Инфраструктурное обеспечение маркетинга

Развитая рыночная инфраструктура является необходимым атрибутом товарной экономики с адекватным механизмом производства, распределения, обращения и потребления в процессе воспроизводства общественного продукта.

Активное развитие и совершенствование инфраструктуры воспроизводственного процесса - это одна из важнейших проблем, решение которой призвано вывести российскую экономику на современный уровень рыночных отношений. Ее успешное решение - залог повышения эффективности деятельности производственных и коммерческих структур в системе внутренних и внешних экономических связей хозяйствующих субъектов России.

Рыночная инфраструктура - комплекс отраслей и сфер хозяйства, а также непроизводственных сфер деятельности, обеспечивающих общие воспроизводственные условия функционирования рынка.

Состав этих отраслей и сфер, особенности их целенаправленной деятельности в значительной мере зависят от выбранной рыночной модели в экономике. Современные условия развития товарно-денежных отношений диктуют необходимость социальной ориентации коммерции. Поэтому сегодня при развитии рыночной инфраструктуры необходимо учитывать специфику развития социально ориентированной модели рынка. В условиях функционирования этой модели экономика может быть социальной только тогда, когда она является эффективной, а эффективной она становится потому, что она социальна.

Такова общая постановка задачи, которая наилучшим образом может решаться в процессе реализации основных национальных проектов в области медицины, образования, строительства, жилищно-коммунального хозяйства.

Состав инфраструктурных отраслей и сфер зависит от того, какой род деятельности они обслуживают.

Теория и хозяйственная практика выделяют с этой точки зрения в первую очередь производственную инфраструктуру как комплекс отраслей и сфер, обслуживающих производство и способствующих его осуществлению. Это - транспорт и транспортное хозяйство в целом, связь, линии электропередачи, материально-техническое снабжение и сбыт, объекты, обеспечивающие бесперебойное функционирование нефте - и газопроводов, рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды.

Ни один производственный процесс не может успешно функционировать без использования элементов социальной инфраструктуры, в которую входят сферы деятельности, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы и нормальную жизнедеятельность людей: жилье и коммунальное хозяйство в целом; здравоохранение; образование; гостиничное хозяйство; общественное питание и т. п. В свою очередь социальная сфера должна иметь свое инфраструктурное обеспечение, равно как и градостроительство, наука, культура, спортивная деятельность и другие сферы жизни людей.

Вместе с тем рынок предъявляет особые требования к решению инфраструктурной проблемы, и в первую очередь к составу элементов рыночной инфраструктуры, направленности и результативности их функционирования как системы, обеспечивающей в стране механизм трансформирующейся экономики. Схема инфраструктурного обеспечения воспроизводственного процесса проиллюстрирована на рис. 1.5.

Рис 1.5. Инфраструктурное обеспечение воспроизводственного процесса

Из приведенного рис. 1.5 понятно, что рыночная инфраструктура обеспечивает воспроизводственный процесс как на входе (ресурсное обеспечение), так и на выходе (реализация товаров, работ, услуг), поскольку элементы производственной инфраструктуры -транспорт, связь, система информационных коммуникаций, складская сеть и транспортно-экспедиторское обслуживание, снабжение в сбыт- одновременно входят в состав рыночной инфраструктуры.

В условиях социально ориентированного рынка следует усилить социальную направленность инфраструктуры, что позволит коммерческому звену не только успешнее решать внутренние вопросы социального обеспечения трудовых коллективов, но и активнее концентрировать свою основную деятельность на более полном и эффективном обеспечении социальной программы общества.

Это требует серьезной активизации деятельности государственных структур по защите прав потребителей и проведению антимонопольной политики на всех уровнях управления. Сегодня многие предприятия и коммерческие фирмы в России объединяются на неформальной основе (без создания новых юридических лиц) для удержания непомерно раздутых цен и дальнейшего их повышения. Это своего рода неофициальные "подпольные" холдинги, против которых также надо развернуть антимонопольную борьбу, как и против крупных монополий, если они не носят естественный характер.

В механизм рыночной инфраструктуры помимо элементов производственной, социальной сферы входят и такие важнейшие звенья, как:

o разветвленная банковская система, обеспечивающая современный финансово-кредитный и расчетный механизм, бесперебойное денежное обращение в стране;

o эффективно работающие биржевая и аукционная системы, обеспечивающие рыночные котировки и биржевой оборот различной товарно-сырьевой продукции, ценных бумаг, куплю-продажу недвижимости, валютных средств, вовлечение в хозяйственный оборот трудовых и других ресурсов;

o широко разветвленные закупочно-заготовительная, контрактная и торгово-коммерческая системы, обеспечивающие внебиржевой оптовый и розничный товарооборот;

o надежная страховая система, обеспечивающая страхование не только жизни, имущества и капитала, но и различных коммерческих рисков на всех стадиях рыночного оборота;

o четко организованная налоговая система, определяющая взаимоотношения всех субъектов рынка (юридических и физических лиц) с государственным бюджетом и стимулирующая развитие и повышение эффективности их производственной и хозяйственной деятельности;

o налаженная современная информационно-аналитическая система, включая современные специальные информационные каналы связи и другие средства коммуникации;

o гибкая, легко адаптирующаяся к рыночным изменениям система паблик рилейшнз с ее механизмами, формами и методами.

К обеспечивающим рынок системам необходимо отнести и правовую систему, без которой нормальный рынок просто не сможет существовать, а также судебно-арбитражные структуры.

По мере углубления международного разделения труда и интеграции российской экономики в мировую существенное значение приобретает согласованное развитие взаимосвязанных элементов рыночной инфраструктуры национальных комплексов отдельных стран в рамках международной производственной, торговой, научно-технической и социальной структур.

К таким элементам международной рыночной инфраструктуры можно отнести совокупность межнациональных транспортных систем, систем связей и информации, банковских, торговых, таможенных союзов, различных международных фондов, транснациональных компаний, объединений и фирм, обслуживающих внешнеэкономические связи России, международное производственно-кооперационное, торгово-экономическое, научно-техническое сотрудничество и взаимодействие субъектов рынка.

Важнейшей составной частью инфраструктуры любой национальной экономики является сфера товарного обращения, так как через нее в России проходит более 2/3 всего товарооборота.

В сфере товарного обращения происходит фактическая оценка результатов деятельности каждого предприятия реального сектора экономики. В ней через механизмы спроса и предложения на этапах торговли, т. е. через фактическую закупку и реализацию проходят свою проверку созданные потребительные стоимости произведенного продукта с точки зрения их соответствия общественной и индивидуальной потребности и цены на товары с позиции их конкурентоспособности.

Все перечисленные элементы системы рыночной инфраструктуры различают по трем уровням управления:

o федеральные системы;

o системы субъектов Федерации;

o региональные и местные системы.

Взаимосвязь уровней очевидна. Однако на каждом из них решается свой круг инфраструктурных задач. Так, например, задачи формирования и обеспечения функционирования общероссийского рынка средств производства (энергоносителей, машин, оборудования и других технических средств, металлов, леса и проч.), включая создание для этого необходимой нормативной базы, обеспечивающей его кредитно-финансовый, платежный, расчетный, страховой и налоговый механизмы, транспорты коммуникационное обслуживание, нельзя решать на местном и региональном уровнях, хотя реализация этих задач деятельности общероссийского рынка касается всех регионов, в нем участвующих.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 936 "О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации" принята Комплексная программа развития инфраструктуры.

Одним из главных условий, определяющих эффективность национальной экономики, является успешное развитие инфраструктуры малого бизнеса. В результате реализации федеральных и региональных программ создана сеть базовых объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства по оказанию специализированных и комплексных услуг.

В регионах России на 2004 г. создано и функционирует более 1350 объектов инфраструктуры. В их числе 75 региональных и 150 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, 52 агентства поддержки малого и среднего бизнеса, 46 межрегиональных маркетинговых центров во главе с ММЦ "Москва", 54 региональных бизнес-инкубатора, более 70 научных и технологических парков, 30 специализированных лизинговых компаний, 98 учебно-деловых центров (в том числе 67 - в рамках Морозовского проекта). В 24 регионах при долевом участии средств федерального бюджета, региональных бюджетов и внебюджетных средств создано 50 инновационно-технологических центров (ИТЦ).

Инфраструктура сферы предпринимательства - совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, целью функционирования которой является создание благоприятных условий для развития предпринимательства. Это обеспечивается путем оказания комплексной и адресной поддержки предприятиям в различных направлениях: информационном, обучающем, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном. Наряду с этим осуществляется оказание целого спектра деловых услуг.

Схема инфраструктурного обеспечения сферы малого бизнеса проиллюстрирована на рис. 1.6.

Рис. 1.6. Инфраструктурное обеспечение малого бизнеса

Именно инфраструктурное обеспечение позволяет малым предприятиям получить доступ к факторам производства, что необходимо для удовлетворительного решения основных задач любого производственного процесса.

Как показывает опыт, малое предпринимательство успешно развивается, если в регионах страны создана и функционирует действенная инфраструктура.

Составными элементами модели являются:

o федеральные структуры поддержки предпринимательства (общероссийский уровень);

o региональные структуры поддержки малого предпринимательства;

o инфраструктурные элементы;

o контактные организации для получения более подробной информации по малым предприятиям региона;

o внутренние структурные подразделения с исполнителями, которые придают малой структуре подвижный и живой характер.

Следует указать на методологическую роль и значение инфраструктурной модели. Во-первых, она позволяет на системном уровне разрабатывать программу обеспечения устойчивого функционирования и развития предприятий малого бизнеса. Во-вторых, на основе этой модели можно отбирать выгодный бизнес-проект для дальнейшей финансовой поддержки. В-третьих, исходя из концептуальной модели можно строить схему эффективного взаимодействия предприятий сферы малого бизнеса и различных структур по их поддержке через бизнес-центры. При необходимости есть возможность производить соответствующую корректировку планово-управленческих решений стратегического, функционального и операционного характера.

При создании схемы управления инфраструктурой малого бизнеса необходимо постоянно следовать основным принципам ее построения - все звенья модели, количество структур должны быть предельно достаточными и оптимальными, исключающими параллельное дублирование.

Целью инфраструктурного обеспечения бизнеса является поддержка субъектов предпринимательства, что предполагает организацию доступа к различного рода услугам, содействие в организационном оформлении заявляемых ими бизнес-инициатив, их отборе для дальнейшего сопровождения и финансовой поддержки, чтобы обеспечить рациональное распределение финансовых ресурсов и максимальную отдачу от реализации заявленных проектов.

Важной функцией местных органов самоуправления является разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства.

Комплексная и эффективно функционирующая инфраструктурная среда выступает одной из главных доминант развития предпринимательства, а также осуществления результативных мер его поддержки на государственном и муниципальном уровнях. Практически с первых шагов возрождения малого предпринимательства как экономически значимого компонента нового рыночного хозяйства в России начала складываться и соответствующая система инфраструктурных институтов, причем, с одной стороны, стихийно, а с другой - благодаря целенаправленным действиям государственных и общественных структур, а также реализации программ международной помощи малому бизнесу России.

Большое количество объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса создано на региональном уровне, но распределение их в регионах очень неравномерно. Есть регионы, где подобные объекты вовсе отсутствуют или существуют только на бумаге, в то время как в других наблюдается некая "перенасыщенность" ими, что приводит к дублированию их функций.

Что касается субъектов Российской Федерации, необходимо отметить, что в ряде их система институтов инфраструктуры развития и поддержки предпринимательства стала обретать черты комплексности и достаточной завершенности.

Органы исполнительной власти (министерства, комитеты, департаменты, отделы), осуществляющие поддержку малого предпринимательства в рамках правительств (администраций), действуют в каждом субъекте Российской Федерации.

Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства.

В настоящее время система фондов состоит из Федерального фонда (ФФПМП) и региональных фондов. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и осуществляет реализацию мероприятий этой программы, в том числе через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства.

Взаимоотношения Федерального и региональных фондов при финансировании региональных программ поддержки малого предпринимательства осуществляются на основе соглашений между Федеральным фондом, администрациями регионов и региональными фондами. Данные соглашения определяют порядок эффективного использования средств федерального и регионального бюджетов, направляемых на финансовое обеспечение Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства и программ поддержки малого предпринимательства в регионе, а также средств, привлекаемых на эти цели из других источников.

Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается и действует сеть муниципальных фондов, насчитывающая порядка 170 единиц. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.

Состояние и деятельность государственных и муниципальных фондов определяется в основном тремя факторами: законодательством, государственными мерами поддержки малого предпринимательства (программами поддержки малого предпринимательства) и личным отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти.

Государственные фонды опираются в своей деятельности и развитии на Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства", который предоставляет им широкую арену деятельности по поддержке малого предпринимательства, а также определенные преференции и льготы (в частности по налогообложению), которые на практике реализуются не в полную меру.

Система фондов создавалась как инфраструктура финансового обеспечения программ государственной поддержки малого предпринимательства. Высокий институциональный статус региональных и муниципальных фондов находится в противоречии с теми финансовыми средствами, которые выделяются как на выполнение программ в целом, так и на финансирование деятельности самих государственных (муниципальных) фондов. Крайняя недостаточность выделяемых на поддержку малого предпринимательства средств не позволяет административным структурам выстроить конструктивные отношения с фондами и сделать их эффективным инструментом реализации государственных и муниципальных программ.

Для действительного укрепления и развития системы поддержки малого предпринимательства, основанной на государственных (муниципальных) фондах, необходимо:

o разработать требования к условиям и техническому обеспечению государственных фондов, при которых возможна их эффективная деятельность;

o определить меру финансового участия и ответственности государства в деятельности фондов;

o законодательно закрепить льготы государственных фондов в отношении налогообложения и аренды помещений;

o предусмотреть наделение фондов недвижимым имуществом для ведения хозяйственной деятельности;

o организовать подготовку и реализацию образовательных программ и планомерную подготовку кадров для работников региональных и муниципальных фондов;

o содействовать государственным фондам в расширении сферы их деятельности и номенклатуры услуг, таких как бизнес-инкубирование, предоставление займов, лизинг оборудования;

o разработать стандарты государственной помощи малым предприятиям, оказываемой государственными фондами;

o установить минимальный перечень услуг, оказываемых государственными фондами предпринимателям бесплатно или на льготных (за счет бюджетного финансирования) условиях.

Эффективным способом достижения устойчивости малого предпринимательства на финансовом рынке и роста их управленческого потенциала является развитие системы специализированных консультационных и информационных услуг, обучения в сфере кредитной и инвестиционной деятельности. Эта задача решается через агентства развития малого и среднего бизнеса, которые обладают штатом подготовленных специалистов, необходимым оборудованием и литературой.

Функции информационного обеспечения предпринимательских структур выполняют региональные информационно-аналитические центры. Единая информационная сеть Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Уникальным средством снижения неудач в бизнесе, увеличения доли выживания нового бизнеса являются бизнес-инкубаторы, специализированные организации, сопровождающие создание и развитие новых предприятий, предоставляя им достаточно широкий перечень услуг на льготных условиях. Число бизнес-инкубаторов растет.

Совместно с Минобрнауки России, Минфином России и Минэкономразвития России разработана концепция создания технопарков и принято распоряжение Правительства РФ от 10 марта 2006 г. № 328-р "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высших технологий". В технопарках, организованных, как правило, при высших учебных заведениях по индивидуальным проектам на базе их исследовательского и преподавательского потенциала с целью его эффективного использования, сочетается научно-техническое и инновационное малое предпринимательство. Отраслевая направленность деятельности технопарков отражает специализацию высших учебных заведений.

Однако позитивный процесс количественного роста и качественного совершенствования работы инфраструктуры так и не получил своего логического завершения в виде целостной и взаимосвязанной инфраструктурной системы, своего рода окружающей среды для предпринимательства, способной охватить все стороны деятельности и все потребности малых и средних предприятий различных отраслей экономики, различной степени "хозяйственной зрелости".

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в российской экономике изначально была призвана решать двуединую задачу: во-первых, стимулировать рост и саморазвитие малых предприятий и, во-вторых, направлять их активность преимущественно в те сферы хозяйственной деятельности, которые в перспективе наиболее отвечают потребностям национальной экономики. Однако до последнего времени ни одна из этих задач так и не решена в полном объеме.

Вследствие многочисленных причин правового, организационного, финансового и информационного характера образовался разрыв между номинальным ростом численности и многообразием видов инфраструктурных институтов поддержки малых предприятий и практической результативностью их функционирования. Деятельность указанных институтов - и на федеральном, и на региональном уровне - неполно и непоследовательно интегрировалась в соответствующие целевые государственные программы.

Финансирование государственных программ поддержки малого предпринимательства (как федерального, так и регионального уровня) осуществлялось и осуществляется в минимальном объеме и очень неравномерно. Исключением является Москва, которая финансирует программы поддержки малого предпринимательства практически в полном объеме. На глазах чахнут, не обретя способности к финансовой самодостаточности, различные институты поддержки малого и среднего бизнеса, созданные в ходе реализации проектов международной помощи. Но часто даже те немногие, еще реально возможные меры поддержки, которые могут быть предоставлены малым предприятиям на местах бесплатно или на льготных условиях, не находят своего адресата. Опросы показывают, что очень многие малые и средние предприятия либо не осведомлены о существовании возможности получения чьей-либо помощи, либо считают эту помощь несущественной для своих практических дел.

По итогам социологического опроса почти всех респондентов (кроме Карачаево-Черкесской Республики, Новгородской, Свердловской областей, г. Москвы) не удовлетворяет деятельность существующих объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства. Основными причинами этого являются: слабая финансово-имущественная база объектов инфраструктуры; ограниченный круг услуг; отсутствие полной и открытой информации о деятельности объектов инфраструктуры.

Одним из важных направлений политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации является реализация возможностей малого предпринимательства в интеграции и стратегическом партнерстве с крупными предприятиями в интересах устойчивого развития промышленности и научной сферы и создание условий для привлечения малых предприятий к поставкам продукции, товаров и услуг для государственных нужд. Соответствующие нормы включены в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".

Значительный вклад в решение проблем малого предпринимательства вносят субконтрактационные центры, являющиеся инструментом для корректировки и развития системы субконтрактных взаимоотношений. Они помогают наладить маркетинговую сеть между крупными и малыми предприятиями, способствуют участию малых предприятий в выставках и форумах, в выполнении государственных и субподрядных заказов на уровне регионов. В рамках комплекса мер по поддержке малого предпринимательства необходимо обеспечить дальнейшее развитие сети центров субконтрактации.

Совершенствование деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства заключается в ее дальнейшем скоординированном развитии при повышении качества и количества оказываемых услуг на всех уровнях.

Деятельность системы фондов поддержки малого предпринимательства целесообразно направить на подготовку, отбор и сопровождение проектов для уполномоченных региональных банков и банка-агента - "Российского банка развития" при выдаче кредитов под государственные гарантии для субъектов малого предпринимательства, подготовку предпринимателей, находящихся на начальном этапе развития, к работе с заемными средствами, расширение микрофинансовых услуг с использованием средств фондов, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и привлеченных средств для формирования кредитной истории и начального капитала субъектов малого предпринимательства.

Информационная поддержка предпринимательской деятельности осуществляется различными ведомственными, региональными и коммерческими информационными системами и структурами, созданными в рамках различных проектов и слабо взаимодействующими между собой. Консолидацию разобщенных элементов информационного обеспечения малого предпринимательства целесообразно осуществлять на базе государственных информационных ресурсов. Примером может служить создаваемый Минэкономразвития России в сети интернет "Информационный портал малого предпринимательства". Данная работа проводится в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия 2002-2010 годы".

Ожидаемыми результатами внедрения создаваемой системы являются: разработка технического решения по обеспечению информационного взаимодействия в сфере малого предпринимательства; интеграция ресурсов информационного обеспечения малого предпринимательства в единую информационную систему; оптимизация информационной проницаемости между органами власти, субъектами малого предпринимательства и субъектами инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Необходимо решить задачу "накопления" количества работающих институтов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и их "доведение" до качественно нового состояния, адекватного условиям формирующейся российской рыночной экономики. Важно придать их деятельности направленность. По преодолению явного превалирования в развитии малых и средних предприятий посредничества и торговли при одновременном ориентировании этих предприятий на работу с реальным сектором российской экономики. В реализации мер поддержки малого бизнеса акцент должен быть перенесен с проблем вхождения малых предприятий в рынок (наиболее актуальных 9-10 лет назад) на поиски освоение ими новых рыночных "ниш", в том числе и во взаимодействии с крупными предприятиями; на переход "малого" бизнеса в "средний", изменение вида деятельности и проч. Необходимо институционально обеспечить процедуру цивилизованного банкротства малых и средних предприятий, облегчающую их работникам переход к новой, действительно прибыльной деятельности и в то же время мешающую использовать банкротство для мошеннических операций.

Система инфраструктурных институтов развития и поддержки предпринимательства должна строиться сегодня на следующих принципах:

o комплексности оказываемой поддержки;

o непрерывности и долговременности поддержки ("ведение" предприятия как минимум в течение 2-3 лет с момента начала его деятельности);

o целенаправленности, перспективности и опережающем характере поддержки (помощи с обоснованием той рыночной "ниши", которую должно в итоге занять данное предприятие; предвидении трудностей роста, априорной разработке концепций качественного роста на основе накопления и инвестирования капитала и проч.);

o открытости всех форм работы (за исключением вопросов, относящихся к коммерческой тайне обслуживаемых предприятий) с публичной отчетностью деятельности;

o гибкости механизмов финансирования (прямом бюджетном финансировании, использовании различных льготных купонов, частичной или отсроченной оплаты, оплаты в кредит и проч.).

Специализированная инфраструктура поддержки малого бизнеса в основном убыточна, поэтому необходимо выявить те ее элементы, которые при определенном режиме работы смогли бы стать самоокупаемыми, например консультирование, обучение, предоставление информации.

Чтобы снизить затраты на эти элементы инфраструктуры, следует включить их в общую рыночную инфраструктуру развития предпринимательства, освободив от односторонней ориентации только на малый бизнес. Так, например, обучение малому предпринимательству может быть сферой деятельности не только бюджетных центров обучения, но и стать одним из направлений в работе рыночных инфраструктур, взаимодействующих с крупными частными фирмами, которые заинтересованы в создании сети обслуживающих их малых и средних предприятий и поиске новых партнеров. На практике так часто и происходит, однако, скорее, стихийно, без формулирования конкретных целей и определения четких организационных и методологических подходов. Сказанное в полной мере относится и к проблемам деловой информации, и к консалтингу, лизингу, франчайзингу и проч. Однако изначально необходима методологическая и, по возможности, целевая бюджетная финансовая поддержка подобной деятельности, которая обеспечила бы ей минимальные стартовые условия для выхода на орбиту самофинансирования.

Важной целевой задачей должно стать более четкое определение функций и целей федерального центра в формировании и финансировании институтов поддержки малого предпринимательства.

Следует формировать финансовую базу инфраструктуры кризисного выживания и развития малых предприятий по так называемым малозатратным и внебюджетным направлениям, к числу которых относится в первую очередь система гарантирования банковских кредитов.

Однако решение такой важной задачи, как формирование целостной системы инфраструктуры развития и поддержки российских малых и средних предприятий, даже наличие достаточных финансовых ресурсов не всегда гарантирует успех дела.

Одним из наиболее важных типов инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности является кадровое и консультационное. Большинство объектов инфраструктуры так или иначе ведут подготовку кадров, как правило, путем проведения краткосрочных семинаров, оказывают консультационные услуги. Эти организации отдают приоритет системе обучения, поскольку огромное количество устремившихся в бизнес людей профессионально не готово к этой деятельности. Кроме того, меняющиеся условия внешней среды и динамика рынка требуют постоянного совершенствования навыков и знаний.

Исследования показывают: предприниматели и менеджеры малых предприятий признают, с одной стороны, что управление бизнесом является одним из ключевых факторов успеха, а с другой - отводят обучению только 5-6 место. Это обстоятельство связано и с менталитетом, и с реальной практикой ведения бизнеса, при которой успех определяют связи, доступ к ресурсам, а не способность к рыночному бизнесу и профессионализм. Однако по мере становления рынка на первое место в бизнесе постепенно выходит профессионализм управления.

Сегодня рынок платежеспособного спроса на образовательные услуги в сфере предпринимательской деятельности не сформирован. Необходимы внешние усилия, в том числе и государства, направленные на создание системы обучения основам предпринимательской деятельности, с одной стороны, широких слоев населения, а с другой - индивидуальной подготовки менеджеров малых предприятий и предпринимателей.

По данным Академии менеджмента и рынка, средства, инвестированные в подготовку кадров для предпринимательской деятельности, через два года возвращаются десятикратно налогами в бюджеты всех уровней.

Совершенно очевидно, что инфраструктура национальной экономики является гарантом поступательного развития и формирования богатства и благополучия страны.

Выводы

1. Россия - могучая страна, имеющая огромную территорию в 17 млн кв. км, треть мировых ресурсов, выгодное географическое расположение для осуществления мировой торговли. Развитие экономики России подтверждает, что именно рыночный механизм в наиболее полной степени может учитывать запросы потребителей и именно он сможет целенаправленно воздействовать на радикальные изменения хозяйствования. В течение последних 15 лет в России было сформировано правовое пространство для развития товарно-денежных отношений.

2. Современный маркетинг - это философия большого бизнеса, направленная на активизацию предпринимательской деятельности в целях удовлетворения разумных потребностей клиентов. Маркетинг в коммерческой деятельности - широкое экономическое понятие, включающее активное использование элементов маркетинга не только в торговле, но и сложном комплексе заготовительной, производственной, строительной, инвестиционной и другой предпринимательской деятельности.

3. Понятие "коммерция", как известно, происходит от латинского commercium, что в переводе означает 'торговля, торговые операции, купеческая деятельность, торговые обороты, купеческие промыслы'. Коммерческая система - это интегрированное целое в виде производственно-коммерческого комплекса товаров и услуг, существующего в определенной экономической, правовой, культурной и территориальной среде в конкретный момент времени.

4. Концепция маркетинга оформляется в виде системного документа комплексной оценки рыночного участия через формирование стратегии и тактики компании путем реализации инновационной, логистической, коммуникативной, ценовой политики и эффективной организации торговой деятельности. Генеральной целью маркетинговых усилий в коммерции является достижение коммерческого успеха в результате своевременного и сервисного удовлетворения запросов общества за счет осуществления успешного обмена через процессы купли-продажи для получения прибыли.

5. Развитие коммерческих связей предполагает усилия всех участников рынка в предоставлении комфортных условий для осуществления покупки или продажи различных товаров, услуг. Коммерческие связи представляют комплексное единство экономических, организационных, правовых и социальных коммуникаций в целях успешного осуществления акта купли-продажи.

6. Организация коммерческих связей должна осуществляться с учетом следующих принципов: стратегического маркетинга; социальной ориентации; экономической целесообразности; партнерства.

7. Коммерческие связи целесообразно группировать по признакам: насыщенности; отраслевой структуре; рыночной структуре; степени участия в них оптово-коммерческих организаций; формам организации поставок; продолжительности действия.

8. Спецификой коммерческих связей независимо от форм и разновидностей является то, что они в условиях рыночной экономики формируются строго на коммерческой основе исходя из принципа взаимной выгодности. Соблюдение этого принципа способствует созданию экономической заинтересованности сторон в установлении наиболее эффективных коммерческих связей с целью снижения совокупных издержек, получения на этой основе наибольшей прибыли каждым участником рыночного оборота.

9. Рыночная инфраструктура - комплекс отраслей и сфер хозяйства, а также непроизводственных сфер деятельности, обеспечивающих общие воспроизводственные условия функционирования рынка. Ключевыми элементами рыночной инфраструктуры являются: производственная инфраструктура, обслуживающая производство и способствующая его осуществлению; социальная инфраструктура с выделением сферы деятельности, обеспечивающей воспроизводство рабочей силы и нормальную жизнедеятельность людей.

10. Механизм рыночной инфраструктуры помимо элементов производственной, социальной инфраструктуры включает и такие важнейшие звенья, как: банковская, страховая, налоговая, правовая системы; биржевая и аукционная торговля; широко разветвленные закупочно-заготовительная, контрактная и торгово-коммерческая системы; информационно-аналитическая и другие элементы, обеспечивающие бесперебойный механизм воспроизводственного процесса.