Информационные технологии государственного управления

С середины XX в. обработка и использование социальной информации становятся самостоятельным видом деятельности. В настоящее время перед страной поставлена суперзадача по формированию единого общероссийского информационного пространства. Это возможно только на базе современных информационно-коммуникационных технологий, которые с необходимостью влекут за собой формирование специфической структуры гражданского общества.

Архитектура создаваемой информационной системы должна соответствовать иерархии органов государственного управления. Поэтому представляется целесообразным иметь многоуровневую конструкцию сбора, обработки и передачи информации. Государственное информационное обеспечение должно иметь стратегические, тактические и оперативные механизмы.

Основная задача высшего уровня - стратегического управления страной - выработать долгосрочную ориентацию ее развития в целом или для отдельных сфер, объектов, территорий, задающее вектор движения каждому управляющему звену. Оно, как правило, тесно увязывается с общим политическим курсом государства или с той или иной доминирующей доктриной.

Функционально федеральное управление предполагает вертикаль соподчиненность от центра до низовой организации (предприятия, учреждения и др.)- Она наиболее эффективно реализуется через министерства, которые осуществляют единую техническую политику в отрасли, обеспечивают необходимые внутриотраслевые и межотраслевые пропорции. Федеральные органы исполнительной власти в центре и в субъектах Федерации могут выполнять также функции, связанные с прогнозированием и планированием инвестиционной политики, финансированием различных проектов.

Тактическое управление выражается в конкретных действиях для реализации стратегических установок. При этом на базе надежной информации сравниваются показатели стратегического плана с достигнутыми результатами за определенный период. Если имеются отклонения, то принимаются меры по исправлению положения, среди которых может быть и пересмотр каких-то целей, если выявилось действие ранее неучтенных и неконтролируемых факторов. Важно постоянно следить за результатами, правильно выбрать момент для корректировки, стимулировать гибкость, масштабность мышления, инициативность всех участвующих в тактическом управлении.

Оперативное управление призвано решать текущие или возникающие в результате нежелательных отклонений вопросы. Оно ставит конкретные, количественно измеряемые ориентиры (задачи) и использует ситуационный подход, при котором выбирается приемлемый вариант, исходя из сложившихся условий. Информационное обеспечение в данном случае осуществляется федеральными, ведомственными и региональными ситуационно-аналитическими центрами.

Информационное обслуживание регионального уровня заключается во взаимодействии с государственными органами субъекта Федерации; федеральными территориальными органами исполнительной власти и местным самоуправлением. Управление на этом уровне направлено на рациональное размещение производства, углубление специализации и комплексное развитие территорий, выравнивание уровней их экономического и социального развития, решение других задач государственной региональной политики. Оно обеспечивается разграничением прав и ответственности между федеральными и региональными органами власти.

На муниципальном уровне стратегические установки и замыслы преобразуются через структуры местного управления в текущие производственно-хозяйственные планы, собирается и анализируется информация об их выполнении.

Каждый уровень является открытой системой, имеет входные и выходные каналы, зависит от внешней среды. Иерархическое строение и функционирование информационно-телекоммуникационной системы обусловливает необходимость координации низших уровней системы со стороны ее высшего уровня.

XXI в. - это век высоких технологий, а информационно-коммуникационный сектор (IТ- технологии) занимает одно из ведущих мест. Страны, сделавшие ставку нанотехнологии и технопарки, смогли вывести свои экономики па новый уровень. В то время как в некоторых государствах доля информационно-коммуникационного сектора в валовом внутреннем продукте (ВВП) составляет до 30%, у нас это всего лишь 5,2%, а технопарков решено пока открыть всего 7.

Тем не менее в последние годы 1Т-сфера становится все более важной составляющей социально-экономического потенциала страны и развивается в целом быстрее всей экономики и многих ее секторов. Темпы ее роста составляют 20% в год. Общий объем отрасли в 2007 г. и в 2008 г. в денежном выражении ежегодно перевалил за один триллион рублей. Доля сектора в структуре занятости населения составляет около 2%. Но по производительности труда Россия серьезно уступает другим высокоразвитым странам. Этот показатель у нас составляет лишь 40% того уровня, что существует в США.

За прошедшие годы среди российских регионов наметились лидеры по развитию 1Т-сферы. В их числе Москва, Санкт-Петербург, Чувашия, Карелия, Краснодарский край, Томская, Ярославская, Самарская, Смоленская, Новгородская и ряд других областей. Но пока в стране существуют серьезные различия между субъектами Федерации в использовании информационно-коммуникационных технологий гражданами, организациями и органами власти. Ключевая причина такой дифференциации - уровень развития регионов. Те, что побогаче, могут использовать свое положение для реализации масштабных программ по информатизации. А бедным просто не хватает собственных средств для вложения их в высокие технологии.

К числу отрицательных факторов в этом процессе следует отнести уровень использования современных технологий среди населения. Потребительский спрос на них низкий, а именно он двигает развитые экономики. Крайне плохо IT-технологии используются в образовании. Здесь, очевидно, необходимо сконцентрировать усилия государства на устранение информационного неравенства между субъектами, обеспечив при этом высокий уровень доступности современных технологий для населения.

Значительные возможности имеет электронное обучение методом e-learning. E-learning - это обучение с помощью сети Интернет с использованием мультимедиатехнологий. Они позволяют воспроизводить учебный процесс в виртуальном пространстве: проводить электронные тестирования, практикумы и семинары, on-line консультации с преподавателями, в том числе из зарубежных университетов. Как показывает мировая практика, электронное обучение дешевле традиционного на 40-60%.

В настоящее время IT-технологии в телерадиовещании начинают переходить на цифровые методы доставки программ. По существу это новая технологическая революция в IT-отрасли. Первым шагом в этом направлении стало распоряжение Правительства от 25 мая 2004 г. № 706-р, в котором признано целесообразным внедрение в России европейской системы цифрового телевизионного вещания DVB.

Вначале казалось, что проблема "цифровизации" телерадиовещания чисто техническая. Однако но мере перехода к практическим шагам в этом направлении стати очевидными и социально-политические аспекты проблемы. Переход с аналогового па цифровое вещание затронет- интересы всех россиян. Нам необходимо сохранить единое информационное пространство и обеспечить всем без исключения гражданам конституционное право на получение информации.

Кроме того, в процесс "цифровизации" включено огромное количество министерств, ведомств и отдельных предприятий. Это и телерадиовещательные компании, и операторы связи, обеспечивающие распространение телепрограмм, это и промышленные предприятия, разрабатывающие и выпускающие оборудование для телерадиовещания, наконец, это и силовые ведомства, использующие часть радиочастотного ресурса, выделенного для целей телерадиовещания.

Таким образом, проблема перехода на цифровое телерадиовещание стала межведомственной, что предполагает достаточно значительное время для их разрешения. В этом плане показателен пример Великобритании, которая одна из первых серьезно занялась проблемой "цифровизации".

Предполагалось полное прекращение аналогового телевещания в 2008 г. Однако со временем это решение пересмотрено, и сроки отодвинуты на несколько лет вперед. Поэтому в проектах концепции развития отечественного телерадиовещания предлагаются различные этапы и сроки перехода на "цифру".

Одна из основных задач при создании системы цифрового телерадиовещания - определение на государственном уровне состава пакета программ свободного доступа или так называемого "социального" пакета, доставка которого каждом)' гражданину гарантируется государством без какой-либо абонентской платы за просмотр этих программ. Состав пакета программ свободного доступа сейчас обсуждается как в заинтересованных министерствах и ведомствах, так и широкой общественностью, в частности, в рамках Общественной палаты и Национальной ассоциации телерадиовещателей (HAT). При решении этой задачи, безусловно, надо учитывать сложившийся рынок телевизионного вещания.

Не менее важно начать своевременную работу по выдаче лицензий на цифровое вещание, а также определить дату окончания выдачи лицензий на аналоговое телевизионное вещание таким образом, чтобы учесть интересы всех заинтересованных сторон. Наконец, проблема обеспечения наших граждан приставками к аналоговым телевизорам, позволяющим принимать программы в цифровом виде. Очевидно, что государство обязано вложить достаточно большие средства в обеспечение населения этими приставками, во всяком случае, малообеспеченные слои населения должны получить их бесплатно.

Для широкомасштабной программы по переходу в цифровой формат Российской телерадиовещательной сети создано российско-французское предприятие Almaz-Antey Thomson Broadcast ООО. На территории России эту задачу взяло на себя созданное в 2001 г. федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС), которая призвана обеспечить население страны качественным телевизионным радиовещанием. Она построила федеральную сеть в 43 городах России, и с 1 октября 2006 г. начал вещать ее канал "ТРК Петербург". Это общенациональный канал российских регионов, столь необходимый для пашей страны.