Институциональная система инновационного развития

В условиях глобализации и обострения конкурентной борьбы за рынки сбыта формируются две основные модели развития экономики: инновационная и сырьевая. Сырьевая модель опирается на наличие и разработку сырьевых запасов, востребованных на мировом рынке. Инновационная модель ориентирована на завоевание рынков путем создания новых высокотехнологичных товаров и услуг, что стимулирует спрос на науку и высококвалифицированные кадры, развитие и реализацию творческого потенциала рабочей силы.

Реализация человеческого капитала определяется уровнем развития инновационной инфраструктуры, включением индивидуумов в инновационный процесс, который начинается с бизнес-идеи и завершается поставкой инновационного продукта потребителю. Инновационный процесс предполагает теснейшее взаимодействие прямых и обратных связей между научными лабораториями и производством; маркетинговыми структурами и конструкторскими бюро, сферой деловых знаниеемких услуг, финансовых институтов и потребителей.

Непрерывность и эффективность инновационного процесса обеспечивается в рамках национальных инновационных систем (НИС). Инновационные системы связывают воедино науку, образование, информационно- коммуникационное обеспечение и производство инновационных товаров и услуг при поддержке государства и активном участии бизнеса. Национальные инновационные системы обеспечивают соединение науки с производством, используя кластеры, инновационные и технологические центры, технопарки, центры по продвижению технологий, технико-внедренческие зоны и другие институциональные структуры.

Инновационные системы функционируют, развиваются и совершенствуются в ведущих странах мира, развитие которых определяется экономикой знаний, и формируются в некоторых наиболее продвинутых в инновационном развитии странах. Они обеспечивают взаимосвязь и единство производства ресурсов знаний, их применения, распространения, доведения до потребителя.

Формирование национальных инновационных систем в развитых странах началось с дерегулирования научно-исследовательской сферы. К созданию национальной инновационной системы США приступили под влиянием кризиса 1970-х гг. на основе закона Бэя — Доула (1980). Закон превратил университеты, коммерческие фирмы, предприятия малого бизнеса и некоммерческие структуры в собственников сделанных ими открытий и изобретений при выполнении федеральных грантов, что позволило патентовать и заниматься коммерциализацией открытий и изобретений.

Интеллектуальная собственность в сочетании с увеличением государственного финансирования этих организаций на научные исследования и разработки вызвали бурный рост совместных предприятий, которые создавались учеными и венчурными бизнесменами. В результате сформировались десятки тысяч исследовательских центров, занимающихся привлечением инвесторов и внедрением разработок в промышленность.

Университеты стали преобразовываться в центры технопарков, где объединяются научные исследования и опытно-конструкторские разработки, осуществляется их коммерциализация и подготовка кадров в новейших областях науки и техники. Университеты обрели независимость в определении стратегии развития и организационной структуры; приобрели предпринимательские функции; они активно взаимодействуют с бизнес-структурами и государством, осуществляют капитализацию научных открытий.

Взаимодействие между наукой, подготовкой кадров, бизнесом и государством развивается во всех странах, включившихся в процесс инновационного развития. В 1995 г. в Японии был принят Базовый закон о науке и технике, заложивший основы современной инновационной политики. С 1996 г. разрабатываются пятилетние Базовые планы развития науки и техники, где ключевая роль в формирующейся новой инновационной системе отводится университетам.

В 2004 г. все национальные университеты Японии были акционированы и стали собственниками недвижимого имущества и научного оборудования; они получили право на интеллектуальную собственность, создаваемую трудом сотрудников; участвовать в исследованиях совместно с частным сектором.

Национальная инновационная система формируется в Китае, где поставлена задача к 2020 г. войти в число государств с инновационной экономикой; к середине столетия — стать мировым лидером в науке и технике на базе развития собственных инноваций. Предусматривается формирование условий и развитие инфраструктуры для инновационной деятельности научно-исследовательских институтов и бизнеса; поддержка развития и внедрения НИОКР на предприятиях рыночными стимулами; активное привлечение иностранных ученых и специалистов.

В 2000 г. Евросоюз провозгласил главную цель стратегического развития — превращение в мирового лидера к 2010 г. на базе создания единого пространства для решения триединой задачи: объединение научного, образовательного и технического потенциала ЕС в рамках общей стратегии развития. Лиссабонская стратегия "Европа 2020" ориентирована на экономическое развитие, основанное на знаниях и инновациях, и превращение Евросоюза в инновационный союз.

В Германии программа "Инициатива для превосходства" (2006) направлена на превращение университетов в ведущие научные и образовательные центры. В Великобритании основные цели в области инновационного развития сформулированы в Национальной стратегии инвестиций в сферу науки и инноваций на 2004—2014 гг. и в Белой книге "Инновационная нация" (2008). Они заключаются в следующем: увеличить затраты на НИОКР до 2,5% ВВП к 2014 г.; создать наиболее привлекательные в мире условия для инновационного бизнеса и государственных услуг; развивать фундаментальные исследования; стимулировать инновационную активность частного сектора с привлечением иностранных капиталов в инновационную сферу.

Национальные инновационные системы во всех странах базируется на "триединой спирали", включающей "университет — промышленность —государство" [1]. Взаимодействие "триединой спирали" обеспечивается объединением ранее изолированных инновационных центров в университетах, промышленных фирмах и государственных учреждениях. Это позволяет объединять интеллектуальные, материальные, финансовые ресурсы нескольких университетов, частных фирм и государственных исследовательских центров, расположенных в разных регионах страны и различных странах.

Качественно новый характер организационных форм позволяет университетам, государственным и частным научно-исследовательским организациями генерировать новые инновационные фирмы и исследовательские организации. Они возникают на основе отбора перспективных идей в области технологий, получают финансирование в виде грантов и беспроцентных кредитов, обучение персонала в создавших их структурах, включение в общую сеть с потенциальными партнерами и инвесторами.

Формирование "триединой спирали" составляет базовую основу инновационного процесса; ее компоненты по отдельности не обеспечивают инновационный процесс; вне триединства затраты могут оказаться неэффективными, ученые и специалисты — невостребованными.

Инновационные системы определяют основные направления науки, образования, производства, потребления, формируют правовые и финансовые институты. Они предполагают тесное взаимодействие общественных и государственных институтов, бизнес-сообществ, образовательных учреждений в формировании долгосрочной стратегии развития. Их характеризуют высокое качество правовых институтов, защита интеллектуальной собственности, стимулирование малого предпринимательства, ориентированного на инновации.

Благоприятной средой для создания и выращивания новых наукоемких бизнесов и привлечения инвестиций служат различные научные парки, технопарки, кластеры и т.н. Они действуют во всех развитых странах, ориентированных на инновационное развитие, и обычно возникают на базе университетов и других научно-исследовательских центров.

Наибольшее распространение получили кластеры, которые объединяют все компоненты "триединой спирали" инновационного развития. В большинстве стран имеются национальные программы развития кластеров, действуют государственные специальные структуры. Кластер представляет собой объединение функционально взаимосвязанных и взаимодополняющих компаний и организаций в рамках одной территории и в определенной сфере.

Взаимодействие предприятий и организаций в рамках кластеров позволяет снижать издержки производства, повышать производительность труда, обеспечивать распространение инноваций. Кластерный подход к развитию территорий и инновационной деятельности получил широкое распространение; кластеризацией охвачена датская, норвежская, шведская промышленность. Кластерные структуры успешно действуют в химическом производстве и машиностроении Германии, в производстве продуктов питания и косметики Франции.

В 2012 г. половина экономики ведущих стран мира была охвачена кластеризацией. В США действовало 380 кластеров, Италии — 206, Великобритании — 168, Индии — 106, Франции — 96, Польше — 61, Дании — 34, Германии — 32, Нидерландах — 20, Финляндии — 9. Модели кластеров различны; в Италии, например, это 200 "промышленных округов", объединяющих более миллиона малых и средних предприятий (МСП), которые стали мировыми лидерами на узкоспециализированных рынках с долей до 50—80%.

Индустриально-инновационные кластеры в виде сетевой периферии компаний группируются вокруг центра, образованного крупной компанией или университетом. Такого типа кластеры распространены в Республике Корея, Германии, Франции, Японии (долина Саппоро). Инновационные кластеры в США, Скандинавии, Швейцарии, Юго-Восточной Азии представляют собой взаимосвязанную систему фирм, их поставщиков и клиентов с университетами и исследовательскими центрами.

В некоторых странах государственное регулирование сводится к устранению препятствий для развития кластера; во многих других — государство определяет приоритетные направления развития кластеров, обеспечивает благоприятные условия для научно-исследовательской деятельности, создает спрос па продукцию, привлекает к участию в государственных программах.

Первопроходцами в инновационных кластерах были создатели Кремниевой (Силиконовой) долины в США, где располагаются десятки тысяч компаний, несколько десятков исследовательских центров и несколько крупных университетов, где оказывают услуги около 200 венчурных фирм и более 700 банков финансируют деятельность отдельных компаний.

Кремниевая долина США является первым в мире и крупнейшим HiTech центром. Она сформировалась на земле Стэнфордского университета (1891), где в 1939 г. студенты У. Хьюлетт и Д. Паккард основали первую IT-компанию (HP); в 1946 г. началось формирование Стэнфордского исследовательского института; в 1951 г. — строительство Стэнфордского индустриального парка.

В Великобритании 70% британского венчурного капитала вложено в инновационные кластеры, размещенные в треугольнике Кембридж — Лондон — Оксфорд (Большой Юго-Восток). Лондон отличается мощной университетской научной базой; там хорошо развиты все виды креативных и творческих отраслей и функционируют кластеры в области производства фильмов, новых видов медиа, музыкальной индустрии, рекламы и т.п.

За последние 30—40 лет вокруг Кембриджа и Оксфорда сформировались технологические кластеры мирового уровня. В Оксфорде развиты кластеры технических производств и биомедицины, услуг в области тестирования материалов для авиакосмической, автомобильной и других отраслей промышленности. В таких кластерах академическая деятельность соединена с вновь созданными компаниями (spin-off), которым университеты предоставляют в аренду землю, помещение, доступ к оборудованию

и услугам. В Кембридже действуют технологические кластеры в области биомедицины и в сфере информационных технологий — в программировании и разработке электронного оборудования и приборов.

В области информационных технологий выделяется spin-off компания Advanced RISC Machine (ARM), которая занимает первое место в мире как поставщик интеллектуальной собственности в области полупроводников. Как показывает опыт, кластеры могут функционировать только на базе высокотехнологичных новых производств; попытки создать кластеры в депрессивных районах с традиционными отраслями обычно оканчивались неудачей.

В России курс на формирование кластеров был взят в 2005 2006 гг. В 2012 г. на основе конкурса программ развития было отобрано 25 инновационных кластеров от 50 регионов. В число отобранных вошли следующие кластеры: "Зеленоград", ядерно-физических и нанотехнологий (г. Дубна), фармацевтики, биотехнологий и биомедицины (г. Обнинск), нижегородский индустриальный в области автомобилестроения и нефтехимии, нефтехимический Республики Башкортостан.

Обобщающим показателем инновационного развития страны является Индекс инноваций (ИИ). Индекс инноваций составлен из 80 различных переменных и рассчитывается как взвешенная сумма оценок двух групп показателей: располагаемые ресурсы и условия для проведения инноваций (Innovation Input) и достигнутые практические результаты осуществления инноваций (Innovation Output). В 2014 г. в первую десятку по ИИ вошли: Швейцария, Великобритания, Швеция, Финляндия, Нидерланды, США, Сингапур, Дания, Люксембург, Гонконг (Китай).

Россия заняла 49-е место в общем рейтинге, поднявшись с 62-го места. Сильные стороны России, как отмечается в докладе, связаны с качеством человеческого капитала (30-е место), развитием бизнеса (43-е), развитием знаний и технологий (34-е). Показатели развития инфраструктуры остаются на среднем уровне (51-е место); мешают развитию инноваций несовершенные институты (88-е место), низкие показатели результатов творческой деятельности (72-е) и развития внутреннего рынка (111-е). Среди стран БРИ КС Россия заняла второе место после Китая (29-е место), обогнав Южную Африку (57-е), Бразилию (61-е) и Индию (76-е).