Иностранные организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами

Под иностранной неправительственной организацией понимается организация, не имеющая основной целью своей деятельности извлечение прибыли и нс распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории РФ в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.

Самыми известными иностранными организациями, осуществляющими коллективное управление авторскими и смежными правами, являются:

а) Коалиция по защите прав на интеллектуальную собственность (CIPR);

б) Международная конфедерация обществ авторов и исполнителей (CISAC);

в) Европейская ассоциация издателей программного обеспечения развлекательных программ (ELSPA);

г) Ассоциация производителей программного обеспечения (BSA);

д) Международная федерация производителей фонограмм (IFPI).

Многие из этих организаций сотрудничают с российскими организациями в сфере И С, заключают с ними договоры по защите прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав.

Иностранные организации могут осуществлять свою деятельность на территории РФ через свои структурные подразделения – отделения, филиалы и представительства.

Структурное подразделение – отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации признается формой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном ст. 13.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

Структурные подразделения – филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории РФ со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном ст. 13.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

Государственный контроль в сфере соблюдения

законодательства организациями, осуществляющими коллективное управление авторскими и смежными правами

Государственный контроль в сфере соблюдения организациями, осуществляющими коллективное управление авторскими и смежными правами, осуществляют должностные лица Минкультуры России.

При осуществлении государственного контроля должностные лица Минкультуры России самостоятельно и с привлечением экспертов (экспертных организаций) в установленном порядке вправе:

а) запрашивать и получать от руководителя и работников юридического лица, индивидуального предпринимателя, подлежащих проверке, документы, касающиеся предмета проверки, рассматривать эти документы, снимать с них при необходимости копии;

б) пользоваться собственными необходимыми для проведения проверки техническими средствами, в том числе компьютерами, дискетами и иными электронными носителями информации, калькуляторами, копировальными аппаратами, сканерами, телефонами (в том числе сотовой связи), средствами аудио- и видеозаписи, фотоаппаратами, вносить их в помещения объекта проверки (его филиала), осуществлять аудиозаписи, фото- и видеосъемку;

в) требовать письменных пояснений от руководителя (или лица, его замещающего) и работников объекта проверки по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;

г) запрашивать у третьих лиц документы (информацию), необходимые для установления фактических обстоятельств, в том числе для подтверждения данных, содержащихся в документах (информации), полученных от объекта проверки.

Исполнение государственной функции по проверке требований законодательства включает в себя: во-первых, проведение проверок соблюдения объектами проверки требований законодательства к деятельности аккредитованных организаций; во-вторых, принятие по результатам проведенной проверки мер, предусмотренных законодательством.

Проведение проверок включает: а) принятие решения о проведении проверки; б) проведение проверки и подготовку акта проверки; в) ознакомление с актом проверки руководителя, уполномоченного представителя аккредитованной организации.

Документы объекта проверки, необходимые для проведения проверки, предоставляются должностным лицам Минкультуры России на основании письменного запроса.

При проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий но выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Акт проверки составляется должностными лицами Минкультуры России по результатам проверки, в том числе исходя из результатов изучения материалов, документов и пояснений объекта проверки.

Акт проверки подписывается всеми должностными лицами Минкультуры России, входящими в состав комиссии по проверке. В случае невозможности подписания акта проверки отдельными должностными лицами Минкультуры России, входящими в состав комиссии по проверке, в акте проверки делается отметка о причине отсутствия соответствующей подписи.

К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников объекта проверки, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы и их копии.

По результатам проведенных проверок могут быть приняты: а) решения о мерах по результатам проверки; б) меры по контролю за устранением выявленных нарушений; в) привлечение лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

Окончанием исполнения государственной функции являются:

1) вручение (направление) акта проверки соблюдения обязательных требований руководителю аккредитованной государством организации, осуществляющей коллективное управление авторскими и смежными правами, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации;

2) выдача предписания об устранении нарушений обязательных требований, установленных в ходе проверки, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю аккредитованной государством организации, осуществляющей коллективное управление авторскими и смежными правами;

3) направление в установленном порядке информации:

а) в органы государственного контроля в соответствии с их компетенцией – о нарушениях обязательных требований, не относящихся к компетенции Минкультуры России;

б) в органы прокуратуры – о нарушениях обязательных требований, содержащих признаки преступлений в соответствии с законодательством РФ.