Инструменты торговой политики

Внешнеторговая политика и инструменты, определяющие внешнеторговый режим, являются важными составляющими государственного регулирования экономики, поскольку определяют его направления и цели, а также принципы и основы взаимодействия с другими странами на межгосударственном и бизнес-уровнях. Внешнеторговая политика осуществляется с помощью большого набора инструментов, по-разному воздействующих на экономику и внешнюю торговлю государства.

В ст. 12 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" указывается, что государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России осуществляется посредством:

– таможенно-тарифного регулирования;

– нетарифного регулирования;

– запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

– мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

Весь этот арсенал мер с разной степенью успешности и эффективности использовался Россией на протяжении всего постсоветского периода. Но 2012 г., можно сказать, стал переломным в становлении российской внешнеторговой политики. Так, 22 августа начал действовать протокол о присоединении России к ВТО, что повлекло за собой принятие в качестве национальной законодательной базы основополагающих документов этой организации, а также новой редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ ТС), разработанных с учетом обязательств России перед ВТО.

Таможенно-тарифные меры составляют основу современной российской системы регулирования импорта и частично экспорта. Таможенный тариф строится на базе Единой таможенной номенклатуры, которая включает 11 271 товарную позицию. Принятие обязательств в рамках ВТО и ТС привело к существенной либерализации таможенного режима и снижению тарифов.

Импортные пошлины играют роль своего рода ограничителя поступления нежелательных товаров из зарубежных стран и стимулирования (путем применения нулевых ставок) ввоза необходимых. Принятый ЕТТ, как и предыдущий тариф, предусматривает систему эскалации пошлин, которые в своей массе установлены как адвалорные, т.е. в процентах к таможенной стоимости товара. Самая низкая адвалорная ставка, отличная от нуля, установлена на уровне 2%, самая высокая – 65% на импорт мяса свиней вне тарифных квот. Предусмотрены и специфические пошлины в евро и долларах. Комбинированные ставки, в которых суммированы адвалорная и специфическая пошлины, установлены на 1563 позиции. Самая высокая ставка в размере 100%, но не менее 2 евро за литр установлена на этиловый спирт. В целом примером наиболее высоких импортных пошлин ЕТТ являются ставки на мясо и мясные субпродукты – 37%, ковры и напольные покрытия – 20, оружие и боеприпасы – 19, готовые текстильные изделия и природный жемчуг – по 18%.

На 1660 позиций, что составляет 14,3% их общего числа, установлены нулевые пошлины. В новом тарифе предусмотрено снижение пошлин на 1000 позиций. В первую очередь возвращены на прежний уровень пошлины, повышенные в результате кризиса 2008–2009 гг. Однако в целом средневзвешенные ставки российского таможенного тарифа остаются в несколько раз выше, чем в развитых странах и многих развивающихся. На 2012 г. средневзвешенный импортный тариф, исходя из объемов налогообложения импорта из стран дальнего зарубежья, составил 9,1%. В ближайшие годы, как показывают данные табл. 12.1, ставка будет снижаться.

Таблица 12.1. Средневзвешенные ставки импортного тарифа, %

Год

2012

2013

2014

2015

2016

Январь–август

9,90

8,60

7,70

7,25

6,74

Сентябрь–декабрь

8,60

7,70

7,25

6,74

6,39

Источник: Основные направления таможенно-тарифной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годы. Минэкономразвития России. С. 8; URL: government.ru/media/files/41d4696fa3e0cal03444.pdf

Россия принадлежит к числу немногих стран мира, установивших пошлины на экспорт ряда товаров (около 500 тарифный линий). Такая политика проводится в основном в фискальных целях, так же так и как средство обеспечения потребностей внутреннего рынка и улучшения структуры товарного экспорта. В стране установлены пошлины практически на все наиболее значимые позиции экспорта: нефть, нефтепродукты, цветные металлы, древесину, мороженую рыбу, крабы, маслосемена, соя-бобы, необработанные шкуры и т.д. Доходы от взимания экспортных пошлин в 2012 г. обеспечили 31,9% поступлений в бюджет (при том, что доля доходов от всей внешнеторговой деятельности составила 38,6% бюджетных доходов), в том числе вывозные пошлины на нефть – 6,8%, на газ –13,0, нефтепродукты – 20,7% [1].

В тоже время правительство пытается использовать механизм экспортных пошлин в целях повышения добавленной стоимости экспортируемых товаров. Так, в 2012 г. была повышена на 28,9% экспортная пошлина на темные нефтепродукты (слабой степени переработки) и снижена на 2,6% пошлина на светлые. Вместе с тем в соответствии с обязательствами перед ВТО Россия постепенно должна отказаться от экспортных пошлин по 495 тарифным линиям по истечении переходного периода от одного года до пяти лет. В качестве исключения Россия сохранила за собой право на пошлины от экспорта минерального топлива (нефть, нефтепродукты, газ), необработанных лесоматериалов и некоторых обработанных из ценных пород древесины, лома черных и цветных металлов, маслосемян, необработанных шкур и выделанной кожи. Однако будут внесены изменения в формулы исчисления экспортных пошлин и предусмотрена более гибкая система их применения. Например, путем механизма экспортных пошлин предполагается создать стимулирующие условия для развития добычи нефти в традиционных районах Западной Сибири и Поволжья, ускоренного инвестирования в предприятия вторичной переработки нефти, развития нефтедобычи на шельфе. То есть, с одной стороны, будет сохранена значительная часть бюджетных поступлений от экспорта, с другой – государство сможет ограничивать экспорт непереработанного сырья с целью улучшения структуры экспорта, а также стимулировать перспективные отрасли.

В рамках внешнеторгового регулирования ведется работа по выявлению и устранению ограничений в торговой политике зарубежных стран, негативно влияющих на доступ российской продукции, которая осуществляется по ряду направлений. В частности, осуществляется профилактика и предотвращение введения необоснованных торговых барьеров на пути российского экспорта, включая работу по пересмотру действующих антидемпинговых мер и либерализации иных барьеров в торговле.

По состоянию на 1 января 2013 г. зафиксирована 71 ограничительная мера, применяемая иностранными государствами в отношении российских товаров, в том числе: 39 антидемпинговых мер, две специальные защитные меры, 30 мер нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования. Проводятся три антидемпинговых и два специальных защитных расследования, а также восемь пересмотров введенных ранее антидемпинговых мер и один пересмотр специальной защитной меры.

Ограничительные меры в отношении российских товаров применяют 18 государств: Австралия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Бразилия, Индия, Индонезия, КНР, Республика Корея, Мексика, Молдова, США, Таиланд, Туркмения, Турция, Узбекистан, Украина, а также страны – члены ЕС как единая таможенная территория. Максимальное количество ограничительных мер действует в ЕС, Украине, США и Беларуси. Более половины от всех действующих антидемпинговых мер введены в отношении импорта российских черных металлов и изделий из них. Второе место занимают минеральные удобрения.

В 2012 г. в отношении российских товаров было инициировано три новых антидемпинговых расследования – в отношении кальцинированной соды (Индия), толстого листового проката (Бразилия), стеклянной тары медицинского назначения (Украина) и одно специальное защитное расследование в отношении горячекатаных стальных изделий (Индонезия) и шесть пересмотров: одной специальной защитной меры – в отношении фталиевого ангидрида (Индия) и пять пересмотров антидемпинговых мер – в отношении нитрата аммония (США), гексамина (Индия), карбамида (США), стальных тросов и канатов (ЕС) и шифера (Украина) (Приложение 10) [2]. Общий прямой ущерб от этих мер оценивается примерно в 3–4 млрд долл., а доступ на рынки становится проблемой экономической безопасности страны.

Со своей стороны, Россия также проводит антидемпинговые расследования в отношении поставок из других стран.

Полномочия по проведению антидемпинговых расследований, как уже указывалось, сейчас принадлежат Евразийской экономической комиссии. В 2012 г. было принято решение о введении с 1 июля антидемпинговой пошлины в размере 22% сроком на пять лет на плоский холоднокатаный прокат толщиной более 0,2 мм, но не более 2 мм, с полимерным покрытием, происходящий из КНР. Это первое в практике ТС расследование проводилось по заявлению крупнейших российских металлургических компаний России ОАО "Северсталь", ОАО НЛМК, ОАО ММК. Основанием иска стал факт нанесения ущерба отрасли стран ТС. Действительно, за 2008–2010 гг. объемы ввоза китайского проката выросли вдвое и доля его в общем объеме импорта достигла 74,7%. Введение антидемпинговой пошлины, по оценкам экспертов, может привести к снижению импорта из Китая на 200–250 тыс. т, что, в свою очередь, позволит российским компаниям увеличить свои продажи.

Как уже отмечалось, большую роль в регулировании импорта в России играют нетарифные барьеры. К ним относятся квотирование, контингентирование и лицензирование импорта отдельных товаров.

В Российской Федерации виды квотируемых товаров и объем (размер) квот устанавливаются правительством ежегодно. Таможенное оформление квотируемых товаров осуществляется только при предъявлении лицензии, выданной уполномоченным ведомством. При принятии решения о введении квоты Правительство РФ определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. В случае если при установлении импортных квот проводится распределение долей импорта товара между заинтересованными иностранными государствами, принимается во внимание предыдущий импорт товара из таких государств (так называемый исторический принцип).

Особые нарекания вызывают административные барьеры на пути импорта отдельных продуктов. Населению особенно заметны меры, применяемые для ограничения доступа на российский рынок импортных продовольственных товаров путем применения соответствующими службами действий по обеспечению контроля за качеством и безопасностью ввозимых продуктов. Так, в 2013 г. с 4 февраля Россельхознадзор запретил ввоз в Россию из Германии мяса птицы, говядины и свинины; с 11 февраля был установлен временный запрет на поставку в Россию из США свинины, говядины, индюшатины, кишечного сырья и субпродуктов, в которых обнаружены ветеринарные препараты, в частности рактопомин; с 1 апреля были введены ограничения на ввоз посадочного материала и горшечных растений из всех питомников стран – членов Евросоюза, за исключением ранее обследованных экспертами Россельхознадзора питомников Польши, Венгрии и Германии [3].

В июле 2013 г. разразился очередной "торговый скандал" с Украиной, когда Роспотребнадзор запретил ввоз в Россию продукции четырех кондитерских фабрик украинской компании "Рошен". По словам Главного санитарного врача РФ Г. Онищенко, продукция этого производителя не удовлетворяла требованиям по содержанию жиров, органолептике и имела многочисленные отклонения по показателям качества. По его словам, в кондитерских изделиях был также обнаружен бензпирен. Претензии также вызвала маркировка пищевой продукции: информация о пищевой ценности продукции, размещенная на этикетке, по мнению российской стороны, не соответствует составу реального продукта, что нарушает права потребителей. Запрет на ввоз продукции "Рошен" в Россию, по подсчетам украинской стороны, нанесет компании ущерб в размере 123 млн долл. [4]

Подобные меры периодически осуществляются в отношении продукции из стран СНГ. Так, в июле 2010 г. Г. Онищенко заявил о готовности полностью остановить импорт молдавского вина в связи с резким ухудшением качества поставляемой продукции. Хотя запрет не был введен, Онищенко констатировал, что власти Молдовы пока не могут добиться улучшения качества вина, поставляемого в Россию. В 2005 г. Россия уже вводила запрет на ввоз из Молдовы говядины, свинины, баранины, мяса птицы, овощей, фруктов, а в 2006 г. – винодельческой продукции. В 2006 и 2008 гг. действовало эмбарго на импорт грузинских вин и минеральных вод.

Как пишет М. Ф. Братерский в монографии "Невоенные рычаги внешней политики России", в годы своей независимости Россия чаще прибегала к торговым санкциям не по экономическим, а по политическим причинам. Список подобных конфликтов довольно большой: объектами российских санкций становились и латвийские шпроты, и грузинское и молдавское вино и минеральная вода, и польское мясо, и белорусское молоко. Очевидно, что российские политики видят основные экономические возможности для политического воздействия на партнеров в области закрытия российского внутреннего рынка для импорта продукции из отдельных стран [5].

Особая "газовая война" ведется между Россией и Украиной. Можно сказать, что торгово-экономические отношения между двумя странами представляют собой пересечение критически важных для каждой из них проблемных зон. Это вопросы поставки российского газа на украинский рынок и газового транзита, взаимного доступа российских и украинских инвесторов к интересующим их активам, поставки украинской сельскохозяйственной продукции на российский рынок, кооперация в военно-промышленном комплексе, доступ украинских производителей к российскому трубному рынку и т.д.

Проблемы в любой из этих зон немедленно сказываются на политико-экономической ситуации в России или на Украине. К примеру, нерешенность газового вопроса наносит огромный ущерб украинской экономике, которая вынуждена импортировать российский газ по одной из самых высоких в Восточной Европе цен (около 400 долл, за тысячу кубометров). Ну а Россия вынуждена строить очередной обходной газопровод "Южный поток", стоимость сооружения которого должна превысить 15 млрд долл. Наиболее ярким примером традиции смешивать политику и экономику является подписанное в апреле 2010 г. в Харькове соглашение, которое увязывало условия пребывания российского Черноморского флота в Крыму с ценой на газ.

Источник: URL: forbes.ru/print/node/243089

Вместе с тем, по оценке многих экспертов, полностью успешной политику торговых санкций назвать нельзя. Например, временные подвижки в молдавской политике под давлением российских санкций в 2006 г. были нивелированы уже в 2009 г. в результате парламентских выборов. В случае с Украиной смещение правительства Ю. Тимошенко также свело на нет достигнутые Россией на тот момент преимущества. А ссылки на фитосанитарные нормы, применяемые очень избирательно, никого не обманывают и выставляют Россию в невыгодном свете [6].