Взаимосвязь федерализма и политической демократии

В принципе, федеративное устройство может сочетаться с авторитарными и полудемократическими режимами. Но большей частью наблюдается тесная взаимосвязь между федерализмом и политической демократией. Об этом свидетельствует тот факт, что в подавляющем большинстве современных федеративных государств господствуют демократические режимы.

Показательно, что процессы разработки и дальнейшей эволюции идей политической демократии и федерализма на протяжении всего Нового времени шли как бы рука об руку. Более того, именно процессы либерализации и демократизации способствовали как появлению теорий и концепций федерализма, так и становлению федеративных государств. Не случайным представляется тот факт, что особенно большую популярность идеи федерализма получили во второй половине XIX в. и в XX в., когда ускорились процессы образования современных национальных государств, формирования и утверждения институтов и отношений гражданского общества, правового государства и либеральной демократии.

Об этом свидетельствуют примеры Швейцария, США, Канады, Индии и ряда других стран, где процессы формирования ценностей, идей, институтов демократии и федерализма шли как бы в тандеме. Собственно говоря, то же самое относится и к России, где переход на рельсы демократии сопровождался переходом от квазифедерации, какую представлял собой СССР, на путь формирования государственного устройства на принципах истинного федерализма.

Поэтому для правильного понимания базовых характеристик федерализма и федеративного устройства государства следует рассмотреть вопрос о соотношении между федеративными принципами государственно-административного устройства, с одной стороны, и политической демократии и правового государства – с другой. Это тем более необходимо, если учесть, что взаимосвязь демократии и федерализма воплощена в конституциях и законах демократических государств. Данный принцип зафиксирован в ст. 1 Конституции РФ, в которой провозглашено основополагающее положение: "Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". Здесь подчеркивается, что Российская Федерация представляет собой "демократическое", "правовое" государство с "республиканской формой правления".

Как уже указывалось, сущностную характеристику демократии составляет система разделения государственной власти на самостоятельные, независимые друг от друга, но тесно связанные между собой ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Именно такая структура власти служит в качестве системы сдержек и противовесов, с помощью которой три ветви власти сдерживают друг друга, не допуская верховенства какой- либо одной из них.

В федеративном государстве демократические принципы распространяются не только на отношения между личностью, обществом и государством, но и на отношения между различными уровнями власти по вертикали. Именно в силу указанного фактора горизонтальное разделение властей на три ветви на федеральном уровне дополняется вертикальным разделением властных полномочий между федеральным центром и его субъектами, а также органами местного самоуправления. Если политическая демократия определяет системные характеристики государственно-политического устройства, то принципы федерализма служат краеугольной основой территориально-административного устройства демократического государства.

Очевидно, что нормы и ценности плюрализма и демократии, толерантности и культуры согласия, сопутствующий демократии высокий уровень экономического развития и благосостояния народа создают благоприятные для утверждения федерализма условия. В этом смысле существует корреляция между демократией, политической культурой и рыночной экономикой, с одной стороны, и федерализмом – с другой.

Федерализм обеспечивает расширение и углубление демократии. Распределение функций и полномочий между центром и субъектами федерации приближает власть к простым гражданам. Сам федерализм способствует развитию демократии и одновременно открывает дополнительные уровни демократического соучастия граждан, групп интересов и партий в политическом процессе. В этом плане нельзя не согласиться с американским политологом И. Дючесиком, который, подчеркивая неразрывную связь демократии и федерализма, отмечал, что федерализм – это "территориальное выражение внутреннего кредо демократии"[1].

Следует отметить, что зачастую в составе многонационального федеративного государства совместно живут народы, которые пытаются защитить и сохранить свои традиции, действовать, руководствуясь существующими обычаями, которые приобрели для них некую форму законов. Соответственно, с точки зрения политической демократии они должны иметь возможность свободно выражать свои отличия и свободно чувствовать себя в федеративном сообществе.

Советский Союз, Югославия и Чехословакия не были истинными федерациями, хотя у них были федеральные конституции. Трудности с демократией были у Бразилии, Аргентины и Мексики, далеки от демократии в собственном смысле слова Нигерия, Пакистан, Эфиопия и ряд других стран, претендующих на федеративный характер государственного устройства.