Инновационные продукты и их классификация

Сюда можно отнести несколько групп новшеств:

1) технологическая группа, включающая новые технологии и их приложения — продукты и услуги;

2) производственная группа — в зависимости от организационной формы производства, масштаба деятельности, способа привлечения персонала возникают разные производственные инновации, включая аутсорсинг и аутстаффинг;

3) маркетинговые и логистические инновации и инновационные продукты;

4) организационно-управленческие, охватывающие новые организационные и управленческие формы и методы;

5) коммерческие — новые рынки, новые бизнесы, новые маркетинговые, логистические и торговые технологии.

Классификации инновационных продуктов

Инновационные продукты классифицируют по-разному. Приведем некоторые классификации.

1. Классификация Шумпетера.

Поданной квалификации инновации определены как коммерциализация всех новых комбинаций, основанных:

- на применении новых материалов и компонентов;

- применении новых процессов;

- открытии новых рынков;

- применении новых организационных форм;

- открытии новых источников сырья.

2. Классификация инноваций на продукты "вталкиваемые" и "втягиваемые".

Нововведения, идущие из лаборатории или от рынка. Ж. Ламбен считает, что уровень риска, связанного с технологической инновацией, зависит также от источника идеи нового товара. Можно разделить товары на "втягиваемые спросом", т.е. вызванные к жизни наблюдаемыми потребностями, и на "вталкиваемые лабораторией", т.е. основанные на фундаментальных исследованиях и возможностях технологии.

Европейские и американские исследования многих секторов промышленности показывают, что:

— примерно 60—80% удачных нововведений имеет рыночное происхождение против 20—40%, исходящих из лаборатории (НИИ, КБ);

— нововведения, базирующиеся на непосредственном анализе потребностей, в целом более успешны.

Другими словами, стратегия инновации, опирающаяся на анализ потребностей рынка с последующим переходом в лабораторию, более эффективна, чем стратегия с обратной траекторией.

3. Классификация фирмы "Артур Д. Литтл".

Исследовательская фирма "Артур Д. Литтл" [63, с. 357], оценивая стратегическую роль новых технологий, выделила три вида инноваций: ключевые, базовые, возникающие. Затем появилась необходимость выделить закрывающие технологии.

Таким образом, классификация насчитывает теперь четыре вида технологических инноваций:

- ключевые технологии, освоенные фирмой прогрессивные малоизвестные технологии, обеспечивающие фирме конкурентоспособность и лидирующее положение на текущий момент. Такие технологии как раз и можно назвать "радикальными инновационными продуктами" или "хайтек-продуктами";

- базовые технологии — хорошо отработанные и широко известные современные технологии, обеспечивающие фирме приемлемое качество продукции;

- возникающие технологии — находящиеся еще на стадии экспериментов, но в перспективе способные обеспечить хорошие позиции в изменении конкурентной базы.

- закрывающие технологии — некоторые технологии в результате своего появления из-за радикальной новизны или за счет сверхвысокого качества просто "закрывают" некоторые отрасли и их рабочие места. Так, появление персонального компьютера "закрыло" профессию машинисток на печатных машинках. Появление автомобиля "закрыло" гужевой транспорт. Появление транзисторных приемников "закрыло" отрасль ламповых радиоприемников.

4. Классификация Шоффрэ и Доре.

Шоффрэ и Доре предложили классификацию товаров, основанную на глубине изменений физических или воспринимаемых отдельных характеристик товара [63, с. 353]:

- оригинальные товары, в которых преобладают существенные признаки новизны по конструкции, новым элементам, принципу действия, характеристикам, которые можно отнести к радикальным инновационным продуктам. Сюда можно отнести также товары, полученные при помощи такого творческого подхода, как "латеральный маркетинг" (обходной, нестандартный);

- обновленные товары, в которых при сохранении базовых характеристик изменяются некоторые физические параметры. Такие товары — это результат вертикальных маркетинговых технологий;

- товары с новым позиционированием. Изменены только воспринимаемые характеристики, что также может быть результатом вертикальной маркетинговой технологии.

5. Классификация Мура — "прерывающие" и "непрерывающие" технологии.

Д. Мур рассмотрел отношения потребителей при каждой встрече с продуктом с позиций того, как этот продукт изменяет привычную для него технологию, состав и последовательность действий, привычные производственные условия — прерывает или не прерывает их.

Продукты, которые требуют изменений условий и поведения, называются инновациями, прерывающими привычный порядок вещей, или "прерывающими" инновациями и "прерывающими" технологиями. Соответственно, если порядок вещей не изменяется, то это непрерывающие инновации и технологии, которые относятся к обычной модернизации продуктов, не требующей изменений при применении.

Например, когда компания "Делл" обещает большее быстродействие и емкость жесткого диска, это никак не меняет привычного уклада вещей. Это обновление продукции — улучшающие инновации. Но если новый компьютер "Делл" будет поставляться с предусмотренной операционной системой "Ве", он будет несовместим с вашим программным обеспечением и вам придется искать ему замену. Такая инновация является радикальной — она прерывает порядок.

Д. Мур построил свою технологию маркетинга инновационных продуктов высоких технологий — маркетинг хайтек-продуктов. Он считает, что хайтек-продукт — это не только высокая технология, которая сама по себе является первым рыночным инновационным продуктом и началом рынка инноваций, но и также это ее приложения в виде радикальных инновационных продуктов и соответствующих услуг, которые составляют основу рынка инноваций. В общем виде — это радикальный инновационный продукт, требующий радикального инновационного менеджмента (хайтек-менеджмента) и радикального инновационного маркетинга (хайтек-маркетинга).

Например, это персональные компьютеры, мобильные телефоны, литейные минизаводы. [76, с. 194].

Хайтек-продукты обладают рядом особенностей:

- имеют короткие жизненные циклы;

- привносят в организацию новые знания, повышают требования к профессиональным знаниям, требуют от потребителей новых знаний;

- связаны с творческим подходом к применению;

- обладают размытой конкурентной средой, когда границы рынка трудно установить;

- им сопутствуют проблемы внедрения, адаптации, изменения условий;

- характеризуются сложным ценообразованием.

6. Классификация Кристенсена — "подрывные" и "поддерживающие" технологии.

Нововведения классифицируются по множеству признаков. Однако, хотя традиционные классификации инноваций некоторым образом структурируют множество новшеств, они довольно слабо отражают циклическое развитие инновационного бизнеса и не отвечают на многие вопросы. Когда возникает новый инновационный бизнес, за счет каких инноваций? Как он развивается? Когда он уступает новому поколению? Когда меняется прежняя базовая технология и наступает новая технологическая эра? Как происходит эволюция технологий, продуктов и инновационного бизнеса в целом?

Кристенсен сопоставлял существующую и утвердившуюся в отрасли и отраслевых рынках технологию (базовую технологию) с технологиями, которые всячески подкрепляли ее. Такие технологии он назвал "поддерживающими". Отсюда и "поддерживающие" продукты, и "поддерживающие" инновации, и "поддерживающие" стратегии. У "поддерживающих" инноваций свой развитый рынок.

В противовес "поддерживающим" технологиям Кристенсен выделил "подрывные" технологии. Назначение "подрывных" инноваций — сменять утвердившиеся базовые инновации и обеспечивать новый цикл технологического развития отрасли и рынка, новый цикл развития инновационного бизнеса.

Таким образом, основным источником развития выступает "подрывная" инновация. Естественно, "подрывные" технологии — это радикальные инновационные продукты, продукты высокой технологии, или хайтек-продукты.