Инновационные улучшения

Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи.

Бернард Шоу

В середине XX в. развернувшиеся процессы глобализации привели к осознанию того факта, что для сохранения лидерства необходимо постоянное обновление, под которым понимаются не только новые знания, услуги и технологии, но и коммерческий успех на рынке на их основе. По этим причинам большинство политических лидеров развитых и быстро развивающихся стран считают инновационное развитие приоритетным направлением. В странах, принявших инновационный вызов, создаются национальные программы и фонды, основной задачей которых является поддержка инновационной деятельности компаний.

Само понятие "инновация" впервые проявилось в научных исследованиях в начале XX в. Однако до настоящего времени отсутствует необходимое понимание сущности и роли инноваций. Так, известный эксперт в этом вопросе Р. Такер приводит следующие примеры, подтверждающие данный тезис: "Вам придется объяснить, что вы подразумеваете под инновацией, – прошептал директор одной компании пищевых продуктов, входящей в рейтинг "Fortune-500", когда я готовился выступать перед его 200 топ-менеджерами. Сотрудники консалтингового агентства Arthur D. Little опросили 669 руководителей глобальных компаний и выявили: даже один из четырех опрошенных не считает, что полностью овладел искусством извлечения экономической выгоды из инноваций. Преобладающее отношение можно выразить следующим образом: "Если нам понадобятся новые идеи, мы их затребуем"[1].

Следует отметить, что одним из первых подходов к экономическому пониманию инноваций был сделан именно отечественным ученым Н. Д. Кондратьевым в начале 1920-х гг. Он обнаружил существование так называемых "больших циклов", или, как их теперь называют зарубежные экономисты, "длинных волн". Такие циклы (или волны) образуются от каждого базового нововведения, что, в частности, может служить обоснованием циклических кризисов. Исходя из этого, практическое использование инноваций началось с исследований по преодолению и выходов из мировых кризисов.

Известный в начале XX в. экономист Й. Шумпетер считал, что инновации помогают преодолеть экономические кризисы посредством активизации радикальных технико-экономических нововведений. Это положение Й. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 1930-е гг. он уже ввел понятие "инновация", трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности[2].

В последние годы часто используется термин "инновация" (наряду с такими, как "нововведение" и "новшество"). Как же соотносятся между собой понятия "нововведение", "новшество" и "инновация"? Известно, что широко употребляемый в научном обороте термин "инновация" происходит от латинского слова "innovus" (in – в и novus – новый) и по содержанию термины "инновация" и "нововведения" могут рассматриваться как синонимы.

Термин "нововведение" тесно связан и с понятием "новшество", и нередко эти термины отождествляются. Объединяющим началом этих понятий является рассмотрение инновации (нововведения) в двух значениях, т.е. как новшества (новое изделие, процессы, услуги) и как процесса его осуществления. Иными словами, можно отметить, что инновация – результат практического освоения новшества (внедренная новация)[3].

Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества.

Иллюстрация

В 1993 г. в итальянском городе Фраскати был принят документ ОЭСР, получивший название "Руководство Фраскати", в соответствии с которым инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

Источник: Организация экономического сотрудничества и развития.

Инновация продукта или услуги является результатом реализации на практике нового способа решения проблемы покупателя, что приносит выгоду как покупателю, так и компании, внедряющей инновацию.

Взаимосвязь между конкурентной и инновационной стратегиями достаточно точно сформулировал М. Роберт: "Конечная цель конкурентной стратегии состоит в увеличении разрыва между компанией и ее конкурентами, а достичь этого разрыва можно не только и не столько рыночными методами, но с помощью превосходящего мышления".

Под превосходящим мышлением в данном случае понимается способность выдвигать инновационные идеи и воплощать их в жизнь.

Конечным результатом инновации является коммерческий успех. В этом контексте прослеживается прямая зависимость между инновационным развитием компании и ее устойчивой конкурентоспособностью на рынке в средне- и долгосрочной перспективе, что и должно определяться инновационной стратегией, являющейся составной частью общей стратегии фирмы.

В современных условиях инновации и инновационная деятельность приобретают все большее значение для экономического развития любой страны и успешной финансово-хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности, являясь основой приобретения и сохранения конкурентных преимуществ.

Переход к экономике инновационного типа в значительной степени зависит от многих факторов, включая имеющийся интеллектуальный потенциал, соответствующую законодательно-нормативную базу, наличие инвестиционных ресурсов. И в этом аспекте в нашей стране имеется еще много нерешенных проблем.

Устойчивость бизнеса (предприятия, организации или отрасли) определяется его способностью переходить от одного качественного уровня к другому, более высокому. Еще в середине прошлого века всемирно известный американский специалист в области управления качеством Арманд В. Фейгенбаум писал, что "качество идет рука об руку с инновациями".

Как правило, инновационная деятельность представляется как результат творческого процесса производства новых изделий, элементов, подходов, принципов взамен действующих. А это, в свою очередь, влечет за собой усиление инновационной активности. Под инновационной активностью следует понимать интенсивность проведения инновационных преобразований на предприятии.

При этом инновационная активность может носить как эндогенный характер, направленный на совершенствование процессов внутри компании (управленческие инновации), так и экзогенный, ориентированный на конечных потребителей производимой продукции.

Инновационный процесс как самостоятельный бизнес- процесс обеспечивает создание самой инновационной идеи и доведение ее до реализации в виде продукта, услуги, технологии. Этот процесс становится ядром организации системных инноваций в компании, выделяет инновацию как ключевую бизнес-идею организации и ключевую компетенцию компании.

За счет организации инновационного процесса реализуются инновационные задачи и разрабатываются технологии и инструменты, тем самым этот процесс становится ключевым для достижения роста ценности компании и определяет ее стоимость.

Для решения возникающих проблем также могут быть использованы инновации, затрагивающие:

• технологии или продукцию, которые учитывают интересы потребителей и изменения в организационной среде и жизненном цикле продукции;

• процессы, т.е. изменения в методах производства продукции;

• структуру организации;

• систему менеджмента качества, чтобы гарантировать, что конкурентные преимущества используются при возникновении изменений в организационной среде.

Однако именно в ходе конкуренции становится ясно, насколько инновации компании, выработка общей корпоративной культуры или реализация выбранной стратегии способствуют ее эффективности[4].

Иллюстрация

Инновации – плод труда свободных людей, получающих радость от своей работы. По мнению Э Деминга, в Америке была проделана значительная работа для утихомиривания инновационных процессов: "Мы заглушили инновации, латая дыры в старых системах, используя методы аттестации персонала, загоняя людей на приготовленные им полки и уровни, развивая грубый индивидуализм" (большинство – 98 из 100 озабочены тем, чтобы получить хорошую оценку на аттестации и не осмеливаются вносить инновации).

Источник: Нив Г. Р. Пространство доктора Деминга. Принципы построения устойчивого бизнеса. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

Таким образом, инновация должна пронизывать компанию и охватывать всю ее деятельность: новые продукты, услуги, процессы, стратегии, бизнес-модели, каналы сбыта и рынки.

Инновации могут проявляться в новом дизайне продукта, в новом процессе производства, в новом подходе к маркетингу или в новой методике повышения квалификации работников. В своем большинстве инновации оказываются достаточно простыми и небольшими, основанными скорее на накоплении незначительных улучшений и достижений, чем на едином, крупном технологическом прорыве. В этот процесс часто вовлекаются идеи, даже не являющиеся "новыми", – идеи, которые буквально "витали в воздухе", но не применялись целенаправленно. При этом всегда происходит вложение капитала в повышение квалификации и получение знаний, в физические активы и повышение репутации торговой марки[5].

Некоторые инновации создают конкурентные преимущества, порождая принципиально новые благоприятные возможности на рынке или же позволяют заполнить сегменты рынка, на которые другие соперники не обратили внимания. Если конкуренты реагируют медленно, такие инновации приводят к конкурентным преимуществам. Например, в таких отраслях, как автомобилестроение и бытовая электроника, японские компании добились исходных преимуществ за счет особого внимания к компактным моделям, имеющим меньшие размеры, потребляющим меньше энергии, которыми пренебрегали их иностранные конкуренты, считая такие модели менее выгодными, имеющими меньшее значение и менее привлекательными[6].

Иллюстрация

На международных рынках инновации, которые приносят конкурентное преимущество, предугадывают как внутренние, так и внешние потребности. Так, например, как только вырос международный интерес к безопасности продукции, шведские компании, такие как "Volvo", "Atlas Сорго" и AGA, имели успех на рынке, предугадав благоприятные возможности рынка в этой сфере. В то же время инновации, которые являются своеобразными для внутреннего рынка, могут даже мешать достижению конкурентного успеха в международных масштабах. Например, притягательность мощного оборонного рынка США отвлекла внимание американских компаний по производству материалов, инструментов и механизмов от привлекательных мировых коммерческих рынков.

Источник: Шагурин С. В., Шимко П. Д. Экономика транснационального предприятия: учеб, пособие. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2008.

В то же время инновации могут быть результатом простых вложений в исследования и развитие или в изучение рынка. По этой причине новаторы часто оказываются в стороне от конкретной отрасли промышленности или страны. Новшество может прийти из новой компании, основатель которой имеет нетрадиционную подготовку или же просто не был признан в давно существующей, имеющей прочное положение компании. Или же способность к генерированию нового может прийти к существующей компании через старших менеджеров, только начинающих свою деятельность в данной отрасли и вследствие этого более способных почувствовать новые возможности и стремиться к их достижению.

Инновации могут также возникать при расширении сферы активности компании, вовлечении новых ресурсов, навыков или перспектив в новую отрасль. Они могут приходить от другой нации, с другими условиями или методами ведения конкурентной борьбы.

За исключением очень небольшого числа случаев, инновации являются результатом необычных усилий. Компания, успешно внедряющая новые или лучшие способы ведения конкурентной борьбы, преследует свою цель очень неотступно, часто проходя через серьезную критику и преодолевая существенные препятствия.

В действительности для достижения успеха при внедрении новшества обычно требуется давление, осознание необходимости и даже определенная агрессивность: страх потерь оказывается достаточно часто даже более мощной движущей силой, чем надежда на выигрыш.

После того как компания достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удерживать их только с помощью постоянных улучшений.

Практически любое достижение можно повторить. Так, например, корейские компании практически достигли возможностей своих японских конкурентов в массовом производстве стандартных цветных телевизоров и видеомагнитофонов; бразильские компании сформировали технологические процессы и разработали дизайн, сравнимый с конкурентоспособными итальянскими фирмами, производящими особые виды кожаной обуви[7].

Прибыли, связанные с инновациями, очень уязвимы в долгосрочном периоде, поэтому компания, желающая получать прибыль от инновационной деятельности, должна быть способна к постоянному генерированию новых инноваций.

Иллюстрация

М. Портер прямо указывает на место инноваций в достижении конкурентного преимущества компанией: "Каждая успешная компания применяет свою собственную стратегию. Однако характер и эволюция всех успешных компаний оказываются в своей основе одинаковыми. Компания добивается конкурентных преимуществ посредством инноваций. Они подходят к нововведениям в самом широком смысле, используя как новые технологии, так и новые методы работы. После того как компания достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удержать их только с помощью постоянных улучшений. Конкуренты сразу же и обязательно обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций".

Источник: URL: aup.ru/books/ni92/

Локомотивом внедрения инноваций сейчас являются, прежде всего, транснациональные гиганты, коммерциализация технологических разработок которых окупается в условиях глобального рынка. Вопрос о влиянии ТНК на глобальную экономику сегодня важен как никогда, ибо транснациональные корпорации объективно выступают господствующей силой мирового хозяйства, так как олицетворяют собой транснациональный бизнес, всепроникающий контроль которого простирается далеко за границы стран базирования материнских компаний- гигантов. Несмотря на противоречия, которые возникают вследствие деятельности ТНК, они выступают мощным катализатором интернационализации хозяйственной жизни в мировом хозяйстве, объективно способствуя стиранию граней между национальными хозяйствами.

Таким образом, роль ТНК в инновационных процессах возрастает по мере продвижения многих стран по пути постиндустриализации.

ТНК имеют две черты: с одной стороны, установление системы международного производства, основанной на распылении производственных единиц по многим странам, и с другой – их проникновение в передовые отрасли производства, быстрое развитие которых предполагает наличие огромных капиталовложений и привлечение высококвалифицированного персонала.

Отличительная особенность международной монополизации экономической жизни заключается в том, что она развивается не столько на основе интернационализации рынка, как несколько десятилетий назад, сколько на базе интернационализации производства в глобальных масштабах. Рынок же, в свою очередь, настраивается на интернациональное производство. Изменения, происходящие в мировом хозяйстве, с одной стороны, стимулируются самими ТНК, с другой – они изменяют и сами ТНК. В частности, в процесс транснационализации производства и капитала все в большем масштабе вовлекаются средние фирмы, приобретающие транснациональный характер, в том числе в зонах развивающихся и новых стран. Все это предопределяет необходимость переосмысления роли ТНК как центров ускорения процессов инноваций. Эта идея превалирует и в IV обзоре Центра ООН по ТНК[8].

Таким образом, растущая требовательность современного глобального потребителя обусловливает в XXI в. необходимость сосредоточения усилий на непрерывном внесении изменений в деятельность компаний и их постоянном совершенствовании вне зависимости от сферы деятельности, размера и структуры.

Менеджмент сегодня – это, прежде всего, управление на основе постоянных нововведений. Компания, стремящаяся добиться конкурентных преимуществ, должна работать не только над качеством продукции и услуг, но и над качеством своего менеджмента. Важнейшей составной частью менеджмента становятся инновации – процесс постоянного обновления во всех сферах предпринимательства, направленного на повышение конкурентоспособности предприятия.