Информационные ресурсы

Как мы уже отмечали, информационный интерес традиционно понимается как реальная потребность человека искать, получать, обрабатывать, передавать и использовать информацию в целях решения различных задач в реальной жизни.

Специалисты в области информатики подчеркивают, что стержневым вопросом процесса информационного обеспечения современной деятельности является вопрос об информационных ресурсах (ИР).

Существует даже понятие "жизненно важный интерес" в информационной сфере. Оно концентрирует в себе наиболее важные отношения в той системе общественных отношений, которые складываются по поводу информации. Такие отношения по реализации потребностей субъектов в информационной сфере принято называть объектом информационной безопасности (39).

Вся система современной информатизации сосредоточена вокруг информационного ресурса. Именно он является главным, стержневым интересом любого субъекта информационной деятельности. В прежней редакции Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" давалось определение понятия ИР: отдельные документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.).

К сожалению, в новой редакции Закона "Об информации", который принят 27 июля 2006 г., приведенное определение исчезло, как и упоминание PIP вообще, хотя это не совсем корректно, поскольку общественность уже привыкла к терминологии законодательных актов, в которых не только упоминается названный термин, но и содержатся нормы, регулирующие общественные отношения по поводу использования ИР.

ИР можно характеризовать по форме и содержанию.

Выделяются отдельные содержательные свойства и признаки информационных ресурсов.

1. Массивность ИР.

Информационные ресурсы — это всегда массивы или совокупность информации, а не отдельная информационная единица. Например, архивы, фонды библиотек, базы и банки данных. Однако это не конгломераты информации, не хаотично собранные информационные материалы.

2. Системность или структурированность ИР.

Как правило, информационные ресурсы всегда систематизированы, т.е. распределены но отдельным критериям в зависимости от их потребительских свойств. ИР всегда представляют собой упорядоченную совокупность в зависимости от какой-либо цели. Причем, они должны быть логически связаны между собой. Например, база данных диссертаций, т.е. научных рукописных трудов. Или, например, исторические архивные материалы.

Таким образом, ИР являются систематизированным массивом информации.

3. Фундаментальная ценность ИР.

Это свойство ИР выделяет их как благо с незаменимыми качествами.

Фундаментальная ценность проявляется, как минимум, в четырех составляющих:

• научной и образовательной деятельности (ИР как знания);

• экономической и производственной деятельности (ИР как нематериальные активы предприятий, интегрированный элемент приращения дохода);

• управленческой деятельности (ИР как основание и обеспечение принятия решений);

• духовно-культурной сфере (ИР как библиотечные, архивные, музейные информационные ценности).

Ценность для управленческой человеческой деятельности ставит ИР в один ряд с другими ресурсными основаниями (энергией, природными ископаемыми, кадрами, финансами, культурой и др.).

Одним словом, фундаментальность ИР проявляется в их важности для социально-экономического развития общества и его институтов.

4. Материальная (экономическая) ценность ИР проявляется в экономическом или стоимостном измерении (т.е. возможности материальной оценки с точки зрения количества и качества информации). Стоимостная характеристика ИР проявляется в добавлении (value adding) стоимости разного рода человеческой деятельности, особенно связанной с интеллектуальными (творческими) ее разновидностями (1, 242). Особенно это проявляется в современный период развития общества, когда информационные технологии проникли в реальный сектор экономики, рекламный рынок и особенно в сферу услуг. Значительное применение ИР имеют в новой области человеческой деятельности — индустрии знаний (1, 265—304).

Формальные (атрибутивные) признаки ИР также отличают их от иной, отдельно взятой информации. Существуют как минимум три таких отличительных формальных признака, которые выделяют ресурсоемкость информации:

• документированность, т.е. такое состояние информации, при котором она имеет реквизиты, которые ее идентифицируют;

• распределенность по уровню доступа в зависимости от важности и целевого их использования, а также правового статуса пользователя;

• состояние правовой защиты (т.е. наличие правовой нормы, в соответствии с которой субъект информационной сферы может защитить свое право на обладание информации).

Отмеченные свойства и признаки ИР придают им такие качества, которые являются важными условиями формирования режима ИР. Именно они выдвигаются сегодня в число основных при разграничении полномочий либо при определении статуса информационных массивов в интересах пользователей.

Таким образом, информационные ресурсы — это массивы документированной информации, имеющие фундаментальную социально-экономическую ценность, систематизированные по отдельным критериям в зависимости от их потребительских свойств и распределенные по уровню доступа.

Отметим, что ИР является главным элементом в процессе обеспечения информационных потребностей субъектов общественных отношений. Иначе говоря, ради него и по его поводу складываются многие информационные отношения.

В составе ИР можно выделить информационные продукты (товары) и информационные услуги (40, 79).

Информационный продукт — информация, представляющая собой результат деятельности либо обеспечивающая информационную деятельность, созданная и представленная в форме, пригодной для потребления.

Информационный товар — информация, созданная и представленная в форме, пригодной для обмена, продажи или потребления.

Информационные продукты и товары включают:

• информацию (знания, данные, информационные материалы);

• носители информации;

• информационные средства (технические и технологические).

Информационные продукты (товары) как ресурсы могут быть созданы в форме баз данных, специально созданных по заказу потребителя знаний (например, научно обоснованных обзоров, проектов и др.), серийных мультимедийных изданий и т.д. Информационным продуктом (товаром) могут быть материалы из фондов, хранилищ и коллекций информационного характера.

Информационная услуга — область человеческой деятельности, направленная на предоставление информационных продуктов в пользование потребителям.

Типичной информационной услугой является предоставление доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, а также деятельность по приему, передаче, доставке сообщений по линиям электросвязи или почтовых отправлений (Закон "О связи").

Таким образом, продуктом, товаром или услугой является не информация в ее образном сущностном понимании, а отдельные разновидности информационных ресурсов, которые всегда имеют какую-либо социально-экономическую ценность.