Лекция I. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Изучив материал раздела I, студент должен:

знать

• понятийный и категориальный аппарат инновационного менеджмента;

• профессиональные требования к руководителю-новатору;

уметь

• идентифицировать и классифицировать инновации по различным признакам и критериям;

• осуществлять стратегическое планирование инновационной деятельности;

• выбирать необходимые методы диверсификации деятельности;

владеть

• основными методами стимулирования низового звена управления и служащих;

• современными технологиями организации управления инновационными проектами и оценки их эффективности;

• спецификой составления основных разделов бизнес-плана.

Лекция 1. ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОСИСТЕМА

Понятийный аппарат: национальная инновационная система; инновационная экосистема; малые и средние предприятия; микропредприятие; упрощенная система налогообложения; ускоренная амортизация; жизненный цикл фирмы; дилемма роста; бизнес-инкубаторы; технопарки; бизнес-акселераторы; стартовый капитал; стартапы; венчурные фирмы; венчурный фонд; трансфер технологий.

Понятие инновационной экосистемы

В последнее время в телевизионных и печатных СМИ, а также на крупных мероприятиях, посвященных проблематике инновационного развития, все чаще звучит выражение "инновационная экосистема". Данный термин является относительно молодым и еще не успел прочно войти в научный и повседневный оборот, однако имеет под собой прочную основу. Он описывает современную модель инновационного развития экономики[1] региона или страны и по существу является актуальной версией более ранних концепций, первой и главной из которых является теория национальной инновационной системы (НИС), сформировавшаяся на рубеже 80–90-х гг. XX в.

Впервые термин "инновационная система" употребил датский экономист Б.-А. Лундвалл, чуть позже охарактеризовав его как "элементы и связи между ними, которые взаимодействуют при производстве, распространении и использовании экономически полезных (экономически востребованных) знаний", причем национальный аспект подчеркивается тем, что "эти элементы расположены внутри национальных границ"[2].

Конкретизировать и уточнить это определение (особенно в части критериев экономической полезности знаний) удалось Р. Нельсону (1993), который трактует понятие НИС как систему национальных институтов, чье взаимодействие определяет эффективность инновационной деятельности национальных фирм[3].

Наконец, в 1995 г. С. Меткалф предложил еще одно определение ПИС, в котором попытался обобщить и суммировать все имевшиеся на тот момент представления об этом явлении. Так, он рассматривает НИС как "совокупность различных институтов, совместно или по отдельности вносящих вклад в развитие и передачу технологий, а также обеспечивающих рамки, в которых государство формирует политику влияния на инновационный процесс", или как "систему различных взаимосвязанных институтов, производящих, хранящих и передающих знания, навыки и созданные продукты, используемые при разработке новых технологий"[4].

В табл. 1.1 приводятся современные определения НИС, данные рядом отечественных авторов.

Таблица 1.1

Определения отечественными авторами термина "национальная инновационная система"[5]

Автор

Определение

Н. В. Бекетов (2004)

НИС характеризуется, во-первых, исследовательской средой, обладающей стимулами к сотрудничеству с предпринимательской средой; во-вторых, конкурентной предпринимательской средой, обладающей стимулами к инновациям и способной к адаптации знаний; в-третьих, наличием механизма взаимодействия этих двух сред, обеспечивающего трансфер знаний, их трансформацию в предконкурентные технологии и ориентацию исследовательской среды на удовлетворение инновационных потребностей производства

О. Г. Голиченко (2006)

Совокупность национальных государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий

Н. И. Иванова (2002)

Совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. Включает в себя научно-производственную часть (компании, университеты, лаборатории, технопарки и инкубаторы) и комплекс институтов правового, финансового и социального характера, которые обеспечивают инновационные процессы и имеют национальные политические и культурные особенности

B. П. Третьяк,

C. А. Тихонова (2010)

Совокупность институтов, правил, условий, которые обеспечивают в пределах национальной экономики появление таких нематериальных активов, которые как часть национального достояния именуются инновациями, в виде объектов интеллектуальной собственности, готовых к коммерциализации

Любая НИС строится общими усилиями государства (посредством законодательства реализующего определенную макроэкономическую политику), научной сферы (фундаментальные исследования и подготовка исследовательских кадров) и предпринимательской среды (прикладные исследования, коммерциализация технологий, производство и сбыт инновационной продукции).

Таким образом, инновационная система страны состоит из четырех подсистем, или макроблоков:

1) государство;

2) предпринимательская среда;

3) среда, производящая знания;

4) механизмы передачи знаний.

В каждом из блоков в целях удобства анализа дополнительно выделяются составные компоненты, например блок "механизмы передачи знаний" может подразделяться на два элемента: диффузия (распространение) технологий и образовательный процесс.

В структуру НИС нередко также включают:

• метаинституты, к которым, помимо законодательства, можно отнести культуру, историю и обычаи страны, формирующие общий климат функционирования всех элементов системы, в том числе оказывающих влияние и на особенности макроэкономической политики;

• рынок в широком смысле, который, с одной стороны, создает условия и ресурсы для производства знаний и инноваций (рынки труда и капитала), а с другой – формирует спрос па новые продукты и косвенно – на инновации.

Построение НИС любой страны позволяет найти "узкие места", тормозящие инновационное развитие экономики. Тем не менее многие ученые сходятся во мнении, что модель НИС, основанная на жесткой иерархии составных элементов и линейности их взаимодействия, устарела и не отражает современных процессов, происходящих в инновационной сфере.

Понятие инновационной экосистемы (innovation ecosystem) было предложено Ч. Весснером в 2004 г., хотя термин "экосистема", заимствованный из естественных наук, стал использоваться применительно к экономическим и общественным явлениям значительно раньше. Так, можно проследить, что еще в 1996 г. Дж. (0. Мур сформулировал идею предпринимательской экосистемы (business ecosystem)[6], в состав которой входят компании и формируемые ими сети поставщиков, рыночных посредников, потребителей и конкурентов. Автор утверждает, что отношения между компаниями выстраиваются аналогично экосистеме в природе, а с помощью взаимодействия (даже в том случае, если компании являются не партнерами, а конкурентами) можно достигнуть бо́льших результатов, чем поодиночке.

Идеи Дж. Ф. Мура способствовали дальнейшему распространению концепции экосистем на более узкие сферы предпринимательства. Так, например, была описана экосистема цифрового бизнеса (digital business ecosystem)[7], по сути являющаяся составной частью предпринимательской экосистемы. В настоящее время нередко говорят о создании крупными международными компаниями и транснациональными корпорациями (ТНК), особенно специализирующимися на производстве компьютеров и программного обеспечения, экосистемы своих продуктов, которые гармонично дополняют друг друга и при совместном использовании приносят потребителю дополнительное удобство. С точки зрения компании, формирование экосистемы продукта означает рост привлекательности продукции в глазах потребителей, новые возможности экономии (используется единая рекламная концепция, продукты рассчитаны на совместное использование и, следовательно, на единую целевую аудиторию), повышенную лояльность к бренду и дополнительные сдерживающие факторы от переключения на продукцию конкурентов.

Пример

Хорошим примером служит экосистема устройств Apple: при совместном использовании смартфона iPhone, плеера iPod, планшета iPad (все они работают на операционной системе iOS) и компьютеров Маc можно вести единый список контактов, синхронизировать фотографии между устройствами через облачный сервис iCloud, загружать на эти устройства одинаковые приложения и музыкальные треки, купленные в цифровом магазине лишь один раз, а также пользоваться удобными сервисами для общения (iMessage и FaceTime) при условии, что собеседники также пользуются устройствами Apple. С появлением в iOS 8 и операционной системе для ноутбуков OS X Yosemite функции Continuity у пользователей появится возможность начать работу на одном устройстве и моментально продолжить ее на другом. Подобную самодостаточную с точки зрения пользователя систему устройств и программных продуктов стремится создать Microsoft, приступившая к выпуску планшетов Surface на Windows 8 и развивающая мобильную версию своей операционной системы (используется, например, в семействе смартфонов Nokia Lumia).

По определению Г. Г. Винберга, экосистема (от греч. oikos – жилище, местопребывание) – это природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания (почва, водоем и т.п.), связанными между собой обменом веществ и энергии[8].

Экосистема инноваций – среда, образованная непосредственно участниками инновационного процесса, в которой протекает их взаимодействие, направленное на создание и развитие инноваций.

В изданном Российской венчурной компанией (РВК) сборнике статей "Венчурные инвестиции и экосистема технологического предпринимательства" приводится следующее определение экосистемы инноваций: "...сложная взаимосвязанная система организаций различной формы собственности, государственных институтов, законодательных и иных стимулов, социальных отношений, сервисов и практик, в рамках которой наиболее эффективным образом осуществляется процесс превращения новаторских инженерно-технических идей в успешные высокотехнологичные компании"[9]. Здесь же уточняется, что "коммерциализация знаний успешнее всего протекает в благоприятной поддерживающей среде, которую и принято именовать экосистемой венчурного инвестирования"[10].

Инновационную экосистему (ИЭС) можно определить как сообщество (или сетевое сообщество), выступающее катализатором взаимодействия участников для трансформации, обмена, распространения и эффективного распределения знаний и иных ресурсов[11].

В этом смысле одной из главных целей ИЭС как сообщества является организация кооперации участников инновационного процесса, в ходе которой агенты, не имеющие по отдельности достаточного объема ресурсов, в силу комплиментарности последних добиваются общих целей.

Линейность традиционной модели инновационной системы – НИС – Ч. Весснер видит в том, что инновационная деятельность в ней предстает как однонаправленный процесс. Создается впечатление, что увеличение государственных и частных инвестиций в научные исследования автоматически повысит успехи страны в коммерциализации технологий и, следовательно, национальную конкурентоспособность на глобальном рынке (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Линейная модель инновационного процесса в концепции НИС[12]

В действительности невозможно четко отделить фундаментальные исследования от прикладных. Эти процессы тесно взаимосвязаны, а на этапе разработок существует вероятность спонтанного нахождения новых сфер применения. Кроме того, ко многим открытиям приходят методом проб и ошибок, что также делает процесс нелинейным и предполагает наличие обратной связи на каждом этапе. Именно за счет эффекта обратной связи и происходит внутреннее развитие каждого звена и всей системы в целом (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Нелинейная модель инновационного процесса в концепции ИЭС[13]

Исходя из вышесказанного можно сформулировать основные свойства экосистемы инноваций:

1) высокая степень самоорганизации (способность сохранять "порядок" в ходе спонтанных, локальных взаимодействий, т.е. без явного лидера);

2) децентрализованный способ принятия решений;

3) кооперация и взаимопомощь участников независимо от их статуса и возможностей;

4) коэволюция (взаимное развитие субъектов в ходе их взаимодействия);

5) адаптивность (приспособление к меняющейся внешней среде путем внутренних изменений);

6) эмерджентность (наличие у системы свойств целостности, т.е. таких свойств, которые не присущи ее составным элементам).