Лекция 10. ИНФОРМИРОВАНИЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ АПК ОБ УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА РОССИИ В ВТО

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• требования ВТО к направлениям, уровням и структуре государственной поддержки товаропроизводителей отечественного АПК;

уметь

• пользоваться инструментарием ВТО в целях информирования, консультирования и повышения квалификации работников федеральных и региональных органов отраслевого управления, товаропроизводителей отечественного АПК;

владеть

• рациональными приемами и способами самостоятельной работы с нормативно-правовой, справочной и методической литературой для поиска информации о практических подходах, используемых ВТО при расчетах уровней "зеленой корзины", объемов de minimis и показателей агрегированной меры поддержки (АМП) применительно к текущим и планируемым периодам развития отечественного АПК.

Требования ВТО к государственному регулированию национального агропродовольственного сектора

Мероприятия государственного регулирования АПК формируются под влиянием многих факторов: традиционных воззрений на место и роль отраслей АПК в жизни общества; значительных перемен эволюционного и радикального характера в системе производственных отношений; периодически возникающих или хронических проблем, связанных с производством и потреблением сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; международных обязательств государства.

Вопросы государственного регулирования национального сельского хозяйства являются предметом пристального внимания со стороны Всемирной торговой организации (ВТО).

ВТО, являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. Данная международная организация призвана регулировать торгово-политические отношения стран-участниц на основе пакета соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров 1986–1994 гг. Эти документы являются нормативно-правовым базисом современной международной торговли.

В настоящее время 155 стран мира, включая Россию, приняли на себя обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов ВТО, объединенных термином "многосторонние торговые соглашения" (МТС).

С правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами[1].

Соглашение по сельскому хозяйству (Agreement on Agriculture) – одно из 20 базовых соглашений ВТО (далее но тексту – Соглашение). Оно определяет особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе.

ВТО выступает за либерализацию мировой торговли во всех ее рыночных сегментах, включая агропродовольственный. Поэтому закономерно, что Соглашение ВТО базируется на трех основных идеях:

1) расширение доступа импортной продукции на внутренние рынки стран-участниц;

2) снижение внутренней (государственной) поддержки сельского хозяйства в странах-участницах;

3) повышение экспортной конкуренции на основе отказа от предоставления или снижения странами-участницами экспортных субсидий.

Расширение доступа импортной продукции на внутренние рынки стран-участниц в соответствии со ст. 4 Соглашения, предполагает уступки, относящиеся к связыванию и снижению тарифных ставок. Одновременно с этим ВТО выступает за отмену количественных ограничений импорта (квот, например) и трансформацию этих ограничений в обычные таможенные пошлины. В ходе требуемой тарификации происходит пересчет финансового объема нетарифных мер в эквивалентный таможенный тариф с добавлением его к действующей ставке таможенного тарифа. В результате этого страны устанавливают новые, более высокие ставки таможенных пошлин на товары, в отношении которых они ранее применяли нетарифные меры.

Тарифный эквивалент нетарифных мер рассчитывается на основе средних мировых рыночных цен для товара, являющегося объектом нетарифных мер, и его гарантированной цены в импортирующих странах.

Тарифные ставки, получаемые в результате тарификации, как и тарифы, применяемые к другим товарам, оказываются "связанными".

Термин "связывание тарифов" означает, что с момента присоединения к ВТО страны-участницы обязаны зафиксировать в перечне обязательств максимально допустимые ставки ввозных таможенных пошлин. В дальнейшем страна не вправе устанавливать таможенные тарифы, превышающие уровень связывания. В противном случае пострадавшей стране должна быть предоставлена компенсация. Исключение составляет только режим специальных защитных мер, вводимый страной в случаях, о которых будет сказано ниже.

"Снижение уровней связывания" предполагает, что после присоединения страны к ВТО средняя максимально допустимая ставка ввозных таможенных пошлин должна быть снижена в течение переходного периода до минимального (зафиксированного в документах о присоединении к ВТО) уровня. При этом сокращение тарифа по любому отдельному виду продукции должно быть не меньше согласованного с ВТО процента.

В рамках Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, например, экономически развитые страны обязались снизить импортные тарифы на агропродовольственную продукцию в среднем на 36%, а развивающиеся страны – на 24% по отношению к среднему уровню согласованного базового периода (периода "связывания") 1986–1988 гг. При этом экономически развитые страны приняли на себя обязательства производить указанное снижение равными долями в течение шести лет (1995–2000), а развивающиеся страны – в течение десяти лет (1995–2004). Примечательно, что по каждому конкретному товару снижение должно было составить не менее 15% у развитых стран и 10% – у развивающихся. От наименее развитых стран снижения импортных тарифов не требовалось[2].

Безусловно, в ходе переговорного процесса в ВТО невозможно привести все страны к "единому знаменателю". Каждая страна стремится отстаивать свои национальные интересы и руководствуется своим пониманием обеспечения продовольственной безопасности. Компромисс же по доступу на рынок, который был найден в ходе Уругвайского раунда переговоров, стал вызовом для товаропроизводителей стран с либеральным режимом импорта продукции и практически не поколебал позиции товаропроизводителей в странах с высоким уровнем продовольственного протекционизма.

В соответствии со ст. 5 Соглашения по сельскому хозяйству при резком увеличении объема импорта или падении импортной цены на данный товар могут применяться специальные защитные меры. В этих случаях предусматривается возможность временного введения страной специальной защитной пошлины в дополнение к действующему тарифу. При этом важно учитывать то, что присоединяющаяся к ВТО страна вправе использовать специальные защитные меры только по тем позициям товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, которые зафиксированы в перечне обязательств сторон по тарифной защите.

Внутренняя поддержка сельского хозяйства является базовым понятием ВТО. Под ней понимается часть государственной поддержки национального сельского хозяйства, осуществляемая по линии внутренней аграрной политики. Вопросы же регулирования экспортно-импортных операций, о чем уже было сказано, рассматриваются ВТО в качестве отдельных сфер государственного воздействия.

Меры внутренней поддержки национального сельского хозяйства классифицируются и оцениваются ВТО исходя из главного критерия: оказывают они или нет неблагоприятное, искажающее воздействие (distorting effects) на формирование "справедливой и ориентированной на рынок системы торговли в сфере сельского хозяйства"[3]. Соответственно, в странах ВТО те бюджетные расходы[4], которые не оказывают или оказывают незначительное влияние на торговлю и производство сельскохозяйственной продукции, не подлежат сокращению (но при условии соблюдения определенных требований). И наоборот, те финансовые меры внутренней поддержки, которые оказывают искажающее воздействие на торговлю и производство сельскохозяйственной продукции, подлежат "связыванию" и постепенному сокращению в ходе установленного переходного периода (периода реализации, Implementation period).

Данное положение распространяется на экономически развитые страны и страны с переходной экономикой, но в соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения по сельскому хозяйству весьма избирательно применяется к развивающимся странам.

Особенность методического подхода ВТО к "связыванию" (фиксации) объемов внутренней поддержки, подлежащих сокращению, заключается в том, что они определяются за вычетом предоставляемых "освобождений".

Для стран – участниц ВТО в Соглашении предельно четко обозначаются:

а) меры внутренней поддержки, освобождаемые от обязательств по сокращению (прил. 2), именуемые па рабочем языке ВТО мерами "зеленой корзины" (Green box);

б) прямые выплаты по программам ограничения производства, не охватываемые обязательствами по сокращению внутренней поддержки (п. 5 ст. 6), именуемые на рабочем языке ВТО мерами "голубой корзины" (Blue box).

Остальные меры внутренней поддержки, не попадающие в перечисленные выше группы ("корзины"), могут быть отнесены к группам de minimis или образуют так называемую желтую (янтарную) корзину (Amber box).

Ниже представлены особенности методологических и методических подходов ВТО к формированию и содержанию каждой из "корзин".