтина), диалоге. В этом смысле она интегрирует, например, культуру Запада и Востока как продукт двух разных философских и духовных традиций, взаимодействие, взаимовлияние, проникновение (или отталкивание) разных исторических или современных культур, целью которого выступает достижение согласия в обществе. В аспекте диалога культура понимается следующим образом[1].

1. Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных – прошлых, настоящих и будущих – культур. Она становится культурой только в этой одновременности общения разных культур. В отличие от этнографического, морфологического и других понятий культуры, так или иначе постигающих ее как замкнутый в себе объект изучения, в концепции диалога культура понимается как открытый субъект возможного общения.

2. Культура – это форма самоопределения индивида в горизонте личности. В формах искусства, философии, нравственности человек отстраняет готовые схемы общения, разумения, этики, он восходит как бы к началу бытия и мысли, где открывается возможность иных начал. Эти грани культуры сходятся в точке последних вопросов бытия, которые человек вновь пропускает через себя.

3. Мир культуры – это "мир впервые". Культура в своих произведениях позволяет нам как бы заново порождать мир, бытие предметов, людей, собственное бытие, бытие своей мысли из плоскости полотна, хаоса красок, ритмов стиха, мгновений нравственного очищения.

Итак, интегративный характер культурологии порожден потребностями современной эпохи, разработки адекватной этому характеру продуктивной стратегии комплементарности, особенно в случаях, когда понимание и решение сложной проблемы требует применения разных теоретических подходов.