Институциональная структура общества

Люди налагают на себя ограничения, которые позволяют им строить свои отношения с другими людьми, во всех обществах, даже первобытных. Институциональная структура развитого общества включает в себя как формальные, так и неформальные правила, и эти группы правил определенным образом взаимодействуют.

Различие между формальными и неформальными правилами

В современном обществе неформальные правила играют весьма значительную роль. Мы сталкиваемся с ними повсюду: в семье, при общении с другими людьми, в деловой и политической жизни. Обычно люди слабо осведомлены о материальном праве, регулирующем их взаимоотношения. Основные правила, которые организуют отношения людей в повседневной жизни, не закреплены в законах. И даже па рынке, где цена устанавливается в результате колебаний спроса и предложения, действуют неформальные правила, оказывающие влияние на цену. Они влияют на ожидания покупателей и их мнение о том, справедливо ли повышение цены. Так, в 1986 г. был проведен опрос жителей Торонто, который показал, что поведение хозяйственных магазинов будет считаться "нечестным", если после сильного снегопада они повысят цены на лопаты для очистки дорог от снега. Это исследование показало, что рост цен считается приемлемым, если он отражает реальное увеличение издержек, а не просто является реакцией на увеличение спроса.

Неформальные правила определяют также, что может стать объектом рыночной сделки. Водители, встретившись на узкой дороге, не могут выйти из этого сложного положения, решив проблему рыночным способом, поскольку отсутствуют нормы, которые делали бы обыденными подобные сделки, поэтому предложение одного из водителей заплатить за право проехать первым будет звучать довольно странно.

Люди придерживаются неформальных правил не только в обыденной жизни, но и в чрезвычайных обстоятельствах – допустим, когда человек находится на грани жизни и смерти. Что определяет поведение людей в чрезвычайных условиях: эгоизм человека экономического (homo oeconomicus) или социальные нормы? Ученые проанализировали поведение людей на Титанике, затонувшем в ночь на 14 апреля 1912 г. после столкновения с айсбергом во время своего первого путешествия (гибель "Титаника" можно рассматривать как квазиестественный полевой эксперимент). Они собрали данные о пассажирах, которым удалось выжить в результате крушения. Определяющая социальная норма в чрезвычайных обстоятельствах – это правило первоочередного спасения женщин и детей, и следить за соблюдением этой нормы могут либо пассажиры-мужчины, либо члены команды. Нет какого-либо морского закона, которых требовал бы первоочередного спасения женщин и детей, однако это неформальное правило действует и в других чрезвычайных ситуациях, когда требуется эвакуация людей. Результаты, полученные авторами исследования, показали, что эта социальная норма действовала на Титанике: шанс спастись у женщин с детьми был на 65% выше, а у женщин без детей – на 51% выше, чем у мужчин[1].

Точное описание и систематизация неформальных правил, однозначное определение их роли в регулировании повседневной жизни людей – чрезвычайно сложная задача. Неформальные правила могут принимать форму норм потребления (правила этикета, манера одеваться, получение чаевых), взаимности (дарение подарков, обмен чем- либо, оказание услуги), воздаяния (месть), сотрудничества (голосование или уплата налогов), распределения (нормы справедливости и равенства), а также норм, регулирующих трудовые отношения. Неформальные правила, как и формальные, ограничивают поведение людей. Чем, однако, эти правила отличаются друг от друга? Как провести различие между ними?

Можно рассматривать в качестве формальных те правила, нарушение которых влечет за собой достаточно суровые санкции, например наказание в виде тюремного заключения или остракизма. Неформальные правила, согласно этому подходу, не накладывают жестких ограничений на действия людей, они лишь облегчают жизнь в обществе, делают ее более приятной. За нарушение неформальных правил следует не строгое наказание, а в худшем случае неодобрение общества. Соблюдение неформальных правил обязательно только в моральном смысле или с точки зрения приличия и хорошего вкуса. Государство не является необходимой предпосылкой для существования неформальных правил. Подход, проводящий подобным образом границу между правилами формальными и неформальными, характерен для ученых, относящихся к направлению, известному как "старый институционализм"[2].

Сторонники другого подхода видят различие между формальными и неформальными правилами не в строгости наказания, а в том, кто устанавливает правила и следит за их соблюдением. Данная позиция опирается па идеи австрийского экономиста и философа, лауреата Нобелевской премии по экономике 1974 г. Ф. фон Хайека, который противопоставил "самопроизвольный порядок" ("spontaneous order") "порядку, основанному на законе" ("legal order")[3]. "Самопроизвольный порядок" устанавливается, когда люди вовлечены в устойчивые модели поведения, поскольку никто из них не может выиграть, отклоняясь от этих моделей поведения, даже если нет эффективных правовых механизмов сдерживания. "Порядок, основанный на законе" возникает, когда государство устанавливает законы и наказывает тех, кто их нарушает.

Этот подход характерен для ученых, представляющих "новый институционализм". Они называют формальными правила, записанные в официальном источнике, за соблюдением которых следит специально выделенная группа людей (судебная система, полиция, репрессивный аппарат). Наличие принуждения со стороны государства – это характерная черта формальных правил. В отличие от них неформальные правила нс закрепляются ни в одном официальном источнике, их исполнение гарантируется не угрозой законодательных санкций, как в случае с правилами формальными, а контролем со стороны всех членов общества. Поэтому в первобытных обществах, не знавших государства, поведение людей регулировалось правилами неформальными. Формальные правила возникают с появлением государства. При этом подходе строгость наказания не имеет определяющего значения. Наказание может быть строгим как за нарушение формальных правил, так и за несоблюдение принятых в обществе неформальных правил. Например, в первобытных обществах действовало неформальное правило: богатые члены общества должны были раздавать свое богатство более бедным соплеменникам. Эта норма выполняла экономическую функцию страхования от голода, который в равной степени угрожал всем членам первобытного общества, так как технология хранения продуктов была неразвитой и создание запасов было невозможным. Поделившись с соплеменниками, которым не повезло в этом году, богатый человек мог рассчитывать на взаимность, когда он в свою очередь окажется менее удачливым. Такое альтруистическое поведение поощрялось обществом: человек, раздавший свое богатство, пользовался особым уважением. По в некоторых обществах соблюдение этой нормы поддерживалось весьма суровыми санкциями. Например, эскимосы иногда убивали своих жадных богатых соплеменников[4].

Законы соблюдают потому, что за их нарушение следует наказание со стороны государства. Что же заставляет людей соблюдать правила неформальные? Если норма поведения, принятая в обществе, не выполняется, то за этим следует определенная санкция, т.е. человек, нарушивший норму, должен нести издержки.