Взаимосвязь основных категорий теорий управления и принятия решений

Карл Маркс выделял две стороны управления: управление как вид деятельности (организационно-техническая сторона), т.е. "производительный труд, выполнять который необходимо при всяком комбинированном способе производства", и управление как проявление производственных отношений и целенаправленности (социально-экономическая сторона), т.е. часть регламента или правопорядка на производстве, зависимого от формы собственности на средства производства.

С современной точки зрения управление – это элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление – это воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Границы, ОГЛАВЛЕНИЕ, цели и принципы социального управления зависят от социально-политического строя[1]. Выделяют также стихийное управление, воздействие которого на систему есть результат перекрещивания различных сил, массы случайных единичных фактов, и сознательное управление, осуществляемое общественными институтами и организациями.

В начале XX в. Мэри Паркер Фоллетт, ученый в области менеджмента, определяла менеджмент как "искусство достижения целей с помощью других людей".

Несколько позже видный теоретик менеджмента Питер Друкер утверждал, что работа менеджера заключается в том,

чтобы определять направление развития всей организации, обеспечивать руководство и решать, каким образом использовать организационные ресурсы, чтобы достичь поставленных целей. Решение задач с помощью других людей, использование ресурсов для достижения поставленных целей, обеспечение руководства и определение направления развития – это именно то, чем занимаются менеджеры. Эти виды деятельности относятся не только к уровню высшего руководства, но и к руководителям службы безопасности, бухгалтерских отделов, директорам по маркетингу и другим менеджерам. Более того, считается, что менеджмент универсален, поскольку предполагает использование ресурсов и достижение целей всеми типами коммерческих и некоммерческих организаций. Таким образом, менеджмент – это достижение организационных целей эффективным и экономичным способом посредством планирования, организации, лидерства и контроля над организационными ресурсами.

Предмет науки управления – это законы и закономерности управления как целостного, комплексного и конкретного социального явления[2]. Подчеркнем, что законы действуют не автоматически, а только через деятельность людей, при этом знание и следование законам определяют их поступки и поведение, а субъективность человека способна радикально исказить проявление закона.

Закон в общем смысле – это необходимое, существенное, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (например, закон сложения скорости в механике); общие – для больших групп явлений (например, закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеобщие, или универсальные. Всеобщий закон управления может звучать так: все системы управляемы. Считающиеся неуправляемыми системы управляются пока что неизвестными и неподвластными человечеству силами на основе непознанных законов[3].

Всеобщий закон управления определяет принцип необходимости и научности в управлении. Научность управления заключается в том, что оно осуществляется на основе системного подхода в соответствии с экономическими, социально-психологическими законами и иными известными законами и принципами, действию которых подчиняется система.

Это означает также необходимость основанного на науке понимания многообразной природы и сущности объекта управления, необходимость компетенции в области специфики объекта, построение и использование наиболее адекватных моделей и инструментов влияния. К примеру, человек не должен рассматриваться только как объект управления с точки зрения систем управления.

Перечислим общие законы управления:

• управленческое воздействие ведет к результату (в этом проявляется закон сохранения и превращения энергии);

• закон адекватности воздействия природе системы: воздействие тем с большей вероятностью приведет к ожидаемым результатам, чем точнее стимул соответствует сущности системы, ее свойствам, ожиданиям;

• закон жизненного цикла (любая система проходит этапы зарождения, бурного развития, постепенного роста или стабильности, кризиса, упадка); понимание этапа развития системы помогает понять ее актуальные свойства, приоритеты;

• закон "объективности субъективизма" в управлении и в науке. Ученые, исследователи, практики, познавая некий объект, явление, опираются на достигнутый к данному моменту уровень представлений об объекте и предмете, на собственную эрудицию, собственный подход, точку зрения, создают собственную, не лишенную субъективности модель объекта[4].

Субъект по своей природе не может быть полностью объективен. Опираясь на достаточно субъективную модель, субъективное представление об объекте, исследователи и практики пытаются выдвинуть гипотезы, проверить их эмпирически, понять суть, структуру, причинно-следственные связи. Однако опираясь лишь на накопленные знания, можно даже не подозревать о наличии свойств и качеств объекта, объясняющих его поведение. Так, Ф. Тейлор, объясняя поведение работника и рекомендуя средства влияния на него, объективно не мог в должной мере учитывать личностные особенности работника, поскольку во время разработки им научного менеджмента еще не сложилась наука психология вообще, и психология личности в частности.

Закон эффективного управления: эффективность управленческого воздействия, качество результата зависит от качества управления; в свою очередь качество управления есть результат компетентности управленца[4].

Закон субъективности в восприятии эффективности управления: поскольку на результаты деятельности организации оказывает влияние множество субъектов и групп интересов с достаточно разнообразными интересами, постольку оценка результатов этими группами и субъектами может не совпадать (проявление ситуационного принципа субъективной интерпретации)[3].

Закон компетентности управленца: компетенция не есть величина постоянная, она требует непрерывных усилий, обучения, накопления опыта, работы мысли[3].

Закон актуальности или современности применяемых методов управления: компетентность управленца есть результат глубины познания управляемой системы, степени адекватности используемой для управления модели системы самой системе, объема и степени владения методами и способами влияния на систему, степени адекватности используемых для управления методов самой системе[3].

Закон экономичности управления (связан с законом адекватности): чем точнее выбран метод, тем достижение ожидаемого результата не только более вероятно, но и обходится дешевле. Это означает, что система легче реагирует на воздействие, менее инерционна по отношению к воздействию, в общем случае требует меньше усилий и используемых ресурсов, если воздействие учитывает ее специфику, состояние, ожидание[3]. На рис. 2.8. представлена взаимосвязь основных категорий управления.

Законы организаций как систем и объектов управления можно вывести, переформулировав свойства систем.

Рис. 2.8. Взаимосвязь основных категорий управления

Свойства организации нельзя познать, основываясь только на знаниях свойств ее элементов. Действие закона перехода количества в качество ограничивается неопределенностью необходимого для перехода количества и слабой предсказуемостью момента перехода; от перестановки элементов системы (организации) ее свойства меняются. Поведение организации нельзя прогнозировать на основе знания только ее свойств, т.е. без учета факторов внешней среды; каждая организация уникальна, и неправомерно подходить к конкретной организации, подразделению, бизнес-единице только с общей меркой или на основе знаний о других, даже аналогичных организациях. Организация способна приспособиться к изменениям внешней среды и к внутренним изменениям, но не до бесконечности и не абсолютно: в процессе адаптации в ней происходят изменения. В процессе развития организациям требуется не только пребывание в состоянии изменений, но и пребывание в состоянии относительного покоя; каждое следующее мгновение организация уже несколько другая, чем была в предыдущее[4].

На организацию активно воздействует внешняя среда, поэтому следует учитывать ее законы, например законы общественно-экономической формации. При выполнении отдельных функций управления также необходимо знать и учитывать соответствующие "функциональные" законы, например, законы планирования, лидерства, организации деятельности, контроля.