Лекция 17. ИННОВАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В МИРОВОМ ТУРИЗМЕ И ГОСТЕПРИИМСТВЕ В XX В.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• основные инновации XX в. в организации туристских перевозок;

• факторы массового туризма в XX в.;

• новые типы заведений питания и проживания в XX в.;

• международные организации по мировому туризму;

• ОГЛАВЛЕНИЕ международной программы "качественного туризма";

уметь

обосновывать принципиальную новизну структуры и содержания туристского продукта в конце XX в.;

• выявлять причины включения маркетинговых и рекламных технологий в туристскую деятельность в XX в.;

владеть

• анализом рисков и проблем в мировом туризме на основе социокультурного и экологического подходов;

• навыком поиска новых информационных источников о туризме и сервисе гостеприимства во второй половине XX в.;

• современными концептуальными подходами к проблемам туризма и гостеприимства.

17.1. Инновации туристских перевозок

Мировой туризм XX в. носит выраженный инновационный характер. Освоение земли, ее природы создавало ощущение огромного интересного мира, подвластного технике и гению человека. В начале XX в. человечество с замиранием сердца следило за драматическими открытиями Северного и Южного полюсов. Экспедиции Р. Пири, Р. Амундсена,

Р. Скотта, Ф. Нансена и других исследователей порождали захватывающие истории преодоления исключительных трудностей в открытиях полюсов. Покорение высочайшей вершины миры Эвереста и глубочайшей морской Мариинской впадины создавало иллюзию технического могущества человека. В XX в. произошло полное открытие мира для человека, поэтому туризм как часть социокультурных практик не мог не претерпеть коренных изменений. Основные составляющие индустрии гостеприимства и туризма – средства передвижения, условия проживания, питания, информация и безопасность – испытали изменения инновационного, радикального характера.

В XX в. стали стремительно меняться все структуры, обеспечивающие передвижение человека по миру с туристскими целями. Главные новации в транспорте были связаны с использованием парового двигателя и двигателя на жидком топливе. Изобретение парового двигателя в начале XIX в. дало жизнь железнодорожному сообщению на значительные расстояния, с одной стороны, а с другой – изменило облик внутригородского транспорта и транспорта для небольших поездок. Массовый туризм, переход к которому совершался в течение XIX в., требовал транспортной революции как в дальних, так и в близких перевозках. Первоначально паровой двигатель был применен для внутригородского массового транспорта. В 1830-е гг. на улицах Лондона появились омнибусы – "дедушки" современных автобусов. Они представляли собой восьмиместную или 16-местную повозку, оснащенную паровым двигателем, который заменял шесть- восемь лошадей. Впрочем, на крутых улицах в омнибус подпрягали и настоящих лошадей. Такой новый городской транспорт способствовал повышению мобильности городского населения, прививал привычку к передвижению. Во второй половине XIX в. омнибусы как прообразы городских автобусов появились на улицах всех столиц Европы. Эпоха карет и дилижансов закончилась.

Изобретение двигателя внутреннего сгорания и получение жидкого топлива как продукта переработки нефти в конце XIX в. позволили радикально модернизировать перевозки в городах и на небольшие расстояния. Если на заре автомобильного века скорость автомобиля в Англии законодательно ограничивалась 4 милями в час, а скорость поезда в 20 миль полагалась "головокружительной", то теперь скорости 100 миль в час считаются весьма средними для больших расстояний. В XX в. дорожная инфраструктура и дорожный сервис становились постоянными объектами инноваций. Туннели под Альпами и Ла-Маншем, скоростные поезда и автобаны не только радикально сократили расстояние, но и предложили новые виды сервиса, так называемый дорожный сервис. Фактически в XX в. произошла "транспортная революция", которая предшествовала "революции коммуникаций".

Автомобиль начал свое победное шествие по всему миру с начала XX в., затронув и сферу туризма. Основанная в 1896 г. английская автомобильная компания Daimler в начале своей деятельности еще столкнулась с необходимостью преодолевать привычку "викторианского потребителя" к неспешности и неприязненное отношение к автомобилю на улицах городов. Потребовалось участие королевской семьи (принца Уэльского, затем короля Эдуарда VII), выстраивание имиджа Daimler как "кареты короля", чтобы англичане заинтересовались новым средством передвижения. В 1904 г. в автомобильных клубах Англии состояло 8,5 тыс. человек, а в 1914 г. – уже 132 тыс. В 1930-х гг. 10 тыс. английских туристов воспользовались автомобильными маршрутами.

Еще более впечатляюще вхождение автомобиля в индустрию туризма и отдыха наблюдалось в США. Американцы по своему социокультурному типу – очень мобильные люди, легко воспринимающие перемену места. Первый завод по производству автомобильных двигателей, который стал основанием для мировой компании "Мерседес- Бенц", был создан в 1886 г. Обширная рекламная кампания по продвижению автомобилей была предпринята фирмой Форда. В 1895 г. в Чикаго состоялся рекламный автопробег на 54 мили шести машин в сильнейший снегопад. К финишу пришли две машины, но газеты так много писали об уникальности нового средства передвижения, что с этого времени заводы Форда только наращивали производство машин. Решающим стал 1908 г. когда Генри Форд предъявил потребителям "народный" автомобиль "Модель Т", доступный по цене и простой в управлении. С 1916 г. автомобили General Motors предлагались любого назначения и на любые вкусы. Уже в 1920-е гг. автомобильные путешествия завоевали сердца американцев. Появились фургоны и "дома на колесах" – трейлеры. В начале 1930-х гг. число автотуристов в Северной Америке превысило 100 тыс. человек в год. Америка стала страной автомобилей и до сих пор удерживает мировое первенство по количеству автомашин на душу населения.

Автомобили "запустили" развитие всей инфраструктуры туризма. Строительство автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры во всем мире, в первую очередь в США, создавало возможности для развития автомобильного туризма. В 1918 г. 22-летний американский предприниматель Уолтер Джакобс открыл в Чикаго компанию Hertz, которая специализировалась на прокате автомобилей, создав основные принципы этого вида сервиса. Поскольку была создана сеть обслуживания, потребитель имел возможность оставить автомобиль в любом регионе, где действовали конторы Hertz. Вскоре фирма превратилась в самую крупную прокатную компанию, которая могла предоставить легковой или грузовой автомобиль практически в любой из 6100 станций проката в 140 странах мира. Именно в Hertz ввели правило желтой окраски автомобилей такси и опознавательные "шашечки". Компания впервые включилась в туристские проекты по принципу fly-drive, rail-drive, sea-drive, т.е. связав перевозки по воздуху, морю или по железной дороге с последующим прокатом автомобиля. Сейчас Hertz является лидером в инновационной политике индустрии проката автомашин. Принципы сервиса, разработанные этой фирмой, приняты во всем мире.

В течение XX в. строятся автомобильные дороги разного уровня и назначения. Возникла целая сервисная культура заправочных станций, сервисное обслуживание автомобилей, стоянки, паркинги. Вдоль автомобильных дорог выстроились закусочные, поскольку путешествующие на автомобиле люди оказались главными потребителями американского изобретения XX в. – fast-food и одноразовой посуды. Для автопутешественников открывались кемпинги и мотели, где совмещался сервис для людей и сервис для автомобиля.

В середине XX в. около 60 млн американцев воспользовались автомобилем, чтобы провести отпуск вне дома. Выделились главные автомобильные маршруты: горные реки северных штатов, рыбалка в Канаде и на озерах, пляжи Флориды и Калифорнии, экзотические места Мексики и Южной Америки. Обожаемые американцами пикники на природе также стали общедоступным видом краткого отдыха. Сложилась новая структура информационного обеспечения туризма, в которой важное место стали занимать карты автомобильных дорог, путеводители для автомобилистов и т.п.

Автомобильный транспорт серьезно потеснил железнодорожные перевозки особенно в области туризма, ведь автомобили добираются в самые отдаленные уголки, а появление "внедорожников" сделало доступными и индивидуальные маршруты. Автомобильная компания Motorways впервые выпустила автобусы с многозначительным названием "Пульман", фактически объявив войну "пульмановским" вагонам. Это была машина на 15 мест с удобными креслами, столиками, буфетной стойкой и туалетами, действительно напоминающая небольшой вагон. Такие автобусы, идеальные для небольших групп туристов, способные проникнуть в самые "дикие" места, появились на дорогах Северной Америки и Европы. В 1920-е гг. в Европе возникла сеть междугородных автобусных линий, значительно удешевив путешествия. Одним из первых было установлено автобусное сообщение по маршруту "Лондон – Ницца" и "Париж – Ницца". Для туристических целей их использовали также при организации сафари в Африке.

В начале XX в. автобусы составили существенную конкуренцию всем остальным видам городского и междугороднего транспорта. Строились пригодные для массовых путешествий автобусы, вмещавшие до 50 человек, с дизельными и бензиновыми моторами. Во второй половине XX в. на долю автобусов приходилось уже до 80% автомобильных туристских перевозок.

Аналогично происходило продвижение велосипедов, мотоциклов как основы для новых видов спорта и способов путешествий. Фирма "Харлей-Дэвидсон" по производству мотоциклов была основана в 1902 г. и в течение XX в. завоевала прочную и престижную нишу на рынке.

Еще одним революционным прорывом в туризме стало вторжение самолета в индустрию туристских перевозок. В 1904 г. самолет братьев Райт пролетел первые 36 м, продержавшись в воздухе 12 секунд, а уже в 1909 г. был предпринят перелет через Ла-Манш. Первая пассажирская линия возникла в США в 1915 г., а в 1919 г. был совершен первый международный рейс "Лондон – Париж". Самолет с поистине головокружительной скоростью стал принципиально новым средством передвижения, связав континенты. В 1924 г. в Англии возникла первая компания пассажирских авиаперевозок Impeiial Airways, которая перевозила до 16 тыс. пассажиров в год, а в 1935 г. начались массовые пассажирские перевозки – до 23 млн пассажиров в год до Второй мировой войны. В Германии первая воздушная линия начала работать по маршруту "Берлин – Лейпциг - Веймар". Ее обслуживала авиакомпания, ставшая позднее знаменитой Lufthansa. Трансатлантические перевозки по воздуху первой предложила американская компания Рапатеriсап Airways, хотя эти рейсы были дорогими и не вполне безопасными и комфортабельными. Для дальних поездок авиация оказалась незаменимой.

Авиаперевозки оказали революционное, инновационное воздействие на всю индустрию туризма. Стало возможным прокладывать транснациональные и трансконтинентальные маршруты путешествий. Появление в 1950–1960-е гг. самолетов семейства "Боинг", а затем европейских "Аэробусов" сделало пассажирские перевозки по воздуху массовыми и регулярными. Туризм стал обретать международные, транснациональные черты и правила. Сочетание воздушного и автомобильного транспорта вовлекло в пространство туризма прежде малодоступные территории. В 1950-е гг. туристские фирмы в массовом порядке заключают соглашения и вырабатывают условия перевозок с авиационными компаниями. Уже в конце 1950-х гг. количество пассажиров, пересекавших Атлантику по воздуху, превысило тех, кто воспользовался морскими перевозками. Высокая стоимость и длительность путешествий по морю не могли конкурировать с удобствами массовых авиаперевозок. Один из самых популярных маршрутов "Лондон – Нью-Йорк" занимал всего семь часов.

Принципиальные перемены произошли в законодательном обеспечении авиатуризма. Регулирование международных авиаперевозок осуществляется международными организациями, начиная с 1940-х гг. В 1944 г. в Чикаго 52 страны мира подписали Международную конвенцию по гражданской авиации. Сразу после войны 17 стран (из 40, имевших собственную авиацию) составили Ассоциацию воздушного транспорта и выработали базовые правила авиаперевозок: гражданские самолеты всех стран получили право пролетать над территорией других государств, брать и высаживать в них пассажиров и грузы по специально принятым международным правилам. В настоящее время в ней участвуют практически все страны мира, в том числе и Россия. Деятельность этой организации осуществляется под патронатом ООН.

Добавление к списку революционных перемен в транспортном обеспечении туризма комфортабельных круизных лайнеров завершает картину инновационных сдвигов в туристских перевозках в XX в. Новые морские маршруты теперь "открывали мир" для массового туризма. Так, именно туристский рейс на Гавайи в 1940–1950-е гг. "открыл" эти острова для американцев, прежде не бывавших в этих местах. Специально построенный роскошный отель на Гавайях стал работать по системе "все включено", которая тогда была еще новинкой.

Усовершенствование морских судов, превращение их в плавучие комфортабельные гостиницы существенно увеличило поток туристов, пересекавших Атлантику. В 1907 г. были построены высокоскоростные трансатлантические лайнеры "Сириус", "Лузитания", "Мавритания". Путешествие через Атлантику занимало около недели и само по себе становилось волнующим приключением. Уже в 1914 г. из США ежегодно прибывали в Европу до 280 тыс. человек. Посещение Старого Света, приобщение к старой европейской культуре стало чем-то вроде Grand Tour для респектабельного жителя Америки. География круизных туров постоянно расширялась всю вторую половину XX в., охватывая пространство от Антарктиды до Ледовитого океана. Такие туры уже разработаны по акваториям всех океанов, крупных морей и рек. Имеется и кругосветный круиз, который также пользуется большой популярностью, его называют "каникулы всей жизни".

Описанные революционные перемены в возможностях транспортного обеспечения туризма изменили весь туристский бизнес XX в. Новая волна туризма, которая начала подниматься после окончания Первой мировой войны, была уже качественно иной. Теперь речь шла о массовом туризме и полноценной сфере бизнеса. В 1920-е гг. европейцам казалось, что после ужасающих потерь во время мировой войны, революционных и социальных потрясений наступает период спокойного развития и благоденствия. На международной арене появился новый лидер – США, стремительный рост экономики которых демонстрировал Старому Свету новые стандарты сервиса и иные практики повседневности.

В 1925 г. в Гааге состоялся первый конгресс Международною союза официальных организаций по пропаганде туризма. В нем приняли участие 14 европейских стран. Конгресс отметил, что основным фактором, обеспечившим массовость туризма, является бурное развитие транспортных сетей, в первую очередь автомобильного и авиационного транспорта.

Надо отметить, что инновации не обошли стороной и железнодорожные перевозки, хотя в XX в. они потеряли лидерство. Возможности железнодорожного транспорта как средства туризма можно видеть на примере успеха рекламной кампании 1940–1950-х гг. в США. Позиционирование Дикого Запада страны как некоей первозданной территории, овеянной романтикой искателей золота, освоения индейских территорий, отваги белых первопоселенцев, а также образы загадочных индейцев и отважных ковбоев легли в основу этого туристского проекта. Для его реализации, в которой участвовали 35 турагентств, в 1941 г. была модернизирована железнодорожная линия от Чикаго до Санта-Фе на Западном побережье США. В рекламе были использованы более 50 изображений индейцев и пионеров Запада (рис. 17.1). Вышел богато иллюстрированный путеводитель Zuni Indian

Рис. 17.1. Материалы рекламной кампании в США но продвижению индейских территорий на Западном побережье как объекта туризма

Guid, который называли "одушевленным путеводителем". Дело в том, что его озвучивали и комментировали специально обученные гиды, одетые индейцами и ковбоями. Они сопровождали путешественников в поезде на всем пути к Тихоокеанскому побережью. Получалась непрерывная многодневная экскурсия, когда двигался не путешественник, а новые пейзажи и достопримечательности. Старая железнодорожная линия между Восточным и Западным побережьем США буквально возродилась благодаря туризму. Туристский поток позволил произвести ребрендинг компании вокруг идеи "сверхбережная" по отношению к пассажирам. Железнодорожный вариант этого увлекательного путешествия в 1950-е гг. был дополнен авиаперелетами, которые осуществляла авиакомпания United Airlines под теми же слоганами: "дружеская", "бережная" и т.п.