Инновации

Инновации (лат. in – в, novus – новый) учебно-воспитательного процесса – непременное условие динамичного развития общего образования. Инновационная деятельность, т.е. внедрение педагогических новшеств (новаций) – важный фактор эффективности образования.

В мировой педагогике при всей пестроте полемики о перспективах инноваций можно выделить два основных подхода: радикальный и консервативный. Так, многие педагоги уверены, что нынешняя школа устарела. Иван Иллич в книге "Общество, отказавшееся от образования" (1971) заявляет, что современная школа обречена на исчезновение и что следует полностью изменить ориентиры образования, отменить обязательное обучение. По мнению Иллича, существующая школа не развивает детских способностей, заставляет дорожить лишь материальными ценностями и техническими знаниями. "История учит, что все попытки подправить школу заканчивались ничем. Надо, следовательно, отказаться от школы", – пишет французский педагог Л. Бернар. "Жизнь подсказывает: надо менять не министров, а саму школу", – вторит его соотечественница А. Маделен в книге "Освободить школу. На карте – судьба образования". Их единомышленник французский педагог П. Барнлеи в книге с эпатирующим названием "Конец школы" (1983) пишет: "Сегодняшняя школа не справляется со своими задачами. Надо строить ее иначе". Сторонники "анти-школы" считают, что пришло время отказаться от "косметических операций" и приступить к решительной модернизации школьного обучения. Как пишет американец Дж. Холт, "пора перестать жить мифом, будто нынешняя школа – чудесное место для детей".

Критика сторонников "дескулизации" отнюдь не всегда убедительна. Вместе с тем, их стремления к пересмотру традиционного образования путем инноваций, безусловно, служат во благо образования. Тем не менее, большинство критиков школы составляют сторонники инноваций в рамках существующего общего образования.

Инновации в общем образовании условно можно классифицировать по двум видам. Во-первых, деятельность учебных заведений, где системно решаются вопросы обновление воспитания и обучения (нравственного, умственного, экологического, трудового и пр.). Во-вторых, поиск, сосредоточенный на осуществлении дидактических новинок. Разумеется, такая классификация не означает, что инновации идут исключительно в подобных жестких рамках. На практике предлагаются нередко одновременно разнонаправленные педагогические решения.

В российской педагогике предлагаются определенные теоретические обоснования инновационной деятельности. Так, В. С. Лазарев предлагает модель такой деятельности на основе так называемого программно-целевого метода, которая построена на нескольких принципах: целенаправленности; концентрации на приоритетных направлениях; системности; реалистичности; интеграции; непрерывности планирования; участия; контролируемости и др. Д. Левис формулирует научно-методические условия инновационной деятельности: объективная потребность, планирование приоритетов эксперимента, определение гипотезы, прогноз возможных результатов, маломасштабная пробная проверка экспериментальной программы. Η. X. Розов, рассматривая перспективы инноваций, считает, что предложения по инновации образования "должны не излагать субъективные... представления о “правильной образовательной политике”, а по возможности предлагать инструменты для решения конкретных проблем образования".

Активные теоретические поиски, касающиеся инноваций обучения, ведутся за рубежом. Австрийский ученый К.-Х. Грубер в работе "Инновация образования в Европе" (1998) называет несколько соответствующих направлений европейской педагогической политики: предоставление равных возможностей получения образования, обязательное обучение двум иностранным европейским языкам, координация национальных образовательных проектов, совершенствование подготовки учителей и руководителей учебных заведений. Французский педагог Ф. Мерье предложил модель обучения, которая включает три основных элемента: четкая постановка цели обучения, инициация "умственных операций" учащегося, применение учащимися личной, наиболее эффективной стратегии обучения. Последний элемент включает, в частности, выбор приемов приобретения знаний (синтетический, аналитический, рефлексивный, импульсивный), выбор организации обучения (персональное, в паре, группой), степень вмешательства учителя (строго под руководством преподавателя, редкая помощь педагога).

В инновационных педагогических проектах можно выделить ряд приоритетов: ориентация на гуманистические ценности, применение нетрадиционных учебных технологий, изменение стиля взаимоотношений учителя и ученика, отказ от энциклопедизма образования и др. Некоторые авторы таких проектов сулят радикальное улучшение образования и воспитания. Как замечает в этой связи У. Дж. Джонсон (США), многие ученые и учителя "хотят много и сразу". Другой американский педагог Дж. Ликкинз, отвергая подобный максимализм, считает, что следует определить реально достижимый набор предпочтений в реформах образования: "Образование как минимум должно обеспечить социальную активность, национально-расовое равноправие, научную подготовку, помочь работающим родителям, неполным семьям, готовить для успешной конкуренции в международной экономике".

Инновации общего образования – многосторонний, масштабный процесс, призванный приблизить школу к уровню социальных, педагогических требований эпохи технологической революции. Очевидны стремления к вариативности воспитания и обучения, использованию форм и методов, повышающих активность, самодеятельность, учащихся; педагогизации технических средств, интеграции школьного и внешкольного воспитания и обучения. Инновации позволяют упрочить связи между учителем и учеником, усилить персональный и одновременно коллективный дух обучения. Они предусматривают отказ от диалога "учитель – класс" и переход к тройственным отношениям "учитель – группа – ученик", что означает деятельность учителя как консультанта и организатора, сотрудничество ученика с учителем; соотнесение обучения с возможностями и интересами школьника, персональный ритм изучения учебного материала, обучение в подвижных группах, участники которых по-своему овладевают учебным материалом и т.д.