Инструментальные жанры

Несмотря на колоссальное значение жанра оперы в эпоху классицизма, распространенное понятие "венских классиков" относится скорее к инструментальным завоеваниям многочисленных австрийских композиторов и, конечно, к инструментальному творчеству И. Гайдна, В.-А. Моцарта, Л. Бетховена. Именно в инструментальных жанрах кристаллизуется то, что называют музыкальным стилем классицизма - единые принципы эстетики и структуры, образного мира и музыкального языка.

Жанрами, определяющими вершины инструментального стиля классицизма, являются симфония и соната. Во второй половине столетия они окончательно приобретают тот вид, в котором просуществуют в эпоху романтизма и в академической ветви музыки XX в. Еще в первой половине XVIII в. их практически нет (вспомним, что "экзерсисы" Д. Скарлатти названы были сонатами в XX столетии), а симфониями у Баха назывались части сюит и трехголосные инвенции.

Классицистская соната представляет собой цикл из частей, достаточно строго регламентированных в образном отношении и по структуре. Этот регламент действовал и в других жанрах - в квартете, сольном концерте с оркестром, симфонии, а понятие "соната" во второй половине XVIII в. стало применяться к произведениям для нового инструмента, входящего в обиход вместо клавесина и клавичембало, - фортепиано. Развитие техники игры на струнных инструментах, виртуозная артистическая практика способствовали развитию сонаты для фортепиано и скрипки, фортепиано и виолончели.

Циклическая форма сонаты представляет собою последовательность трех или четырех частей. Первая часть - подвижная, энергичная, в темпе allegro. Теоретическое музыкознание определяет ее как "сонатное аллегро" или "сонатную форму", так как ее структура всегда строго упорядочена. Это три больших раздела - экспозиция, разработка и реприза, у Бетховена часто добавляется четвертый, такой же масштабный раздел - кода. У Гайдна и Моцарта коды могут быть совсем небольшими. В экспозиции сонатного аллегро обязательно представляются две музыкальные темы, контрастные по образному смыслу: первая (главная партия) - активная, моторная, вторая (побочная партия) - более лирическая, певучая или танцевальная. В среднем разделе эти темы "разрабатываются", т.е. изменяются интонации мотивов, ритмический рисунок, фактура. В репризе они звучат в том же виде, что и в экспозиции. Важнейшим моментом сонатной структуры являются тональные изменения тем, которые и придают форме эффект развертывающейся пружины. В репризе все темы звучат в одной главной тональности.

Поскольку "соната" - единое название множества произведений, их и различают по тональности: соната Гайдна

Es-dur (Ми-бемоль мажор), соната Моцарта C-dur (До мажор), соната Бетховена c-moll (до минор) "Патетическая". Вторая часть, как правило, медленная; и у нее есть свои обозначения темпов - andante, adagio, largo, lento, а также своя регламентированная структура - трехчастная форма с контрастной серединой, иногда вариации. Третьей частью обычно бывает менуэт (очень разный: от достойно-величавого и проникновенно лирического до грубовато-крестьянского). Бетховен заменил его на скерцо - искрометно шутливое, бурное, вихреподобное. Форма этих частей - и менуэта, и скерцо - тоже трехчастная. И наконец, последняя часть называется финал. В ней преимущественно опять используется сонатная форма с контрастом двух тем, но более сглаженным, или форма рондо.

В силу того, что вторая половина XVIII в. насквозь театральна, пронизана духом оперы и слух "отточен" многочисленными вокально-речевыми оборотами арий и речитативов, они легко опознаются в инструментальной музыке. В сонате мы просто "видим" жесты и движения, слышим реплики, например, традиционного персонажа оперной буффонады - старого ворчуна и волокиту. Он постоянно упрекает "коварных плутовок", подозревает измены, но при случае сам не прочь тряхнуть стариной и приударить за молоденькой субреткой, пускает в ход настойчивость и угрозы... А многоцветная галерея женских персонажей! "Сколько же здесь женщин, и какие они разные! - замечает музыковед В. Медушевский. - Можно было бы, наверное, написать целую книгу о женских образах в инструментальной музыке Моцарта".

Сюжеты, персонажи, типы драматических коллизий определяют ОГЛАВЛЕНИЕ и образную логику инструментальных сочинений. Музыкальный материал, музыкальные темы опер кочуют по страницам инструментальных сочинений не просто в калейдоскопическом беспорядке, но по законам логики опять-таки типовых либретто, т.е. в инструментальном сочинении проступает специфический "сюжет", из чередования эпизодов вырисовывается драма, музыка не просто доставляет чувственное наслаждение гармонией и благозвучием, но "повествует" и "представляет". Сходство оперных сюжетов в эпоху, когда на один поэтический текст писали по несколько десятков опер, порождает очевидный алгоритм событий, который для театра и инструментальной музыки оказывается единым. Неслучайно, характеризуя противопоставление тем главной и побочной партий в экспозиции сонатного allegro, говорят о конфликте, "завязке". Анализируя преобразования музыкального материала в разработке, употребляют понятия "кульминации", "апогея", а разрешение конфликта в репризе трактуют как "развязку".

Симфонии в творчестве Гайдна и Моцарта демонстрируют становление классического образца - от практически декоративного дивертисмента до шедевров в позднем периоде творчества. Стоит задуматься над тем, что из 104 симфоний Гайдна и более 50 симфоний Моцарта историческая память сохранила около 20. Самые знаменитые из них - симфония № 40 g-moll Моцарта, пленяющая лирической экспрессией, и героическая № 41 C-dur, известная под названием "Юпитер". В концертной практике сегодня достаточно широко известны также № 25 g-moll, № 29 A-dur, № 31 D-dur "Парижская", № 35 D-dur "Хаффнер", № 36 C-dur "Линцская", № 38 D-dur "Пражская", № 39 Es-dur. Совершенно прелестный цикл представляет собой "Маленькая ночная серенада" для оркестра (1787), которую можно считать изысканной мини-симфонией.

Гайдн в своих симфониях любил всяческие "сюрпризы" и шутки, которые нашли отражение в названиях "Прощальная", "С боем литавр", "Часы". Ну и, конечно, в современном концертном репертуаре живут "Лондонские" симфонии № 103 Es-dur и № 104 D-dur, поразившие современников и продолжающие радовать сегодня естественной простотой народных по характеру мелодий, элегантностью и изяществом образов, веселым юмором и великолепной техникой инструментального письма.