Инновационная политика корпорации

Реализация инновационных идей и продуктов в корпорации непосредственно зависит от инновационной политики.

Инновационная политика представляет собой определение топ-менеджментом и научно-техническими подразделениями корпорации инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

Модель формирования и реализации инновационной стратегии корпорации представлена на рис. 11.3.

Стратегический анализ деятельности корпорации предопределяет выбор возможных вариантов инновационной стратегии в зависимости от среды функционирования, т.е. учитывает важнейшие факторы, влияющие на нее. Он включает исследования, в рамках которых системно анализируются факторы инновационной активности (см. табл. 11.8) и ресурсного потенциала (внутренних возможностей) для определения "текущего состояния дел" в корпорации и выявления факторов ее успешного развития. Результаты стратегического анализа оформляются в виде базы стратегических решений, которая постоянно обновляется и уточняется.

Анализ инновационного климата должен выявить стратегически важные тенденции развития в области экономики, техники, правового регулирования, политики, экологии и др.

Анализ ресурсного потенциала проводится с позиций маркетингового управления по функциям:

• предоставление услуг (объем, уровень автоматизации и пр.);

• научно-исследовательская работа (ОГЛАВЛЕНИЕ исследований, объем затрат, ожидаемый эффект и т.п.);

Рис. 11.3. Модель формирования и реализации инновационной стратегии корпорации[1]

• рабочая сила (профессионально-квалификационный состав);

• менеджмент (структура управления, профессионализм и компетентность, затраты на управление и его эффективность);

• финансы (показатели ликвидности, платежеспособности, доходности, источники денежных поступлений, безубыточность).

Далее осуществляется сопоставление инновационных возможностей корпорации с требованиями рынка.

Для выявления и оценки слабых и сильных сторон по сравнению с конкурентами, определения возможностей и угроз со стороны внешней среды корпорации используют метод SWOT- анализа (рис. 11.4). С его помощью можно выявить ключевые факторы успеха.

Рис. 11.4. SWOT-анализ[2]

Таким образом, стратегический анализ выступает важнейшим этапом управленческой деятельности при выработке эффективной стратегии.

Формулирование инновационных стратегических альтернатив осуществляется путем выбора направления будущей стратегии. В настоящее время наиболее широко используются наступательная, защитная (оборонительная), промежуточная, поглощающая, имитационная, разбойничья и др. стратегии (табл. 11.11).[3]

Таблица 11.11

Основные инновационные стратегические альтернативы корпорации

Стратегия

Суть стратегии

Наступательная

Характеризуется высоким уровнем риска и эффективностью. Ориентирована на фундаментальные исследования и применение новейших технологий. Требует высокой квалификации персонала, разрабатывающего нововведение, умения быстро реализовать новшества и способности предвидеть рыночные потребности. Используется при наличии слабого лидера на рынке

Защитная (оборонительная)

Характеризуется невысоким уровнем риска, достаточно высоким уровнем технических разработок и завоеванной долей рынка. Выбравшие ее корпорации должны отличаться высоким уровнем техники и технологии производства, качеством выпускаемой продукции, низкими издержками производства, чтобы удержать рыночные позиции. Используется корпорациями, которые получают значительную прибыль в условиях конкуренции

Промежуточная

Характеризуется использованием слабых сторон конкурентов и сильных сторон корпорации, а также отсутствием (на первых этапах) прямой конфронтации с конкурентами. Используется мелкими корпорациями, поскольку предполагает заполнение пробелов в специализации других компаний, включая доминирующие в отрасли

Поглощающая

Предполагает использование инновационных разработок, выполненных другими корпорациями и организациями

Имитационная

Характеризуется использованием выпущенных на рынок новшеств (продуктовых, технологических, управленческих) других корпораций и организаций с некоторыми усовершенствованиями и модернизацией

Разбойничья

Применяется, когда принципиальные новшества оказывают влияние на технико-эксплуатационные параметры изделий выпускавшихся ранее. Распространение принципиальных новшеств приводит к уменьшению размеров рынка последних. Подобная стратегия эффективна на начальных этапах распространения и реализации новшеств

Из разнообразия стратегий корпорация должна выбрать одну или несколько, которые позволят ей в дальнейшем добиться успеха.

Разработка инновационной стратегии начинается с установления миссии и инновационных целей. Результатом этапа является получение представления о желаемом состоянии инновационной деятельности в корпорации в будущем.

Определение миссии корпорации предполагает исследование и обоснование ее назначения и философии существования. Результат выражается в формировании отдельных утверждений, являющихся неким кодексом корпорации, определяющим экономическую, социальную и управленческую философию. Например, экономические критерии прибыльности, производственной деятельности, качества услуг, стиля поведения внутри корпорации, подбор и расстановку кадров, имидж. Миссия выражается в виде как конкретного документа, так и броского девиза. Она является основой для формирования системы инновационных целей.

Процесс целеполагания является искусством, в значительной мере определяется опытом и интуицией высшего руководства. Разработанные цели должны удовлетворять следующим требованиям.

1. Достижимость или целесообразность, т.е. цели должны быть необходимыми, а достижение их обеспечено ресурсами.

2. Гибкость (должна предусматриваться возможность адаптации системы целей к происходящим изменениям, которые носят несущественный характер).

3. Измеримость (каждая целевая установка должна иметь количественное выражение).

4. Стимулирование реализации желаемого состояния.

5. Иерархичность построения системы целей развития объекта.

6. Четкость формулировки целей.

Осуществление инновационной деятельности предполагает формирование многоуровневой системы целей, оформленной в виде "дерева целей". Важным этапом процесса целеполагания является прогнозирование развития корпорации и ее инновационных продуктов. Для этого разрабатываются прогнозы, обусловленные спецификой отрасти. По их результатам осуществляются выявление и предварительная оценка перспективных инновационных продуктов.

Далее осуществляется реализация инновационной стратегии. В ее рамках отбираются инновационные продукты для реализации, определяются временные рамки, мероприятия, ресурсы, объемы и источники финансирования и назначаются ответственные лица.

Особое внимание уделяют мероприятиям, направленным на достижение целей. К ним относят:

• разработку концепции развития инновационной деятельности корпорации;

• поиск и разработку инновационных продуктов;

• внедрение и доведение инновации до конечного потребителя.

Выбранный для производства (внедрения) инновационный

продукт должен обладать следующими характеристиками:

• решать главную задачу и устранять сдерживающие факторы развития корпорации;

• продукт должен базироваться на основе собственных или приобретенных запатентованных научно-технических разработках;

• при реализации нескольких продуктов они должны дополнять друг друга для получения наивысшего синергетического эффекта;

• финансовые затраты на внедрение новых разработок и технологий должны быть минимальными, а полученный совокупный эффект (социальный, экономический, экологический) – в несколько раз больше.

Основные источники финансирования деятельности корпорации рассмотрены в гл. 3.

Контроль реализации инновационной стратегии, ее корректировка

Контроль представляет собой наблюдение за процессом стратегического управления инновациями и оценку достижения разработанных на предыдущем этапе инновационных целей (рис. 11.5). Он состоит в своевременном обнаружении возможных отклонений от заданных инновационных целей, а также в принятии мер по их ликвидации. Существующая в корпорации система контроля должна обладать следующими характеристиками:

1) интегрированностью в общую систему управления, т.е. соответствовать организационным планам;

2) объективностью, т.е. использованием детально проверенной информации;

3) точностью, т.е. базироваться на полной и правильной информации;

4) своевременностью, т.е. использованием в расчетах необходимой информации;

5) гибкостью, т.е. введением систем контроля, согласовывающих изменения внутри и вне корпорации.

Основой контроля является анализ целевых индикаторов инновационной деятельности, например, экономического эффекта, конкурентоспособности корпорации, устойчивости инновационного развития.

Корректировка инновационной стратегии предполагает разработку системы мероприятий направленных на реализацию запланированной инновационной стратегии.

Рис. 11.5. Алгоритм процесса контроля реализации инновационной стратегии

Особенности инновационной деятельности, связанные с высоким уровнем риска при реализации новых для рынка продуктов, обусловили выбираемый корпорациями финансовый механизм.

Финансовый механизм – это элемент хозяйственного механизма, представляющий собой совокупность финансовых инструментов, рычагов, форм и способов регулирования экономических процессов. На уровне государства он включает в себя цены, налоги, пошлины, льготы, штрафы, санкции, дотации, субсидии, банковский кредитный и депозитный процент, учетную ставку, тарифы. Финансовый механизм инновационной деятельности корпорации представлен на рис. 11.6.

Поддержка приоритетных инновационных программ и проектов может осуществляться как корпорацией, так и государством. При выборе проектов каждая корпорация самостоятельно определяет перечень требований к проектам, которые впоследствии будут реализуемы. Государственная поддержка корпорациям, осуществляющим инновационную деятельность, предоставляется при соблюдении ими следующих требований:

1) внедрение и коммерциализация научно-технических разработок и технологий;

2) экономическая и социальная эффективность;

3) положительный бюджетный эффект для консолидированного бюджета области в которой функционирует корпорация;

4) соответствие приоритетным направлениям науки, технологий и техники области;

5) соответствие целям и задачам стратегии развития области;

6) быстрая окупаемость проекта (предпочтение отдается проектам со сроком окупаемости до 5 лет);

Рис. 11.6. Финансовый механизм инновационной деятельности корпорации

7) наличие договора на привлечение кредитных ресурсов на цели, предусмотренные бизнес-планом инновационного проекта;

8) выплачиваемая среднемесячная заработная плата не должна быть ниже среднеобластного уровня по соответствующему виду экономической деятельности.