Информационные знаки

Информационные знаки представляют собой условное легко узнаваемое обозначение, используемое для идентификации товара или его отдельных свойств. К информационным относятся знаки происхождения товара, соответствия, качества, товарные, эксплуатационные, манипуляционные, предупредительные и др.

Товарные знаки - обозначения, с помощью которых можно отличить товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Товарный знак является элементом рекламы, грамотно оформленный товарный знак вызывает доверие потребителя, формирует предпочтительное отношение к товару.

При создании товарного знака анализируется несколько вариантов эскиза, определяется его соответствие следующим требованиям:

- качество выполнения;

- запоминаемость;

- оригинальность, ассоциативность;

- универсальность при изменении размера (уменьшение, увеличение без потери качества восприятия деталей);

- универсальность колористического решения (адаптация к различным цветовым средам).

Товарные знаки могут содержать символику изготовителя или продавца продукции либо конкретного бренда (марки и т.п.), слова, буквы, цифры и изображения (рис. 19.6). Товарный знак, который содержит изображение и текст с наименованием фирмы, называют фирменным блоком.

Товарный знак называют логотипом. Этот термин появился в начале XIX в. в типографике и был синонимом термина "лигатура", т.е. обозначал объединение двух или трех знаков типографского шрифта. Он возник после волны подъема производства, которая привела к росту объемов производимой продукции, росту экспорта и конкуренции. К середине XIX в. логотипом называли любое текстовое клише, которое не нужно каждый раз набирать заново. Например, заголовок-название газеты.

Логотип - важнейший элемент корпоративного имиджа компании. Он служит в первую очередь для идентификации компании на рынке, а также для того, чтобы отличать продукцию различных фирм в рамках одной отрасли, как например, логотипы операционных систем Windows Vista и Linux (рис. 19.5).

Рис. 19.5. Логотипы операционных систем Windows Vista и Linux

Зарегистрированная торговая марка защищает компанию от недобросовестной конкуренции и позволяет защитить ее права в суде. В восприятии потребителя наличие логотипа или торгового знака является гарантией качества товара. Товары, не имеющие логотипа, называются "попате".

В XX в. логотипом стали называть стилизованное шрифтовое начертание названия или само название в таком начертании, либо условный знак, обозначающий организацию или товар. Далее мнения разделяются. Одни называют логотипом как шрифтовую, так и графическую часть торговой марки, другие - только шрифтовую.

Товарные знаки являются видом маркировки продукции, они позволяют покупателям отличать товар известного изготовителя или бренд в ассортименте однородных товаров. Хорошо известны товарные знаки Coca-Cola, Panasonic, Sony, SAAB, OPEL, VOLVO, NISSAN, BOSH, IBM, Microsoft и др. (рис. 19.6).

Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другим лицам. Незаконное использование товарного знака или сходного с ним обозначения влечет за собой гражданскую и (или) уголовную ответственность. Сущность юридической охраны товарного знака состоит в том, чтобы предоставить его владельцу возможность неограниченного использования знака, исключая из числа пользователей всех других лиц. Действие права на товарный знак ограничивает: перечень товаров, указанных в свидетельстве; территория страны регистрации; срок, на который данный товарный знак зарегистрирован.

Рис. 19.6. Товарные знаки изготовителей легковых автомобилей

Владелец товарного знака имеет право проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое обозначение является зарегистрированным знаком. Она представляет собой специальное обозначение, свидетельствующее о том, что товарный знак охраняется и может выглядеть в виде латинской буквы R или R в окружности либо словесного обозначения "товарный знак", "зарегистрированный знак", ТМ, Trademark, "зарегистрированный знак" - Registered Trademark (Великобритания), Marfue deposee (Франция, Бельгия), Marks Registrada (латиноамериканские страны).

Знаки наименования места происхождения товара позволяют потребителю установить страну происхождения товара, город, регион, в котором он изготовлен. Как правило, эти знаки представляют собой буквенный, цифровой, буквенно-цифровой код или герб страны происхождения товара.

Знаки соответствия или качества наносятся на товары, упаковку или их сопроводительные документы с целью демонстрации того, что товар прошел процедуру оценки соответствия товара требованиям, установленным стандартами, техническими регламентами, директивами или другими нормативными документами (см. прил. 5).

Наиболее важное значение имеют знаки соответствия обязательным требованиям безопасности. Как правило, многие изготовители наряду с оценкой соответствия своих товаров обязательным требованиям проходят процедуру добровольной оценки в рамках одной из систем сертификации.

С точки зрения маркетологов наиболее весомой в глазах потребителей является национальная система соответствия.

Национальный знак соответствия - знак, подтверждающий соответствие требованиям, установленным национальными стандартами или другими нормативными документами. Он разрабатывается, утверждается и регистрируется национальным органом по сертификации.

Рис. 19.7. Российский национальный знак соответствия и знак обращения товара на рынке

Согласно общим требованиям к порядку проведения сертификации продукции в Системе сертификации ГОСТ РФ при выдаче сертификата на изделие либо партию продукции орган по сертификации (или по его поручению изготовитель) маркирует товар, тару, упаковку и сопроводительную документацию российским знаком соответствия (рис. 19.7). Четыре символа под знаком обозначают четыре последних знака кода органа по сертификации: два символа - группа продукции, на которую аккредитован орган; два символа - номер, под которым зарегистрирован орган в государственном реестре в этой группе продукции.

Знак соответствия наносят в непосредственной близости от товарного знака изготовителя. Форма знака соответствия установлена ГОСТ Р50450-92 "Знак соответствия при обязательной сертификации". Он подтверждает, что но результатам сертификационных испытаний продукция отвечает установленным требованиям безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды.

Знак соответствия наносится на несъемную часть каждой единицы сертифицированной продукции, при нанесении на упаковку - на каждую упаковочную единицу этой продукции рядом с товарным знаком изготовителя.

Согласно Федеральному закону "Об оружии" каждая единица изготовленного оружия и боеприпасы к нему подлежат испытанию на подтверждение соответствия требованиям эксплуатационной безопасности с последующим клеймением служебного и гражданского оружия или нанесением знаков их соответствия стандарту. Импортируемое оружие и боеприпасы к нему также должны иметь клеймо или знак соответствия стандарту.

В мировой практике известно много примеров использования знаков соответствия стандартам: в Германии - DIN, в Австрии - ONORM, во Франции - NF, в Великобритании - KITEMARK, в Польше - В (см. прил. 6).

Транснациональные знаки соответствия - это знаки, подтверждающие соответствие требованиям, установленным региональными стандартами (см. прил. 7).

Технические барьеры, возникающие в международной торговле из-за требований национальной сертификации, обусловили активную деятельность многих международных и региональных организаций, направленную на создание условий для преодоления этих барьеров: возникли новые, специально для этого созданные организации по сертификации, которые разработали международные системы сертификации отдельных видов продукции и знаки соответствия к ним.

Транснациональные знаки соответствия стандартам применяются в ряде стран с целью взаимного признания результатов сертификационных испытаний и контроля на базе гармонизированных стандартов. Европейский комитет по стандартизации (CEN), в который входят страны Европейского экономического сообщества и Европейская ассоциация свободной торговли разработал две системы сертификации продукции. Согласно одной из них (система маркировки CENGER) для удостоверения соответствия продукции европейским стандартам CEN присваивает знак CEN. В этом случае знак CEN признают другие страны-участницы.

Рис. 19.8. Знак соответствия товаров Директивам ЕС

Для указания соответствия товаров Директивам ЕС и соответствующих им европейским стандартам установлен единый знак соответствия ее (рис. 19.8). Этот знак не исключает возможности использования национальных знаков соответствия национальным или европейским стандартам, но является единственным свидетельствующим о соответствии Директивам ЕС. Другим транснациональным знаком соответствия, пользующимся международным признанием, является знак CENELEC, принятый Европейским комитетом по стандартизации в электротехнике СЕСС. Электронные компоненты, маркированные этим знаком соответствия, могут применять все страны - члены системы без дополнительных испытаний.

Знак CENELEC зарегистрирован в качестве знака сертификации в настоящее время в 38 странах мира. В скандинавских странах создана региональная система сертификации электробытовых товаров и шлемов на соответствие требованиям безопасности. После сертификации и получения лицензии на использование знака соответствия изделия маркируются одним из знаков соответствия, зарегистрированных датским Советом но стандартизации DS, норвежским Союзом стандартизации NS, шведской Комиссией по стандартизации SIS, финской Ассоциацией стандартов SFS. Общескандинавский знак соответствия может быть образован из двух, трех или четырех национальных знаков и дополнен при маркировании кодом названия страны.

Экологические знаки предназначены для информации об экологической безопасности или чистоте потребительских товаров, их использования либо утилизации. Они являются разновидностью знаков соответствия товаров. Одним из первых знаков соответствия экологическим требованиям был знак "Голубой ангел" (рис. 19.9).

Рис. 19.9. Экологическая маркировка "Голубой ангел"

Он создан в 1977 г. и предназначен для развития рынка и создания позитивного имиджа продукции, подтвердившей свое соответствие экологическим критериям программы "Голубой ангел". Органы по экологической сертификации обновляют критерии экологической безопасности каждые 2-6 лет, пересматривают и анализируют значительное число параметров. В Европе отсутствие экологической маркировки на продукции ведет к снижению цен на нее на 20-30%.

Па сегодняшний день насчитывается более 30 крупных программ добровольной экологической сертификации, в рамках которых присваивают экологический знак (рис. 19.10).

Рис. 19.10. Экологические знаки

В частности, в России существует система добровольной сертификации продукции, работ и услуг по их жизненному циклу "Листок жизни" (рис. 19.11).

В рамках международных экологических программ оценке подвергают продукт, сырье, упаковку, способы его транспортировки к конечному потребителю и особенности утилизации.

Основные требования, на соответствие которым проверяют товар - претендент на получение экологической маркировки:

Рис. 19.11. Экологическая маркироика "Листок жизни"

- концентрация экологических загрязнителей в объектах сертификации;

- уровень загрязнения окружающей среды;

- уровень безопасности для здоровья человека;

- вторичное использование компонентов;

- рациональное использование природных ресурсов в процессе производства;

- использование возобновляемых ресурсов;

- использование возобновляемых источников энергии;

- уровни сбросов и выбросов;

- экологические показатели транспортировки;

- экологические показатели утилизации отходов;

- использование наилучших доступных технологий. Эксплуатационные знаки предназначены для информирования потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода, монтажа и наладки потребительских товаров (рис. 19.12). Их наносят на этикетки, ярлыки, бирки, упаковку, контрольные ленты, товар.

Рис. 19.12. Эксплуатационные знаки

К эксплуатационным относятся знаки управления, которые размещают на панелях, блоках, пультах управления транспортными средствами, радиоэлектронной аппаратурой, аудио- и видеоаппаратурой, фототехникой (рис. 19.3).

На аудио- и видеотехнику, а также в паспорта и руководства по ее эксплуатации наносятся знаки совместимости стандартов записи и воспроизведения информации (рис. 19.14, 19.15).

Рис. 19.13. Знаки управления аудио- и видеотехникой

Рис. 19.14. Типы дисков DVD-формата, записываемые и воспроизводимые рекордером

Рис. 19.15. Разрешение высокой четкости 1920 на 1080 пикселов с прогрессивной разверткой

Манипуляционные знаки - это знаки, предназначенные для информации о способах обращения с товарами. Символику информационных знаков, их наименование и назначение регламентирует ГОСТ 14192-77 "Маркировка грузов" (рис. 19.16).

Рис. 19.16. Манипуляционные знаки

Предупредительные знаки предназначены для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при

Рис. 19.17. Расположение маркировки, характеризующей транспортную опасность на грузовой единице (ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка"):

1 - знак опасности; 2 - манипуляционные знаки; 3 - серийный номер ООН; 4 - классификационный шифр; 5 - транспортное наименование эксплуатации потенциально опасных товаров путем предупреждения об опасности или указания на действия по ее предотвращению.

Они делятся на знаки, предупреждающие об опасности (рис. 19.18) и предупреждающие о действиях но безопасному использованию (см. прил. 8).

Выпуск и реализация опасных товаров (взрывчатых, ядовитых, огнеопасных, едких, инфекционных, радиоактивных, мутагенных, канцерогенных и др.) без соответствующей маркировки запрещены.

Рис. 19.18. Предупредительные знаки