Взаимосвязь между правовыми и этическими основами социальной работы

Правовые и этические основы социальной работы основаны на ценностно-смысловом компоненте социально-правовой компетентности социального работника, включающем его личностные качества и ценности. Роль личностных качеств, специфичных для социального работника, несомненно, велика в его профессиональной деятельности в социально-правовой сфере. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, способность к сопереживанию (эмпатия), готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности, высокая духовная культура и нравственность.

Можно выделить следующие уровни сформированности социально-правовой компетентности: интуитивно-репродуктивный, сознательно-репродуктивный и креативный. Если первые два уровня часто характерны для выпускников вузов, не имеющих опыта реальной профессиональной деятельности, то профессионал должен обладать высшим уровнем сформированное™ компетентности, а именно креативным.

Специалист по социальной работе, имеющий креативный уровень развития социально-правовой компетентности:

o высоко мотивирован к социально-правовой деятельности; к сотрудничеству с людьми, нуждающимися в его помощи; разрешению конфликтов демократическими методами; к выражению и отстаиванию собственной точки зрения; к практической деятельности по решению социально-правовых проблем населения, связанных с повышением качества жизни; оказание социально-правовой помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, понимает как ведущую цель профессиональной деятельности;

o хорошо знает права и обязанности граждан; нормативно-правовую базу решения проблем населения; социальные льготы и условия их предоставления; алгоритм решения социально-правовых проблем, способы принятия решений; государственные и общественные организации, занимающиеся решением социально-правовых проблем;

o осуществляет социально-правовую деятельность на оптимальном уровне активности; постоянно самосовершенствуется в области права; адекватно ориентируется в социально-правовой сфере жизни; эффективно использует правовые знания при решении профессиональных задач и в процессе активной жизнедеятельности; активно защищает права клиентов; доверительно и открыто общается, ведет диалог, умеет слушать клиента; создает атмосферу доверия и защищенности каждому клиенту; осознает социальную значимость права и правопорядка; уважительно относится к правам другого человека; имеет привычку к правомерному поведению и гражданско-правовой активности;

o убежден в важности и социальной значимости избранной профессии; глубоко уважает законы как ценность; бережно относится к социальным ценностям правового государства; осознает личностную значимость социально-правовой деятельности; уважает права другого человека; имеет потребность в самосовершенствовании; ответственность; моральную чистоту в профессиональных делах;

o контролирует свое поведение, осознает и ценит возможность самореализации в профессиональной деятельности и свободного самовыражения, время воспринимает как ресурс для развития; имеет свое собственное мнение, но и прислушивается к мнению других людей;

o способен к самоанализу в социально-правовой деятельности, стремится к личностному росту и умеет оценить себя в профессиональных ситуациях, способен сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений.

Исследования функционального развития профессиональной компетентности специалиста показывают, что социально-правовая компетентность не является постоянным и неизменным конструктом; она должна развиваться, так как изменяется законодательство; появляются новые нормы, а также решения Конституционного Суда РФ или Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) и др. Если студент вуза должен изучать, например, семейное право, то специалисту по социальной работе при повышении квалификации важно узнать о последних изменениях семейного законодательства, разобраться в содержании новых норм, понять правила их применения к конкретным фактическим ситуациям, с которыми ему приходится сталкиваться на практике.

Надо признать, что постоянные качественные изменения в содержании деятельности института социальной работы неминуемы. Более того, здесь они происходят намного чаще, чем в других профессиональных областях, поскольку именно в повседневной жизни индивида в первую очередь проявляются его потребности и интересы, которые благодаря только тому факту, что принадлежат конкретному человеку во всей его индивидуальности или социальной группе в ее самобытности, всегда содержат элемент некоторой новизны, а значит, и скрытую в этом интересе потенциальную проблему его реализации в существующих социальных условиях, которая может проявиться от бытового и до общесоциального уровня.

Следовательно, характер деятельности требует от социального работника не только широких полидисциплинарных познаний, позволяющих ему быстро ориентироваться в происходящих в обществе процессах, адекватно понимать клиента, точно определять суть проблемы в многообразии ее предметных аспектов, но и высокого уровня практического мастерства, выраженного в конкретных навыках и умениях работы с индивидуальной ситуацией человека. Сегодня личность социального работника и его профессионально значимые качества формируются в процессе многоступенчатого отбора, образования, а также под непрерывным воздействием профессионального сообщества, старательно воспитывающего и развивающего нравственный потенциал своих членов.

Выделяются следующие уровни отечественного социального образования: начальное; среднее специальное; высшее социальное образование, получаемое на уровне бакалавра; высшее на уровне специалиста; высшее с углубленной профессиональной подготовкой; высшее социальное образование, сориентированное на исследовательско-аналитическую и преподавательскую деятельность по циклу профессиональных и специальных дисциплин на уровне магистра; аспирантская послевузовская социально ориентированная подготовка; докторская послевузовская социально ориентированная подготовка. В эту систему в качестве отдельного блока следует включить курсовую переподготовку и повышение квалификации практических дипломированных специалистов социальной сферы.

Базовые ступени образования - начальное, среднее и высшее - достаточно строго регламентированы законодательством. Повышение квалификации в рамках непрерывного профессионального образования может иметь разные формы: самостоятельную работу с литературой или с использованием интерактивных средств, участие в семинарах, конференциях и других формах обмена информации, а также целевое обучение. Обязательным условием непрерывного профессионального образования должно быть его методически продуманное построение, что повысит его эффективность и облегчит задачу специалиста. С этой точки зрения предпочтительным представляется именно обучение по специальным программам, а в промежутке между образовательными циклами - самостоятельная работа. Другое обязательное условие реализации непрерывного профессионального образования - периодическая аттестация специалистов - должна вестись на законодательной основе силами или при активном участии общественных профессиональных объединений.

Организация непрерывного образования, несомненно, должна ориентироваться на социально-экономические изменения в государстве. Специалистам, работающим в социальной сфере, необходимо адаптироваться к этим условиям, неустанно совершенствовать свои навыки и пополнять профессиональные знания с учетом научно-технического прогресса и запросов общества. И для этого должна функционировать постоянно действующая система повышения квалификации.

Отметим, что в той или иной мере подобная система практиковалась в нашей стране в доперестроечные времена, но в начале 1990-х гг. она была сломана. Взамен этой системе пришло дополнительное профессиональное образование, включающее повышение квалификации и переподготовку. Так как этот вид образовательной деятельности является чисто коммерческим, он получил распространение в наиболее привлекательных в этом смысле сферах.

Система повышения квалификации как одна из основных форм непрерывного профессионального образования не может осуществляться традиционными методами. Для этого есть несколько объективных причин. По подсчетам специалистов, подготовка молодых кадров более чем на две трети не соответствует существующему и перспективному спросу на рынке труда. Эффективность функционирования системы профессиональной подготовки зависит от соответствия происходящим и прогнозируемым изменениям в экономической и социальной инфраструктурах, поскольку инновационный подъем в стране возможен при наличии компетентных специалистов и руководителей, способных оптимизировать принятие эффективных социально-экономических решений, обладающих сформированными профессионально-значимыми качествами, концептуальным, креативным, аналитическим и современным экономическим мышлением.

Однако существует тенденция отставания вузовского образования от запросов общества, которое требует высокоинтеллектуальных специалистов с адекватным уровнем профессиональной, уникально-корпоративной компетентности. Это дифференцирует существующую практику производственных отношений в компаниях и учреждениях, а следовательно, и образовательную практику в профессиональных учебных заведениях. При этом следует заметить, что, во-первых, образовательные программы профессиональной подготовки специалистов в вузе в силу своей специфики и при всем желании и стремлении соответствовать быстро растущим запросам рынка труда не могут быть универсально адаптированными ко всем аспектам и изменениям в этой сфере. Во-вторых, с 1992 г. отменено распределение выпускников вузов, и они практически все уходят в открытый широкопрофессиональный мир трудовой деятельности, как правило, далеко не в полной мере (а иногда минимально) соответствующий направлению их профессиональной подготовки в вузе.

Новая проблема в аспекте повышения квалификации специалистов возникает и в связи с введением двухуровневой системы подготовки специалистов (бакалавриата и магистратуры) и вступлением России в Болонский процесс. Современный социально-профессиональный уровень подготовки бакалавра, особенно с учетом восприятия его сферой труда, еще в большей степени актуализирует проблему непрерывного образования в форме повышения квалификации специалистов.

Время определяет новые требования к повышению квалификации специалистов. Это не должно быть общее повышение квалификации по заранее разработанным программам "для всех". Каждый специалист должен получать специфические знания, необходимые ему для выполнения конкретной работы. Это может быть формирование как теоретических, так и практических компетенций. Поэтому ОГЛАВЛЕНИЕ учебных программ может быть составлено или пересмотрено в соответствии с потребностями и пожеланиями самих обучающихся. Главное, чтобы у слушателей было четкое представление о целях изучения того или иного учебного курса. В соответствии с этими требованиями и с учетом практически полного отсутствия государственной системы повышения квалификации и управления в этой области в современных условиях особенно актуально создание и функционирование внутрифирменных функционально-ориентированных систем повышения квалификации специалистов - систем оперативного реагирования на запросы общества и профессиональные запросы специалистов.

Неблагоприятное положение в стране повлекло за собой кризис системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров для социальной сферы. Полученные специалистами знания и технологии работы зачастую оказываются непригодными в конкретных условиях профессиональной деятельности. Вузовские "заготовки"-рекомендации по работе с людьми не гарантируют успешного взаимодействия при проявлениях дезадаптации и деструктивного поведения со стороны населения. Обретение стихийного опыта в процессе работы неизбежно связано с серьезными профессиональными ошибками и чревато эмоциональными издержками для обеих сторон. Положение усугубляется еще и тем, что следствием социально-экономических трудностей повседневной жизни социального педагога становятся разнообразные формы субъективного переживания собственных личностных и межличностных проблем.

Анализ существующей системы повышения квалификации социального работника и предлагаемых образовательных программ показывает их невысокую эффективность. Причина этому - наличие в ней ряда противоречий. Прежде всего отметим противоречия:

o между объективно существующей необходимостью в профессиональном развитии социальных педагогов и отсутствием удовлетворительных методик и технологий его осуществления;

o ОГЛАВЛЕНИЕм и методами повышения квалификации.

Эти противоречия обусловлены традиционной приверженностью системы повышения квалификации к инструктивно-репродуктивным методам обучения.

Корни следующего противоречия кроются в несоответствии содержания повышения квалификации профессиональным запросам и потребностям социального работника. Во-первых, традиционно при формировании содержания на первое место ставятся возможности организации, а не потребности специалистов. Во-вторых, нет удовлетворительных методик определения профессиональных запросов социальных педагогов, которые далеко не всегда совпадают с их профессиональными потребностями (первое - это профессиональная проблема, которую специалист осознал и сформулировал; второе - профессиональная проблема, существующая объективно, но не обязательно осознаваемая специалистом).

Есть противоречие между актуальностью непрерывного послевузовского образования социальных педагогов и дискретным характером привлечения их к повышению квалификации. Для подавляющего большинства специалистов повышение квалификации ограничивается двух-, трехнедельными курсами, на которых они обучаются один раз в 5-8 лет.

И, наконец, существует противоречие между необходимостью повышения качества дополнительного социального образования и неразработанностью системы управления этим процессом.

Как было показано выше, в условиях глобального социально-экономического кризиса особенно востребована профессионально-правовая подготовка специалистов социальной сферы в системе повышения их квалификации. Характер современной профессиональной деятельности социальных педагогов предъявляет повышенные требования к их социально-правовой компетентности, что, в свою очередь, обусловливает необходимость систематического повышения квалификации именно профессионально-правовой направленности.

Анализ программ профессионально-правовой подготовки, направленных на развитие социально-правовой компетентности и реализуемых в системе повышения квалификации социальных педагогов, показал, что их ОГЛАВЛЕНИЕ недостаточно отражает профессионально-правовые потребности и интересы слушателей, ориентировано на область правовой компетентности преподавателей курсов, что приводит к дискретным формам повышения правовой грамотности социального работника. Необходимость организационно-технологической дифференциации обусловлена отсутствием в реальном учебно-воспитательном процессе системы повышения квалификации разнообразия методов и форм правового обучения, недостаточным использованием интерактивных профессионально-образовательных технологий; недостаточной вариативностью организационно-технологических подходов к активизации учебно-исследовательской деятельности профессионально-правовой направленности, организации практических занятий, ориентированных на развитие профессионально-правовых компетенций социального работника.

Социально-правовая компетентность социального работника и существующей системы непрерывного социального образования показывает необходимость совершенствования системы повышения квалификации специалистов по социальной работе, направленной на развитие их социально-правовой компетентности.