Информационные потоки в корпоративной логистике

Эффективное управление информационными потоками очень важно с точки зрения обеспечения должного уровня исполнения логистических операций и соответствующего обслуживания клиентуры. Последние исследования показали, что ключевыми направлениями использования информационных потоков в области логистики являются: сроки и время доставки товаров, управление уровнем запасов, учет поступления и исполнения заказов, контроль за отгрузками и их транспортировкой и др.

Все перечисленные операции находятся в компетенции менеджеров по логистике. Потому иметь четкую правильную и своевременную информацию – значит максимально удовлетворить требования клиентуры в качественном логистическом обслуживании.

Требования, предъявляемые к качеству информационного потока, базируются на следующих принципах.

1. Правильность и точность информации. На этом основывается правильность принимаемых решений.

2. Гарантия доступности информации, ее наличие в нужное время и в нужном месте.

3. Возможность легкого доступа к информации с технической точки зрения. Имеются в виду проблемы совместимости электронно-вычислительной техники и программного обеспечения.

Логистическая информационная система (ЛИС) определяется как система, взаимно увязывающая работу электронно-вычислительной техники с действиями менеджеров по логистике и обеспечивающая получение ими доступной правильной информации, позволяющей организовать и осуществить процессы планирования и исполнения логистических операций.

С функциональной точки зрения ЛИС ориентирована на четырехступенчатую иерархическую структуру:

• первый уровень – проведение конкретных операций: поступление заказов, отгрузка продукции, учет продукции, подготовка груза к отправке, принятие поступающего сырья, складские операции и т.д.;

• второй уровень – вопросы учета и контроля: управление запасами, учет наличия складских площадей, контроль за процессом транспортировки продукции, бухгалтерские операции по счетам и вопросы движения средств на счетах и т.д.;

• третий уровень – решение вопросов аналитического характера: использование логистики с точки зрения поддержки маркетинговых операций (содействие продажам), прогноз поступления заказов и прогноз возможностей их исполнения, финансовое планирования (в том числе и расходов, связанных с логистикой);

• четвертый уровень – решение стратегических проблем: планирование операций на уровне компании, изменения в структуре, определение приоритетных направлений в логистической работе на перспективу.

Важную роль ЛИС играют в деятельности компании при работе с поступающими заказами от клиентов.

Не менее важна роль ЛИС в области аналитической работы. При этом различаются три уровня ее применения:

• макроуровень, т.е. внешняя среда логистики;

• микроуровень, т.е. внутрифирменная среда;

• межфирменный уровень, уровень связи с другими компаниями.

В данном аспекте большое значение уделяется следующему кругу вопросов, находящихся в компетенции менеджера по логистики компании и касающихся использования электронно-вычислительной техники. К ним относятся:

• интеграция планирования логистических операций с планированием на уровне компании в целом;

• интеграция операций по логистике с операциями, осуществляемыми компанией в целом;

• разработка стратегии для отдела логистики и разработка заданий для персонала отдела логистики;

• интеграция информационных технологий, используемых в области логистики в рамках технологических сетей компании;

• интеграция информационных технологий с компаниями-партнерами;

• анализ производительности труда в области логистики и качественных показателей исполнения логистических операций.

Важным является использование компьютерных технологий в области логистики в процессе принятия решений. При этом применяются группы базы данных, например, в области оперативного управления:

файл "транспорт": виды транспорта – категории отправок – ставки тарифов и фрахтов – партнеры в области транспорта и т.д.;

файл "запасы": месторасположение складов – уровень запасов планируемый – уровень критический – издержки содержания запасов – уровень запасов поступающих материалов и т.д.;

файл "складские операции": стоимость работ – ставки за складирование – мощность площадей – производительность складской техники – нормы хранения – возможности и ограничения по хранению особорежимных грузов и т.д.

Специальные группы данных могут формироваться в области планирования логистики, политики компании в области логистики, экономических показателей и учета издержек.

С помощью электронной техники разрабатываются модели оптимизации логистических процессов, выстраиваются иерархические системы, используются методы симуляции процессов. Компания, правильно использующая электронно-вычислительную технику в области принятия решений, несмотря на необходимость значительных ассигнований в эту сферу (по некоторым оценкам, для этого требуется вплоть до 500 тыс. долл.), в конечном счете выигрывает много больше.

На базе современных компьютерных технологий создано поколение систем управления, именуемое системой управления ресурсами предприятия (Enterprise Resource Planning, ERP). Родоначальником систем ERP стала немецкая компания SAPAG.

ERP – набор интегрированных приложений, позволяющих создать единую среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-операций предприятия, как то производство, финансы, снабжение, сбыт, хранение, техническое обслуживание и т.д.

В ряде ERP-систсм созданы такие программы, как управление сбытом и сервисом (SalesandServiceManagement, SSM), управление цепочкой поставок (Supply ChainManagement, SCM), данные о продукции (ProductDataManagementy PDM), стратегия отношений с клиентами (CustomerRelationsManagement, CRM), управление взаимоотношениями с поставщиками (SupplierRelationshipManagement, SAPSRM), управление жизненным циклом продукта (ProductLifecycleManagement, PLM). В целом £7?Р-системы позволяют организовать эффективное планирование и управление хозяйственной деятельностью предприятия, снизить риски, увеличить прибыль и т.д.

Внедрение системы ERP может проводиться с использованием одной из четырех стратегий:

• параллельной;

• скачкообразной;

• пробной;

• малой.

Способы формирования корпоративной информационной системы (КИС) компании следующие. При создании системы информационного обеспечения работы компании необходимо решить три взаимоувязанные между собой задачи:

• выбор способа формирования КИС;

• выбор программного обеспечения;

• выбор внедренческой фирмы или фирмы – разработчика программного обеспечения (ПО).

Одним из наиболее распространенных способов формирования КИС логистической компании является приобретение готовой тиражированной ERP-системы. Особенно это свойственно компаниям с процессоориентированными технологиями управления. При этом все процессы управляются в интерактивном режиме реального времени.

Альтернативным способом является:

совершенствование и развитие ПО собственной разработки силами специалистов компании. В данном случае имеет место функционально-ориентированная работа с информацией в интерактивном режиме. Использование такой системы носит локальный характер;

заказной способ формирования КИС. Возник благодаря появлению средств быстрой разработки сложных информационных систем. Обычно используется, если на рынке нет систем с необходимой компании функциональностью;

информационный аутсорсинг (ASP – Applications Service Provision SaaS – software as a service) относится к наиболее перспективным способам формирования КИС в области управления цепочкой поставки и для логистических операторов. Этот метод ориентирован на интернет-среду и коллективное пользование информационного потенциала КИС через управляемые провайдерами коммуникационные центры и центры данных. По сути, это управляемый доступ к типовым, тиражируемым КИС ERP, конфигурированным под ERР-стандарты;

технология модульной сборки. Относится к новому направлению в области формирования КИС. Модули системы, среди которых SCM, CRM, PDM, PLM и др., используются автономно, но могут быть интегрированы в типовую EPR-компании или работать с другими внешними информационными системами.

Одной из наиболее известных информационных систем в области логистики и, в частности, транспортной логистики является система компании SAP. Компания SAP AG – мировой лидер на рынке интегрированных решений для управления предприятием; представляет собой корпоративный стандарт ведущих мировых компаний. Более 38 000 компаний (многие входят в список Fortune 500) из 120 стран используют эту систему. Компания занимает первое место в мире на рынках программных решений класса ERP. Система SCM обеспечивает прозрачность всех бизнес-процессов, оптимизирует логистическую сеть и процесс производства, сокращает время вывода продукта на рынки и исключает дублирование операций.

Система SAP (SAP Business Suite) – модуль, поддерживающий комплексные отраслевые процессы. Набор базовых приложений в системе следующий:

• управление ресурсами предприятия (SAP Enterprise Resource Planning, SAP ERP);

• управление логистической сетью (SAP Supply Chain Management, SAP SCM);

• управление жизненным циклом продукта (SAP Product Lifecycle Management, SAP PLM);

• управление взаимоотношениями с клиентами (SAP Customer Relationship Management, SAP CRM);

• управление взаимоотношениями с поставщиками (SAP Supplier Relationship Management, SAP SRM).

SAP SCM обеспечивает эффективность всего спектра логистических операций от проектирования сети до контроля за выполнением поставки потребителю, а также от прогнозирования спроса до составления графиков поставок. При этом система позволяет поддерживать на уровне информационного обмена взаимоотношения с поставщиками и потребителями продукции, планируя и осуществляя совместно работу всей логистической цепи от принятия заказа и до поставки продукции.

Функциональные возможности, предоставляемые системой SAP SCM, можно разделить на четыре блока:

планирование: моделирование и проектирование логистической цепи, планирование объемов снабжения и сбыта, планирование объемов производства, транспортировки и хранения;

выполнение: управление запасами, выполнение объемов производства, управление складом, транспортировка;

координация: контроль и анализ процессов внутри и за пределами компании путем управления событиями логистической цепи и управления ее производительностью;

совместная деятельность с деловыми партнерами: обмен информацией между партнерами, совместное планирование работы, пополнение запасов, поступающих от поставщиков, и реализация запасов на складе готовой продукции в соответствии с запросами клиентуры (покупателей).

Применение системы SAP SСМ несет в себе конкурентные преимущества. Среди них такие, как рост удовлетворенности клиентуры от более качественного логистического сервиса на всех этапах поставки. Также в целом повышается эффективность операций в логистической цепи, сокращаются издержки и затраты, риски, связанные с доставкой, быстрее принимаются управленческие решения, ускоряется оборот средств.

В приложении 4 приводится типовое положение о работе логистического отдела компании.