Взаимосвязи с остальным миром

В своей политике с ведущими игроками на мировой арене латиноамериканцы заинтересованы, прежде всего, в обеспечении равных условий в международной торговле, доступе к источникам финансирования, рынкам сбыта. Первоочередные партнеры в "большой игре" Латинской Америки — США, Китай, Евросоюз. Именно здесь находятся основные рынки для ее сельскохозяйственной продукции и сырьевых товаров, а также главные источники инвестиций и импорта технологий.

Если ранее в отношениях с Латинской Америкой США отдавали предпочтение откровенному военно-политическому давлению, то постепенно, особенно в последние десятилетия, наблюдается тенденция к установлению конструктивных партнерских отношений в экономической и политической сферах. При этом Вашингтон не отказывается от геоэкономического давления под демократическими лозунгами гуманитарной помощи.

Значительную роль в отношениях Северной и Южной Америк играет Организация Американских государств (ОАГ), созданная на 9-й Межамериканской конференции в Боготе в 1948 г. Она объединяет все 35 государств Западного полушария — 33 государства Латинской Америки, а также США и Канаду. В 1962 г. под давлением США от участия в ее органах была отстранена Куба. Главными направлениями деятельности ОАГ заявлены укрепление демократии, защита прав человека и проблемы континентальной безопасности.

С целью обеспечения эффективности деятельности в социально-экономической сфере в 1996 г. создан Межамериканский совет по комплексному развитию (СИДИ). В последние десятилетия значительное внимание в ОАГ уделяется вопросам борьбы с наркобизнесом, терроризмом, незаконным оборотом оружия, коррупцией и другими угрозами безопасности региона.

Белый дом стремился вовлечь Латинскую Америку в Североамериканскую ассоциацию свободной торговли (НАФТА) с участием США, Канады и Мексики, созданную в январе 1994 г. Этот вопрос был поднят на встрече глав 34 государств Западного полушария 10—13 декабря 1994 г. в Майами. Однако предложенный Вашингтоном проект создания к 2005 г. Зоны свободной торговли Америк (АЛКА), единодушно одобренный всеми участниками встречи, в силу целого комплекса причин не удалось реализовать. По инициативе Аргентины, Бразилии и Венесуэлы был взят курс на преимущественное развитие не панамериканской, а латиноамериканской интеграции.

Под давлением администрации Б. Клинтона по вопросу о поддержке силовой акции НАТО против Югославии, представители Бразилии и Аргентины, которые в тот период являлись непостоянными членами Совета Безопасности ООН, 30 марта 1999 г. проголосовали против предложенной Россией резолюции, требовавшей прекращения бомбардировок Югославии и возобновления переговорного процесса. В то же время через неделю Группа Рио выступила с совместным заявлением по Косово, в котором отметила, что, совершая воздушные налеты над Югославией, НАТО действовала в обход ряда статей Устава ООН.

Тем не менее ключевое место во внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии Латинской Америки занимают США. Северный сосед является главным ее торгово-экономическим партнером. Серьезное влияние на взаимоотношения двух континентов оказывает проблема непрекращающейся иммиграции латиноамериканцев в США.

Английский журнал "The Economist" назвал первое десятилетие XXI в. "декадой Латинской Америки". Обосновывая этот тезис, журнал приводил динамику ее экономического роста и достижение странами региона независимости от принимаемых в Вашингтоне решений. Показательно, что в 2003 г. Мексика и Чили отказались поддержать в Совете Безопасности ООН позицию США по проблеме Ирака.

Более или менее успешно развиваются отношения Латинской Америки с Евросоюзом. Совместная декларация Группы Рио и Евросоюза 1997 г. включала пункты о торгово-финансовом сотрудничестве, политическом диалоге, устойчивом развитии, борьбе с наркобизнесом. Тесные связи с Евросоюзом поддерживает Андское сообщество.

Наряду с развитием экономического сотрудничества установлены прямые связи на уровне глав государства и правительств и достигнуто соглашение о стратегическом партнерстве между двумя интеграционными объединениями. Евросоюз постепенно превращается в крупнейшего инвестора в регионе.

Развиваются двусторонние отношения между странами Латинской Америки и Евросоюзом. К примеру, в 2007 г. Бразилия подписала с ним декларацию о переходе к стратегическому партнерству.

При этом в Латинской Америке растут претензии к Евросоюзу касательно затягивания переговоров по снижению барьеров на пути латиноамериканского экспорта сельскохозяйственных товаров на его рынки.

Андское сообщество заключило ряд договоров, которые позволяют развивать сотрудничество и политический диалог с Россией, Китаем, Индией.

Наблюдается тенденция к активизации латиноамериканцев в Движении неприсоединения. Показательно, что XIV Конференция глав государств и правительств стран-членов этого объединения прошел в сентябре 2006 г. в Гаване.

Ведущие государства Латинской Америки проявляют внешнеполитическую активность в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Более того, начиная с 90-х гг. прошлого века, они стремятся подключиться к новому интеграционному полюсу, формирующемуся в АТР. Об их успехе в этом направлении свидетельствует принятие Мексики и Чили в качестве полноправных членов в Ассоциацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В 1997 г. в эту организацию была принята также Перу.

Одним из ключевых торговых партнеров и крупных инвесторов стран Латинской Америки стал Китай. Качественный сдвиг в политике латиноамериканских стран в пользу КНР произошел в 1970-е гг. Сначала правительство Народного единства Чили во главе с социалистом С. Альенде, пришедшее к власти в конце 1970 г., последовав примеру Кубы, установило с Пекином дипломатические отношения. За Чили целая группа латиноамериканских и карибских государств выступили за исключение из ООН Тайваня и прием в эту международную организацию КНР. После этого страны региона одна за другой установили официальные отношения с Пекином.

Кардинальные перемены в отношениях Китая и Латинской Америки произошли в 1990-е гг. В 1990 г. Пекин начал диалог с Группой Рио и присоединился к Договору о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне. В 1991 г. КНР получила статус наблюдателя при Межамериканском банке развития, в 1993 г. — статус наблюдателя при Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), а в 1994 г. она обрела такой статус при Латиноамериканской ассоциации интеграции (АЛАДИ).

Одновременно Пекин установил официальные отношения с ведущими субрегиональными интеграционными группировками — МЕРКОСУРом, Андским сообществом наций и Карибским сообществом. В результате этих шагов за десятилетие с 1990 но 2000 г. товарооборот между Китаем и государствами — членами АЛАДИ вырос в 10 раз и превысил 11 млрд долл.

К началу XXI в. китайско-латиноамериканские связи вышли на качественно новый уровень. Для ряда ключевых государств региона партнерство с КНР приобрело приоритетный характер. О масштабах и значимости этих отношений свидетельствует тот факт, что в 2001—2010 гг. руководители КНР совершили визиты в Бразилию, Аргентину, Венесуэлу, Коста-Рику, Кубу, Мексику, Перу, Уругвай, Чили. Пекин посетили главы всех названных государств, а также Боливии, Гайаны, Колумбии, Суринама, Эквадора. Осуществляются также двусторонние связи в организациях системы ООН, на встречах "большой двадцатки", БРИКС, АТЭС, в разного рода региональных и субрегиональных объединениях.

Продолжается процесс сближения латиноамериканских стран с Испанией и Португалией. С 1991 г. проводятся ежегодные встречи глав государств и правительств стран Латинской Америки, Испании и Португалии, на которых обсуждается самый широкий круг интересующих их народы экономических, политических, культурных и иных проблем.

На саммите 1995 г. в Барилоче (Аргентина) страны сообщества учредили постоянную систему сотрудничества, нацеленного на осуществление совместных программ в области науки и техники, образования, поддержки индейских народностей и др.

На иберо-американских форумах принимает участие Куба, что стало серьезным шагом в направлении "реинтеграции" Кубы с Латинской Америкой. Показательно и то, что на этих форумах зачастую принимались достаточно резкие по форме резолюции, осуждающие ужесточение Соединенными Штатами торгово-экономических санкций против Кубы.