Лекция 27. Инструментарий для диагностики больных клиническим психологом

Насколько различны подходы к проблеме внутренней картины болезни (ВКБ), настолько же разнообразны критерии, ее характеризующие, и методики, с помощью которых они измеряются. Т. Н. Резникова вычленила следующие структурные компоненты ВКБ.

1. Модель ведущих симптомов.

2. Модель болезни.

3. Модель прогноза.

4. Модель ожидаемых и полученных результатов лечения.

5. Программы и цели личности в отношении заболевания.

6. Семейные взаимоотношения.

7. Ценностные ориентации.

8. Установки.

Для их оценки она использует следующие методы и методики: наблюдение, беседа, опрос, тесты "двойной" (Л. С. Мучник, В. М. Смирнов, 1969); "Корректурная проба (кольца)" (Л. Л. Генкин и др., 1963); тест Крепелина, "Шкалу тревожности" (Тайлор, 1957); адаптированный вариант ММР1 (Ф. Б. Березин и др., 1976).

Рассматривая отношение к своему дефекту больного и его окружения (на модели заикания), А. Б. Хавин предлагает в своем исследовании использовать следующие методы и методики: тест Розенцвейга, ММР1, методику "Незаконченные предложения", опросник Айзенка (степень нейротизма), методику определения самооценки (А. В. Петровский, 1972), "Уровень притязаний" (методику Ф. Хопие), методику исследования самооценки Дембо — Рубинштейн (Рубинштейн, 1970), социометрию.

Анализ эмпирических исследований показал, что особую роль в исследовании играют методы наблюдения, анкетирование и опрос. Анкетирование и опрос могут иметь как анамнестический план (Т. А. Добровольская), так и план социально-психологического вопросника (Т. Н. Резникова). Анамнестические вопросники содержат вопросы, связанные с автобиографическими данными больного и его осознанием своей болезни во времени. Собственно, собирание анамнестических сведений является одним из важнейших методов.

Существует стандартный набор базовых методик психодиагностического обследования. Каждый практический психолог выбирает для себя наиболее отработанные и, с его точки зрения, эффективные методики. Целесообразно для исследования одного и того же процесса применять несколько методик. Например, для исследования памяти подростка можно использовать методики "Оперативная память", "Память на числа", "Память на образы", "Заучивание 10 слов", а для людей пожилого возраста эффективнее использовать "Шкалы памяти Векслера", "Заучивание 10 слов"; для исследования внимания пожилых людей — "Таблицы Шульте", а для более молодых — буквенный вариант "Корректурной пробы".

Подбор методик, которые будет использовать клинический психолог, необходимо осуществлять после тщательного изучения медицинской карты больного и беседы с самим пациентом, когда собирается психологический анамнез сто болезни и жизнедеятельности. Особое внимание следует обратить на записи невропатолога. Именно его заключения помогут клиническому психологу выбрать необходимые методики, а не обрушивать на больного батарею тестов.

При отборе психодиагностического инструментария следует учитывать тот факт, что результаты интерпретации должны содержать достаточный объем информации для клинического психолога и в то же время не должны быть громоздки и длительны по времени проведения.

Прежде чем приступать к обследованию, следует провести ориентировочную беседу, направленную на выявление способности больного адекватно ориентироваться в окружающей действительности, своем прошлом и настоящем, прошлом и настоящем общества. В этом помогут вопросы из методики "Шкала памяти Векслера".

В этой главе описаны наиболее апробированные, валидизированные и удобные для проведения клинико-психологического исследования методики.