Инновационные технологии продвижения продукции в Интернете

С развитием информационных технологий традиционные методы и средства продвижения продукции в Интернете теряют свою эффективность. Специалисты в области интернет-маркетинга вынуждены постоянно разрабатывать инновационные технологии продвижения продукции в сети. В 2002-2004 гг. произошли значительные изменения в интернет-пространстве, охватившие всех - как пользователей, так и владельцев сайтов. Интерес к новым проектам упал, объем инвестиций катастрофически сократился. Одним из факторов, помимо высокой конкуренции, стало появление принципиально нового подхода к созданию сайтов, при котором ОГЛАВЛЕНИЕ составляется самими пользователями, владельцы в таком случае обеспечивают лишь простоту и удобство для этого.

Полное отсутствие обратной связи, характерное для Интернета в прошлом, было вытеснено принципиально повой концепцией - "web 2.0". Создатели сайтов предложили самим пользователям управлять содержимым страниц и гипертекстовыми связями между ними. Авторами данной концепции выступили создатели сервисов нового поколения: компании "Google", "Yahoo", "Amazon". Ключевой принцип web 2.0: чем больше людей использует сервис, тем автоматически он становится лучше.

Чем сложнее продвигаемая в сети продукция, чем специфичнее целевая аудитория, тем менее пригодными становятся традиционные методы интернет-маркетинга и более профессиональными и комплексными должны быть усилия по ее продвижению. Инновационные технологии продвижения продукции в Интернете весьма многочисленны (рис. 5.7).

Продвижение сайта в социальных медиа - комплекс мер, направленных на привлечение на сайт посетителей из социальных медиа: блогов, социальных сетей и т.п. Появление этого термина принято связывать с публикацией Рохита Баргавы (Rohit Bhargava), где автор сформулировал пять правил продвижения сайта в социальных сетях:

o повышать ссылочную популярность, т.е. создавать такие сайты и выкладывать контент, па который будут ссылаться;

o упростить добавление контента с сайта в социальные сети, закладки, Я55-агрегаторы и т.п.;

o привлекать входящие ссылки, поощрять тех, кто ссылается;

o обеспечить экспорт и распространение контента со ссылками на источник;

o поощрять создание сервисов, использующих контент.

Рис. 5.7. Инновационные технологии продвижения продукции в Интернете

Продвижение сайта в социальных медиа можно разделить на три ветви - изменение самого сайта (SMO), маркетинг в социальных медиа (SMM), реклама в социальных сетях (Social Ads).

Оптимизация под социальные сети (англ. "Social media optimization", SMO) - комплекс чисто технических мероприятий, направленных на преобразование контента сайта таким образом, чтобы его можно было максимально просто использовать в сетевых сообществах (форумах, блогах).

Маркетинг в социальных сетях (англ. "Social media marketing", SMM) - продвижение чего-либо в социальных медиа (блогах, форумах, сетевые сообществах).

В связи с нарастающей популярностью социальных сетей становится все более привлекательным размещение рекламы в них. На данный момент реклама в социальных сетях (англ. "Social Ads") использует информацию профиля пользователя и размещает релевантные для него объявления. Этот метод считается противоречивым, и эффективность такой рекламы пока неизвестна.

Продвижение в социальных сетях имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с другими методами интернет-маркетинга. К таковым прежде всего стоит отнести эффект от размещения ссылок на ресурс компании. Реклама в блогах на известных площадках способна дать намного больше, чем размещение ссылок на главных страницах родственных сайтов.

В последнее время растет внимание малого и среднего бизнеса к так называемым интернет-выставкам, выступающим одним из наиболее современных способов общения продавца товаров или услуг со своим потенциальным клиентом. Кроме того, они значительно дешевле традиционных выставок из-за отсутствия расходов на аренду помещения и командировочных, завоза оборудования, монтажа и демонтажа стендов. Привлечение целевой аудитории на электронную выставку требует на порядок меньше средств, чем на традиционную, хотя посещает ее не меньше потенциальных клиентов. Кроме того, время проведения виртуальных выставок не ограничено, а виртуальный стенд (мини-сайт, представляющий компанию) доступен для потенциальных клиентов и партнеров постоянно. Сайт виртуальной выставки в отличие от сайта компании в Интернете объединяет целую группу тематически одинаковых предприятии и по определению более известен посетителям сети.

К инновационным способам продвижения продукции в Интернете относится также использование нестандартных рекламных носителей (промо-игр, вирусных роликов). Промо-игры - это интеграция бренда с игрой, вовлекающая потребителя в длительный контакт с торговой маркой, и на фоне вызванных игрой эмоций способствующий формированию положительного восприятия бренда. Промо-игры помогают устанавливать контакты, строить долговременную кампанию по повышению узнаваемости бренда и делают сайт более привлекательным. Использование системы поощрений (например, призы за определенное количество набранных очков) мотивирует игроков возвращаться к игре и способствует формированию аудитории постоянных посетителей сайта - потенциальных потребителей продукции. Подобная практика дает эффект при сравнительно невысоких затратах и рекомендуется для бизнеса любого масштаба как составляющая основных маркетинговых мероприятий компании.

Многопользовательская игра позволяет проводить командные соревнования, приобщая к бренду большее число игроков. Кроме того, промо-игры могут разрабатываться в различных игровых жанрах. Игровой процесс нейтрализует сопротивление рекламе и, увлекая пользователя, может служить источником информации о продукте.

Вирусный маркетинг - это массовое, кратковременное и запоминающееся продвижение продукции в блого-сфере и форумах с использованием агентов, позволяющее указать клиенту путь к необходимому товару или услуге, не вызывая негативных эмоций, не требуя покупать, а лишь ненавязчиво советуя. Основной принцип вирусного маркетинга - побуждение человека поделиться интересной информацией со своим окружением. Причем для альтернативного маркетинга данного типа чрезвычайно важно, чтобы передача информации от одного человека другому и от одной социальной группы следующей осуществлялась на добровольной основе. На данный момент продвижение в блогах (скрытая реклама в "Живом журнале" или других социальных сетях) считается одним из наиболее эффективных средств, которым обладает скрытый маркетинг.

Разновидностью неявной рекламы являются вирусные ролики. Вирусная реклама (анг. - это разработка рекламных стратегий, поощряющих потребителей передавать рекламное сообщение друг другу. Информация при этом воспринимается не как реклама, а скорее как досуг и развлечение. Люди пересылают друг другу забавный ролик или ссылку, и получается, что вирусная реклама распространяется "самостоятельно" от человека к человеку без дополнительных затрат рекламодателя. Чаще всего для большей эффективности вирусной рекламы требуется размещение в нескольких ключевых точках, из которых она начинает распространяться дальше.

Одним из перспективных методов продвижения является Vendor Relationship Management (VRM) - системы взаимодействия с продавцами. Подобные системы в будущем будут соединять потребности покупателя и предложения продавцов, анонимно сообщать продавцам о потребностях определенного покупателя. На данный момент подобная система находится лишь в стадии разработки.

Важную роль в продвижении продукции на рынке играют веб-семинары, веб-тренинги и веб-конференции.

По онлайн-семинаром (веб-конференцией) понимается проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени, во время которых каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение.

При проведении онлайн-конференций один или несколько ньюсмейкеров отвечают на вопросы посетителей сайта. С одной стороны, участие в онлайн-конференции известной личности может существенно увеличить посещаемость интернет-ресурса, на котором она проводится. С другой - проводя конференции на активно посещаемых ресурсах, можно улучшить имидж своей организации, рассказать потенциальным клиентам о производимых товарах и услугах.

Еще один плюс связан с тем, что материалы конференции в течение долгого времени могут храниться в архиве сайта, на котором она проводилась. Поэтому потребители могут ознакомиться с ними в удобное для них время. Пример успешной реализации такого сервиса представлен на российском PR-портале ( raso.ru), еженедельно проводящем онлайн-конференции.

Эффективность продвижения продукции с помощью онлайн-конференции будет выше, если сопроводить ее PR-кампанией в Интернете и разослать пресс-релизы сетевым изданиям.

Одной из разновидностей онлайн-семинаров является вебинар - особый тип веб-конференций, связь в которых, как правило, односторонняя (со стороны говорящего), и взаимодействие со слушателями ограниченно, например как в вебкастах. Вебинары могут быть совместными и включать в себя сеансы голосований и опросов, что обеспечивает полное взаимодействие между аудиторией и ведущим. В некоторых случаях ведущий может говорить через телефон, комментируя информацию, отображаемую на экране, а слушатели могут ему отвечать, предпочтительно по телефону с громкоговорителем.

Выпуск компанией "Арре" плееров нового поколения iPod привел к появлению нового типа вещания. Наряду с музыкальными трансляциями Last.tin появился сервис авторского вещания, получившего название "Подкастинг". Российский "подкаст-терминал" расположен по адресу: rpod.ru.

Подкастинг и вебкастинг - это создание и распространение звуковых или видео-передач в сети, имеющих, как правило, определенную тематику и периодичность издания. "Подкаст-терминалы" позволяют каждому пользователю закачивать записи с выпусками собственных программ. В некотором роде "подкасты" являются звуковой альтернативой текстовых блогов. Данный вид передач многие компании используют, пытаясь достучаться до своей аудитории посредством распространения контента по запросу для мобильных устройств.

Еще одним перспективным направлением в области экспериментального онлайн-продвижения является перенос социального графа (взаимоотношения пользователей между собой в социальных сетях) между социальными сетями (Portability of the Social Graph).

Сейчас, зарегистрировавшись в новой социальной сети, пользователь должен отдельно добавлять контакты. Предполагается, что социальный граф каждого пользователя (т.е. его личная социальная сеть, взаимодействие с другими пользователями в Интернете) сможет отделяться от социальных сетей и будет сохраняться в одном месте. Пользователи смогут взаимодействовать в рамках своей сети на статичных сайтах, социальный граф будет переноситься и на простые веб-сайты. Схематично это изображено па рис. 5.8.

Рис. 5.8. Схема работы API Google Social Graph

Компания "Google" уже предлагает своим пользователям зарегистрироваться в "API Google Social Graph". API предоставляет только адреса общедоступных страниц в Интернете и публичные сведения о связях между ними. У API нет доступа к информации с ограниченным доступом, например к личным страницам профиля и веб-сайтам, открытым только для друзей.

Рекламная индустрия испытала на себе влияние мирового кризиса. Компании и фирмы понесли значительные убытки и стали тратить меньше средств на рекламу. Интернет-реклама в условиях ограниченного бюджета имеет большие преимущества перед другими видами рекламы.