Институциональный подход в государственном регулировании кризисных ситуаций

Как самостоятельное течение институционализм возник в США в начале XX в. Основоположником институционализма является американский экономист, антрополог и социолог Т. Веблен (1857–1929).

Институционалисты в теоретическом плане подготовили определенную платформу для последующего распространения кейнсианства и одними из первых выступили с идеей государственного контроля над экономикой.

В основу неоинституционализма заложены две общие установки. Во-первых, что социальные институты имеют значение и, во-вторых, что с помощью стандартных инструментов экономической теории они поддаются анализу.

Неоиституциональная теория основное внимание уделяет анализу таких факторов, как права собственности, трансакционные издержки и агентские контрактные отношения.

Неоинституционализм по сравнению с неоклассической теорией вводит новый класс ограничений, сужающих поле индивидуального выбора и обусловленных институциональной структурой общества. Кроме того, вводятся поведенческие предпосылки – оппортунистического поведения и ограниченной рациональности.

Первая предпосылка означает возможность нарушения контрактов, т.е. "преследование собственного интереса, доходящее до вероломства". Вторая означает, что человек, обладающий ограниченной информацией, может минимизировать не только материальные издержки, но и интеллектуальные усилия.

Неоинституционалисты указывают, что государство не обладает полной информацией и не имеет теоретической возможности ликвидации трансакционных издержек. А неоклассическая школа предполагает, что рынок действует в условиях совершенной конкуренции, а отклонение от нее характеризует как "провалы рынка" и возлагает в таких случаях надежды на государство.

От других экономических школ основные отличия институционализма состоят в следующем:

• привычные категории экономики рассматриваются с учетом более полного спектра отношений и интересов и не игнорируются;

• институционалисты исследуют экономику лишь как часть социальной системы;

• институционализм же считает эти понятия культуры, науки, экономики, политики и другие подобные взаимосвязанными и равноправными;

• отрицание принципа оптимизации. Хозяйствующие субъекты трактуются как следующие различным привычкам – приобретенным правилам поведения и социальным нормам, а не как максимизаторы целевой функции;

• интересы общества первичны. Действия отдельно взятых субъектов в значительной мере предопределяются ситуацией в экономике в целом, а не наоборот;

• трактовка экономики как эволюционирующей системы и отрицание подхода к экономике как к равновесной системе;

• благосклонное отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику;

• отрицание рационального человека, руководствующегося исключительно полезностью. По мнению институционалистов, из-за невозможности учесть все факторы, влияющие на поведение человека, действия индивида спрогнозировать невозможно;

• цены не столь изменчивы и консервативны Спрос, издержки, конъюнктура чрезвычайно подвижны. Несмотря на происходящие на рынке изменения, цены зачастую не меняются;

• с точки зрения институционалистов, задача экономической науки состоит в том, чтобы дать рекомендации, обосновать рецепты соответствующих изменений в поведении, политике, общественном сознании, а не только в том, чтобы понять систему взаимосвязей и составить прогноз.

Подходы институционалистов оказались весьма полезными при анализе феномена собственности, диагностировании дефектности собственности как первопричины системных макроэкономических кризисов в определенных странах и условиях и разработке на этой основе подходов и методов государственного антикризисного управления.

Согласно весьма популярной в западной теории прав собственности теореме Р. Коуза проблемы контрагентов могут быть эффективно решены путем прямых соглашений между заинтересованными сторонами и не требуют государственного вмешательства при условиях, что стоимость сделки относительно невелика, права собственности четко определены и сделка вовлекает небольшое число сторон. Суть теории Р. Коуза заключается в обосновании того, что "наиболее эффективными оказываются институты, обходящиеся обществу дешевле; что искусство экономической политики есть не что иное, как отбор наименее дорогостоящих способов координации экономической деятельности" и что "в условиях надлежащим образом определенных прав собственности производство непременно будет эффективным".