Инфраструктура инновационной деятельности. Инфраструктурная поддержка малого инновационного бизнеса

Одним из ключевых факторов, влияющих на реализацию инновационной политики, является степень развития инфраструктуры инновационной деятельности.

Согласно Федеральному закону от 23 декабря 1999 г. "Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике" термин "инновационная инфраструктура" определяется как совокупность организаций, предоставляющих услуги по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса.

Инфраструктура инновационной деятельности – организации, предоставляющие субъектами инновационной деятельности услуги, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Субъектом инфраструктуры инновационной деятельности признается юридическое лицо, предоставляющее субъектам инновационной деятельности производственно-технологические, консалтинговые, финансовые, информационные и другие услуги (рис. 1.4).

Субъектами инфраструктуры инновационной деятельности федерального значения могут признаваться организации, удовлетворяющие одному или нескольким из перечисленных ниже требований:

• предоставляющие услуги субъектам инновационной деятельности, расположенным более чем в половине субъектов РФ;

• предоставляющие субъектам инновационной деятельности уникальные услуги, не представляемые никакими иными организациями;

• предоставляющие на ограниченной территории субъектам инновационной деятельности комплекс услуг, без ока

зания которых невозможна или затруднительна реализация на данной территории государственной инновационной политики Российской Федерации или вытекающей из нее отраслевой инновационной политики органов исполнительной власти Российской Федерации.

Инновационная инфраструктура представлена следующими элементами (см. рис. 1.4):

производственно-технологическая структура, включающая технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы;

экспертно-консалтинговая: оказание услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, центры консалтинга, общего аудита, а также специализирующиеся в сферах финансов, инвестиций и маркетинга;

финансовая: различные типы фондов – бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные, а также финансовые институты (фондовый рынок с участием высокотехнологичных компаний);

кадровая: образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров, инфраструктуры рынка инноваций в составе организаций по рекламе и продаже инноваций как в области научного и инновационного менеджмента, так и технологического аудита, маркетинга;

информационная: собственно базы данных и знаний, центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные центры;

сбытовая: расширение взаимодействия между основными участниками инновационного процесса, повышение доступности научно-технической информации.

Устройство инновационной инфраструктуры, в том числе ее финансовая составляющая, в частности финансирование инновационной деятельности, определяются основополагающими характеристиками самой инновационной среды.

Первоочередными направлениями развития инфраструктуры являются:

• взаимодействие субъектов государственной инфраструктуры поддержки и развития инвестиционной деятельности, создание системы финансово-кредитного обеспечения на основе различных механизмов, в том числе таких, как лизинг, государственные гарантии кредитования, компенсация процентной ставки коммерческим банкам;

• осуществление мер по поддержке инновационного бизнеса.

Рис. 1.4. Схема инновационной инфраструктуры

Совершенствование деятельности государственной инфраструктуры поддержки и развития инвестиционной деятельности должно сопровождаться усилением взаимодействия с муниципальными структурами (фондами, бизнес-центрами или филиальными отделениями региональных фондов), повышения за счет этого качества и расширения ассортимента оказываемых инвесторам услуг.

Управление процессами научно-инновационного обеспечения необходимо осуществлять по вертикали, при этом на федеральном уровне должен функционировать Федеральный научный инновационный центр (или несколько центров), а на региональном уровне – областные, краевые, республиканские в составе Российской Федерации научные инновационные центры. Региональные центры должны регистрироваться в правовой форме государственных унитарных предприятий, в уставе же их должны быть отражены некоторые особенности работы унитарных государственных предприятий как субъектов инновационной инфраструктуры.

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 г.) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" определил, что от имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Региональный научный инновационный центр как элемент инновационной инфраструктуры должен выполнять функции рабочего органа по вопросам развития инновационной деятельности в конкретной отрасли отдельно взятого региона.

Основной задачей Регионального научного инновационного центра является подготовка предложений для руководства региона:

• по концепции государственного управления инновационной деятельностью в конкретной отрасли региона;

• обоснованию заявок региона для включения в проект Федеральной инновационной программы Правительства РФ и проект Межведомственной программы но активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере по научно-техническим проектам, имеющим отраслевое, межотраслевое и межрегиональное значение;

• проектам областных инновационных программ;

• формированию отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ, по их целевому и эффективному использованию;

• финансированию инновационных программ и проектов из средств бюджета и внебюджетных фондов региона, средств заинтересованных отечественных и зарубежных инвесторов;

• финансированию инновационных программ и проектов из собственных средств;

• финансированию научно-технических и инновационных программ, сформированных и реализуемых в порядке долевого участия на основе международных, межрегиональных и межотраслевых соглашений;

• получению на возмездной и безвозмездной основе от Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, других министерств и ведомств прав на использование объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет бюджета или с привлечением средств бюджета;

• оформлению заявок и получению охранных документов (патентов и свидетельств РФ) на свое имя;

• получению от правообладателей и патентообладателей прав на использование объектов интеллектуальной собственности по договорам уступки патентов и лизинговым договорам на возмездной и безвозмездной основе;

• проектам широкомасштабной реализации в производстве эффективных научно-технических разработок;

• созданию совместно с заинтересованными инвесторами всех форм собственности технопарковых формирований в форме хозяйственных обществ как отраслевых центров доработки, испытаний, освоения производством, маркетинга, консультаций товаропроизводителей, оказания им практической помощи по ускорению освоения инноваций и передового производственного опыта;

• созданию представительств и филиалов как обособленных подразделений Регионального научного инновационного центра, расположенных вне места его нахождения и не являющихся юридическими лицами;

• развитию рынка научно-технической продукции и интеллектуальной собственности;

• развитию инновационных процессов на основе договоров о совместной деятельности и договоров поручений с федеральными субъектами инновационной инфраструктуры, отечественными и зарубежными юридическими лицами;

• развитию взаимодействия с территориальными и отраслевыми научными организациями, высшими и средними учебными заведениями, а также внедренческими формированиями всех отраслей и уровней;

• взаимодействию с системами подготовки и повышения квалификации руководителей и работников инновационных служб, консультантов и товаропроизводителей;

• проектам нормативных правовых актов РФ и регионов по вопросам инновационной деятельности.

Региональный научный инновационный центр имеет права в соответствии с законодательством РФ, нормативными правовыми актами, регулирующими научную, научно-техническую, инновационную и финансовую деятельность.

Средства Регионального научного инновационного центра формируются за счет:

• доходов, получаемых от реализации потребителям научно-технической продукции и объектов интеллектуальной собственности;

• доходов, получаемых от реализации прав на объекты интеллектуальной собственности на основе договоров уступки патентов и лицензионных договоров;

• доходов, получаемых от реализации инновационных проектов по договорам о совместной деятельности с предприятиями и хозяйственными обществами;

• доходов от оплаты за проведение инновационных, информационных и консультационных работ и услуг;

• поступлений от оплаты за выполнение договоров (контрактов), оказание услуг юридическим и физическим лицам;

• доли прибыли, получаемой от деятельности хозяйственных обществ, в которых Региональный научный инновационный центр является одним из учредителей, участников или акционеров;

• передачи средств бюджета и внебюджетных фондов областным органом государственного управления, организациями, предприятиями и частными лицами.

Федеральный и региональные научные инновационные центры и их технопарки в соответствии с законодательством РФ могут создавать в отраслях и на территориях филиалы, представительства, дочерние и зависимые структуры. Такая сеть инновационных формирований позволяет

восстановить управление научно-техническим прогрессом в отрасли по вертикали, координировать работы по горизонтали, направлять средства поддержки инновационной деятельности по "точкам роста", создавать реальные источники пополнения фондов поддержки инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры.