Взаимопереходы в структуре деятельности

В зависимости от степени освоения операций и действий и развития системы деятельностей появляется возможность взаимопереходов объективных составляющих деятельности: "деятельность – действие", "действие – операция" и наоборот.

Если конечный результат деятельности становится промежуточным результатом в другой, более широкой и общей активности, то деятельность теряет свой статус и включается в другую деятельность как сложное действие. При этом потребность, ради предмета которой осуществлялась деятельность, либо присоединяется к новой более общей потребности, либо угасает.

Например, человек читал литературу по психологии на основе интереса, определяемого познавательной потребностью. Затем появилась профессиональная потребность стать психологом и человек начинает учиться "на психолога". Теперь чтение психологической литературы становится частью общей подготовки к получению профессии психолога. И у многих учащихся мы наблюдаем снижение интереса к чтению литературы, потому что для них это чтение стало частью профессиональной подготовки, т.е. звеном в новой (учебной!) деятельности с потерей или снижением познавательного интереса к этому предмету, другими словами, действием со своим промежуточным результатом в рамках учебной деятельности. Бывает, что познавательный интерес при этом сохраняется, и тогда чтение литературы одновременно есть и познавательная деятельность, и действие в учебной деятельности.

Но может сложиться и другая ситуация, когда промежуточный результат (итог действия) становится предметом новой потребности человека, конечным результатом активности (А. Н. Леонтьев обозначает это как "сдвиг мотива на цель"). В этом случае бывшее действие выходит из состава своей деятельности и становится самостоятельной деятельностью.

Например, студент философского факультета изучает психологию, чтобы сдать экзамен по этому предмету как очередной этап в профессиональном обучении. Но психология оказалась очень интересной для студента, и он начинает читать психологическую литературу не ради экзамена, а ради познавательного интереса. Бывшее учебное действие, оставаясь им, становится одновременно и познавательной деятельностью и может перерасти в новое ОГЛАВЛЕНИЕ деятельности профессионального обучения (смена будущей профессии).

Переходы "деятельность – действие" и "действие – деятельность" могут иметь длительные последствия на все оставшееся время жизни или быть кратковременными, на небольшой период жизни с возвращением к прежнему статусу активности или переходу к новой деятельности и действиям.

Например, студент философского факультета из-за познавательной потребности к психологии перешел на факультет психологии, но быстро убедился, что будущая работа в качестве психолога его не устраивает, и он возвращается на философский факультет или предпочитает новую профессию.

Переход действий в операции связан со степенью освоения и автоматизации действия. В автоматизированном действии цель действия перестает осознаваться, а само действие больше не выступает для исполнителя самостоятельной активностью и может соединяться с другими действиями, направленными на достижение одного и того же, более общего промежуточного результата и тем самым включаться в новое составное действие. Бывшие однозвенные действия объединяются в новое двух-трехзвенное действие и приобретают статус операций или частных действий, результат которых не осознается как нужная цель.

Переход действий в операции хорошо виден при обучении ученика новым действиям.

Например, когда ребенок учится писать, то первой целью для него обычно становится написание палочек, крючочков и кружочков. Операцией здесь является нужное движение руки. На втором этапе целью действия становится буква, а написание крючочков и кружочков становится операцией. Движение руки при этом становится операцией второго порядка (рис. 5.4). Затем целью становится написание слова, а написание отдельных букв становится операцией. Следующий этап – это формулирование мысли (предложения), где написание слова становится операцией, буквы – операцией второго порядка, а написание крючочков, кружочков и палочек – операцией третьего порядка.

Кстати, уходом написания букв, а затем слов в статус операций можно объяснить ухудшение почерка и правильности написания элементов букв, самих букв и слов. Память о том, что новая операция когда-то была действием, проявляется при затруднениях в осуществлении новых операций. Операция в этом случае вновь осознается и развертывается до действия (попробуйте писать в автобусе или вагоне поезда наших дорог – писать придется по буквам и даже по элементам букв).

Рис. 5.4. Переходы: действие – операция 1-го порядка, 2-го порядка, n-го порядка

Осуществление деятельности зависит от субъективных составляющих, мотивирующих и регулирующих действие субъекта (рис. 5.5).

Рис. 5.5. Схема составляющих деятельности

Из внутренних субъективных составляющих при технологическом анализе на первое место выходят знания и умение человека решать различные задачи и исполнять решения, поскольку их вклад в успех деятельности – самый заметный. Однако этот вклад может быть усилен или заметно снижен в зависимости от мотивации деятельности или действий совместной деятельности.

Действия могут быть вынужденными и отвечать мотиву, никак содержательно не связанному с предметностью действия (например, избежать наказания). Успех действий в этих случаях всегда ниже (закон оптимума мотивации) – отсутствие желания перекрывает возможности знаний и умений субъекта деятельности. Поскольку в технологическом анализе мотивация почти не представлена, каждый раз необходимо проводить специальный анализ мотивации деятельности и действий, выделять основания принятия деятельности и действий к исполнению в ситуации их внешней заданности.

При анализе деятельности важно учитывать эмоциональное и функциональное состояние субъекта деятельности. Отсюда необходимость создания техник регуляции и саморегуляции психических состояний действующего человека.

В знаниях субъекта деятельности выделяются пласты информации о внешнем мире (предметных условиях деятельности), информации о своих возможностях и информации, относящейся к планированию, управлению, регуляции и контролю деятельности.

Среди умений субъекта первое место занимают умение находить решения задач, умение планировать и управлять деятельностью, умение управлять или владеть орудиями труда (в том числе сложными машинами).

Смысловой анализ деятельности исходит из необходимости выделения такой активности, которая бы предъявляла требования к содержанию и форме психического отражения и влияла бы на развитие отдельных психических процессов и субъекта в целом. По мнению Л. Н. Леонтьева, это может быть только активность, которая отвечает мотиву и стоящей за ним потребности. Активность, где предмет активности и предмет потребности (мотив) совпадают, А. Н. Леонтьев предлагает обозначить как "деятельность". Это значит, что деятельность всегда релевантна мотиву, под которым А. Н. Леонтьев понимает предмет потребности.

Активность, в которой предмет активности не совпадает с мотивом, а отвечает сознательной цели, обозначается им как "действие". Поскольку упор делается не на несовпадение предмета активности и мотива, а на совпадение с осознанной целью, то тем самым животные, по определению, лишаются действий.

Действие, конечно, должно отвечать деятельности, в которую оно включено, но действие само по себе имеет статус самостоятельного объективного образования и потому может входить в разные деятельности, где предмет потребности достигается через промежуточный результат действия. Действие часто входит одновременно в две-три деятельности.

Например, поездка на побережье Черного моря в бархатный сезон для участия в научной конференции есть действие основной деятельности – научно-исследовательской, но одновременно это действие включено в деятельность очередного неформального общения с друзьями, и, наконец, это действие есть составляющая рекреационной деятельности, в которой участник поездки намеревается отдохнуть.

Включаясь в различные деятельности, действие, не меняя своего содержания и объективного значения, приобретает новый смысл, который определяется отношением цели действия к мотиву деятельности, в которую включено данное действие.

Например, в одном случае изготовление изгороди направлено на изоляцию участка от животных, в другом – изгородь изготавливается как загон для животных. Действия физически почти одни и те же, но их смысл для субъекта активности принципиально отличается.

В зависимости от смысла действия меняется характер действия: оно может стать более или менее упорным и настойчивым, смелым или робким, коротким или длительным и т.д. При вхождении в две или три деятельности одновременно действие имеет два или три смысла и не всегда главным смыслом является смысл официально заявленной деятельности.

Каждое действие осуществляется каким-либо способом, выбор которого определяется, с одной стороны, орудием (средством действия) и условиями, а с другой – умениями, которыми владеет человек. Способ действия по А. Н. Леонтьеву есть "операция". Действие может реализовываться разными способами в зависимости от обстоятельства. А. Н. Леонтьев приводит пример распиливания доски на три части: это можно сделать вдвоем двуручной пилой, можно одному – ножовкой, можно – электроинструментом. Операция зависит от внешних и внутренних условий, создавая второй аспект предметности. Первый аспект связан с подчинением предмету потребности и промежуточному результату (цели).

В смысловом анализе деятельность понимается как молярная и неаддитивная, т.е. физически неделимая активность. А. Н. Леонтьев специально подчеркивает, что выделение в активности человека деятельности, действия и операции может быть только теоретическим. В отличие от понимания деятельности в технологическом анализе, в смысловом анализе нельзя физически выделить операцию из действия, ибо операция это только способ действия – физически действие и операция всегда совпадают. Могут физически совпадать между собой и действие с деятельностью, если деятельность реализуется одним действием. Со стороны мотива эта активность будет деятельностью, а со стороны осознанной цели – действием. И если действие удалить из такой деятельности, то деятельность исчезает тоже.

Как уже отмечалось, в смысловом анализе по внешней физической активности субъекта нельзя сказать, что это есть для него – деятельность или действие. Необходим специальный анализ для выяснения того, с чем соотносится активность – с мотивом или промежуточной целью.

Эго различие хорошо видно на примере обучения двух школьников. Ученики второго класса Лена и Петя ежедневно посещают школу и выполняют домашние задания. Но успехи Лены оцениваются на "5", а успехи Пети на "2" и "3". Технологический анализ обязан признать деятельность Лены и Пети учебной деятельностью, хотя и с различной эффективностью, возможно, из-за различной их одаренности. Но вот родители Лены и Пети одновременно уезжают в годичную командировку на работу в другую страну, и дети остаются на попечении бабушек. В школьных успехах Лены ничего не меняется, а вот Петя стал приносить домой только хорошие оценки – "4" и "5". Бабушка радуется успехам внука, приписывая себе педагогический дар воспитателя, но недолго. Через две недели бабушку посещает учительница класса с вопросом о состоянии здоровья Пети, который уже две недели не ходит на занятия.

А ситуация объясняется просто. Лена училась ради двух мотивов: познавательного и социального (нравилось быть школьницей и получать похвалу). Петя посещал школу и готовил домашнее задание только потому, что родители наказывали его за лень и нежелание учиться. И вот, когда исчез реальный мотив учебных действий (контроль родителей с наказанием), стали ненужными и сами учебные действия. То есть для Пети школьная учеба была лишь действием в деятельности избегания наказания (защитное поведение), хотя весь набор учебных действий (при контроле учителя и родителей) был таким же, как и у Лены, для которой учеба в школе была настоящей учебной деятельностью. (Иногда эту ситуацию описывают в других терминах – внутренняя, адекватная деятельности мотивация и внешняя, содержательно с деятельностью не связанная. То есть сами факты есть, весь вопрос в способе описания. Подход А. Н. Леонтьева кажется здесь более адекватным и эвристичным.)

Как и при технологическом анализе деятельности, в смысловом анализе отмечаются переходы "деятельность – действие", и наоборот. При этом не отменяется процесс объединения действий в более крупные образования – сложные действия.

Следует специально подчеркнуть, что деятельность – это активный процесс взаимодействия с миром. Это значит, что в деятельности, в отличие от других процессов, всегда перед субъектом есть возможность выбора (направлений и способов), что действия всегда целенаправленны и их инициация может определяться решением человека.

Теперь мы снова вернемся к понятию "деятельность" и к вопросам, на которые мы искали ответ: "Зачем нам нужно это понятие, когда есть понятие “поведение”? Почему нельзя обойтись без этого понятия?"