Информационные технологии мобильных устройств

Рассмотрим еще один важнейший аспект применения ИТ в электронном бизнесе – применение мобильных устройств различного вида и назначения. Те из них, которые непосредственно относятся к электронной коммерции, носят общее название технологий мобильной коммерции (m-Commerce). Технологии и технические устройства мобильной коммерции делают пользователя в большой степени независимым от стационарных вычислительных устройств, предоставляя все перечисленные ранее возможности при наличии мобильного телефона или карманного компьютера. Такая независимость чрезвычайно важна для делового человека: часто на принятие решения отпущено ограниченное время, и этому не должны препятствовать такие факторы, как невозможность быстрого оформления сделки или отсутствие доступа к информационным каналам.

Согласно определению "Lehman Brothers", мобильная коммерция – это использование мобильных портативных устройств для общения, получения и передачи информации, совершения транзакций через общественные и частные сети" [16].

Далее рассмотрены наиболее распространенные в настоящее время мобильные устройства, позволяющие работать в пространстве мобильной коммерции.

Мобильный телефон с функциями WAP, GPRS или собственным микробраузером

Мобильный телефон стал знаковым явлением конца XX – начала XXI в. Развитие технологий чипов и стандартов связи за 15 лет понизило цену телефона в 20 раз. При этом функциональность возросла во много раз – современный мобильный телефон является мощным вычислительным устройством с гибкой операционной системой, большой памятью, СУБД, встроенным стандартом частоты и времени, мультимедийными функциями, возможностью коммуникации с другими электронными устройствами и выхода в Internet.

Мобильный доступ в Internet может осуществляться с помощью беспроводного модема, встроенного WAP-браузера или путем синхронизации устройства с другим, уже подключенным к Internet (WAP-телефоном, смартфоном, ноутбуком, ПК). Прикладной протокол беспроводного соединения (Wireless Application Protocol – WAP) является результатом совместной работы ассоциации "WAP Forum", объединяющей производителей устройств и технологий мобильной связи ("Nokia", "Ericsson", "Motorola", "Samsung Electronics"), телекоммуникационных операторов ("Deutche Telecom", "France Telecom", "AT&T") и компании – производители программного обеспечения и провайдеров услуг ("Microsoft", "IBM", "RSA", "Unwired Planet", "Symbian"). Ассоциация охватывает около 90% рынка беспроводных устройств. Цель ассоциации – разработка единого открытого стандарта для обмена контентом между беспроводными устройствами и Web-сервером. В протокол WAP входят спецификации для транспортного и сеансового уровней (см. главу "Открытые системы"), а также для системы защиты данных.

Повышенное внимание к WAP обусловлено несколькими причинами. Одна из них: Internet и мобильные устройства сегодня –две очень перспективные и быстроразвивающиеся отрасли, следовательно, разработка стандарта связи между ними является одним из самых востребованных решений. Протокол WAP включает в себя:

• протокол обеспечения обмена данными между клиентом и сервером (Wireless Session Protocol – WSP);

• протокол обеспечения проведения транзакций на основе транспортного механизма запросов и ответов (Wireless Transaction Protocoil – WTP, request and reply);

• протокол беспроводной передачи дейтаграмм (Wireless Datagram Protocol – WDP);

• протокол для обеспечения безопасности (Wireless Transport Layer Security – WTLS).

Информация передается между WAP-клиентом и WAP-сервером. В качестве клиента может выступать обычный мобильный WAP-телефон. С помощью программы-микробраузера запрос направляется по сети беспроводного доступа, который принимается WAP-шлюзом. Шлюз, в свою очередь, направляет URL-запрос, используя протокол HTTP, к запрашиваемому Web-узлу. При этом запрашиваемые Web-страницы должны быть написаны на языке WML (Wireless Markup Language). Далее Web-узел формирует ответ в формате WML, передает его на WAP-шлюз, и уже оттуда запрошенная информация передается на мобильный телефон в двоичном формате клиента. После этого информация дешифруется и представляется в удобной для клиента форме – звук, видео, текстовое сообщение.

Функция расширения возможностей системы связи (General Packet Radio Services – GPRS) инкапсулирует данные в компактные пакеты и пересылает их по сети со скоростями до 100 Кбит/с. Отметим один из аспектов технологии GPRS, чрезвычайно важный для пользователей, – все устройства GPRS находятся в постоянном виртуальном соединении с сетью. Канал связи резервируется только на то короткое время, когда нужно передать данные. Таким образом, при использовании функции GPRS абоненты оплачивают только объем передаваемой информации при работе с e-mail, Internet или базами данных.