Информация в конкурентной разведке

Будущее – это тщательно обезвреженное настоящее.

Братья Стругацкие

Конкурентная разведка представляет постоянную, циклическую последовательность действий, результатом которой является собранная информация, необходимая для выработки обоснованных управленческих решений. В конкурентной разведке выделяют пять этапов, называемых разведывательным циклом обработки информации:

1) определение организацией цели, которую необходимо достичь, проводя конкурентную разведку;

2) сбор информации в соответствии с поставленной задачей;

3) упорядочение, обработка и определение ценности собранной информации;

4) анализ собранной информации;

5) представление результата анализа должностному лицу, принимающему решения.

В процессе конкурентной разведки вся получаемая информация о конкурентах подразделяется:

• на открытую – информацию, не являющуюся коммерческой тайной[1] и находящуюся в свободном доступе для всех заинтересованных пользователей (печатные средства массовой информации, Интернет, научные конференции разных уровней, публикуемые балансы, отраслевые отчеты, сведения, предоставляемые в государственные органы);

закрытую – информацию, относящуюся к деятельности конкретной организации, составляющую ее коммерческую тайну, которая не может быть получена третьими лицами из доступных источников.

Источники конкурентной информации делятся на публикуемые и непубликуемые источники данных.

К публикуемым источникам данных относятся:

• средства массовой информации (СМИ), сетевые структуры типа Интернет, издания отраслевых организаций, деловые издания, информационно-аналитические или рекламно- информационные издания, публикации по выполненным рыночным исследованиям, сайты организаций;

• коммерческие базы данных и государственная статистика.

К непубликуемым источникам данных относятся:

• специализированные консультационные или исследовательские фирмы, сотрудничество с которыми может осуществляться на основе либо привлечения для проведения целенаправленного маркетингового исследования, либо приобретения результатов уже проведенных исследований (маркетинговых отчетов);

• конкретные осведомленные лица, в частности клиенты организации, поставщики, торговые посредники и т.д.

Деятельность по сбору и анализу информации о конкурентах в Российской Федерации регламентируется законодательными актами: ФЗ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (ред. от 11 июля 2011 г.) "О средствах массовой информации", ФЗ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (ред. от 8 ноября 2011 г.) "О государственной тайне", ФЗ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 6 апреля 2011 г.) "Об информации, информационных технологиях и защите информации", ФЗ от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ (ред. от 3 декабря 2011 г.) "О кредитных историях", ФЗ от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ (ред. от 11 июля 2011 г.) "О коммерческой тайне" и др.

Деятельность, осуществляемая в рамках действующего законодательства, ограничена определенным составом информации, которую возможно собрать и которая, в свою очередь, называется маркетинговыми исследованиями.

Информация о конкурентах, собираемая в ходе маркетинговых исследований конкурентной среды, подразделяется на первичную и вторичную.

Первичная информация – это информация, которую исследователь самостоятельно получает специально для изучения конкурентной среды.

Вторичная информация – информация, предварительно собранная другим лицом или для других целей, не связанных с текущим исследованием конкурентной среды.

Если предприятие при сборе информации нарушает законодательные ограничения, то осуществляемую деятельность можно отнести к категории конкурентного шпионажа.

Под конкурентным шпионажем понимается сбор закрытой информации о соперниках, которая не имеет общегосударственного значения. Разглашение такой информации не содержит угрозы национальной безопасности, но является опасной для самой организации, служащей источником информации[2].

Разновидностью конкурентного шпионажа в сфере промышленного бизнеса является промышленный шпионаж. Его предметом выступают закрытые сведения, утаивание которых от соперников либо разглашение имеет немаловажное значение именно для поддержания устойчивости предприятий (организаций), действующих в отраслях промышленности, либо соответственно для обеспечения их неустойчивости. Другими разновидностями конкурентного шпионажа являются коммерческий шпионаж, шпионаж в сфере информационного бизнеса, шпионаж в банковском деле и др.

На макроэкономическом уровне рассматривается такая категория, как экономический шпионаж, под которым понимается сбор секретных данных общегосударственного значения, которые могут отражать развитие национальной экономики как единого целого или ее отдельных отраслей и организаций. Неразглашение таких сведений имеет стратегическое значение для достижения макроэкономической конкурентоспособности, приобретения общегосударственных экономических выгод и укрепления национальной экономической безопасности. К обратным последствиям ведет разглашение секретных данных с помощью лиц и организаций, занимающихся экономическим шпионажем.

Легальный характер конкурентного шпионажа наблюдается в тех случаях, когда:

• организации для приобретения закрытых сведений применяют против соперников такие приемы разведывательной деятельности, как обмен опытом, стажировки, участие в совместных проектах;

• сведения добываются в ходе переговорного процесса о подготовке сделок или совместных деловых начинаниях – для более качественной проработки вопросов сотрудничества на предварительной стадии всегда требуется обширная информация;

• сведения приобретаются в случаях, когда организация финансирует или спонсирует деятельность другой организации;

• сведения добываются путем опроса сотрудников организации.

Все перечисленные возможности успешно реализуются в условиях, когда соответствующие должностные лица по каким-то причинам не принимают на себя обязательства по неразглашению коммерческих секретов и конфиденциальной информации, а также когда руководство организации не определило или не утвердило надлежащим образом состав самих секретных сведений.

Нелегальный характер конкурентного шпионажа осуществляется в тех случаях, когда ради сбора секретных сведений организации умышленно прибегают к нарушению закона. Нелегальный конкурентный шпионаж осуществляется с целью:

• овладения рынками сбыта;

• подделки товаров;

• дискредитации или устранения конкурентов;

• срыва переговоров по контрактам;

• перепродажи фирменных секретов;

• шантажа определенных лиц;

• создания условий для подготовки и проведения террористических и диверсионных мероприятий.

К числу способов нелегальной конкурентной разведки относятся подкуп, шантаж, переманивание сотрудников организации-конкурента и их превращение в осведомителей, внедрение своей агентуры в состав сотрудников организации- конкурента, а также источники и органы государственного управления и специализированные компании, имеющие возможность получать конфиденциальную информацию (суды, налоговые органы и т.д.), подслушивание телефонных разговоров, кража документов, проникновение в компьютерные и вычислительные сети конкурентов, съем информации с каналов связи.