Инсталляции. Фигуративные (изобразительные) искусства

Инсталляция Трейси Эмин "Моя кровать", воспроизводящая в натуральном виде неубранную постель, была куплена Чарльзом Саат-чи для Лондонской галереи за 150 тысяч фунтов. Инсталляции Дамиена Херста "Чучело акулы" или "Невозможность смерти в сознании живущего" и Мартина Крида "Электрическая лампочка" (Тёрнеровская премия 2001 г.) также купила Лондонская галерея Чарльза Саатчи. "Чучело акулы" - это четырехметровая тигровая акула, убитая австралийскими рыбаками и плавающая в прозрачной герметически закрытой ванне с формальдегидом. Эти три убогих по своим художественным качествам произведения не только удостоились попасть в одну из самых престижных галерей Англии, но и вызвали многоголосье восторгов большой части публики и критики.

Однако меньшая часть критики (впрочем, особо авторитетная и профессиональная) высказалась нелицеприятно и откровенно отрицательно по поводу этих инсталляций. Так, известный критик Ливан Массов в статье, опубликованной в журнале New Statesman, утверждает, что концептуальное искусство сейчас не представляет собой ничего большего, чем бессмысленную догму, ставшую британским "официальным искусством".

Литература

Концептуализм проявил себя и в литературе. Так, например, поэт Тимур Кибиров написал концептуалистскую поэму, герой которой калиф на час - генеральный секретарь КПСС К.У. Черненко, пробывший у власти всего... Поэма иронична и в канонической форме жизнеописания советского руководителя описывает и воспевает путь героя от нищенского детства мальчика, борющегося, как Павлик Морозов, с кулаками, до восхождения на партийный Олимп. Кульминацией поэмы стал торжественный директивный доклад героя на пленуме Союза советских писателей о свободе творчества, вызвавший слезы восторга у сидящих в зале классиков советской литературы.

Литературным поделкам концептуализма присуща простота и ориентированность текста на иронию, ассоциации, направленные на сопоставление поэтического текста с ортодоксальными клише.

Роль слова

В произведениях концептуализма важную роль играет слово, вербальный текст. Художник-концептуалист основывает смысл своего произведения на изначальных основаниях его существования - слове, языке. Согласно теоретическим представлениям структуралистов смысл нередко и в изобразительных образах, и в вербальных текстах концептуалистов.

Английский критик К. Батлер считал, что концептуалистские произведения похожи на дзенские загадки. Они нечто напоминают человеку и оставляют его один на один с неизвестным. Оказавшись в этой ситуации, человек формулирует ответ, исходя из своего личного опыта, не учитывая внеличностную объективную логику языка.

Повышение роли слова в концептуализме - результат влияния на это художественное направление логического позитивизма, аналитической философии, структурализма, лингвистики, которые полагали, что язык формирует всю человеческую деятельность.

Социальный смысл

Поэт Борис Слуцкий в одном из своих стихотворений говорит о пленном немецком солдате, который на всякое сообщение отвечает: "Все пропаганда, весь мир - пропаганда". О насилии в современной культуре идеологии настойчиво говорили теоретики Франкфуртской школы и новые левые. Отказ концептуализма от усвоения семантики культурного текста - есть попытка ухода от засилья идеологии, стремление к деидеологизации культуры. Жаль только, что такая установка затрагивает не только идеологические установки культуры, но и ее смыслы, ее ОГЛАВЛЕНИЕ.

Концептуализм пассивен и не стремится воздействовать на зрителя, осмыслять актуальные социальные проблемы и занимается жизнью вообще. Концептуалисты отрицают необходимость воздействия на общество и не стремятся перестроить мир.