Информационные модели анализа ситуаций

При определении целесообразности создания (сохранения, реконструкции) предприятия (организации) необходим анализ состояния рынка сбыта его продукции или потребности в его услугах. Причем в условиях неопределенности рыночной экономики важно постоянно следить за состоянием рынка и своевременно корректировать объемы выпуска продукции, ее номенклатуру. Поэтому на начальном этапе маркетинговых исследований может быть предусмотрен подэтап моделирования рынка для выбора товара (вида выпускаемой продукции, услуг), обеспечивающего наибольшую эффективность деятельности предприятия (организации).

Модель рыночной ситуации с использованием 1-й информационной модели

Понятия рынка и товара для предприятий и организаций различного вида могут существенно различаться. Например, можно ставить практически ту же проблему не в терминах рынка и товара, а в форме определения потребности в продукции, услугах, выпускниках или разработки производственной программы предприятия. Есть некоторые общие условия решения этой проблемы и принципы, которые нужно отразить в модели для ее анализа.

Эти общие условия постановки проблемы можно получить на основе анализа взаимодействия предприятия (организации) со сложной средой, определяемой закономерностью коммуникативности.

Подсистема помогает выявить возможные заказы на продукцию или услуги предприятия, в том числе и государственные заказы или работы, включенные в крупные целевые программы ведущих предприятий отрасли или крупных фирм. При анализе взаимодействия с актуальной средой необходимо выявлять производителей таких же или аналогичных товаров (конкурирующая или конкурентная среда), производителей (поставщиков) комплектующих изделий, материалов, деталей и т.д., необходимых для предприятия {дружественная среда); следует также учесть наличие на биржах сопутствующих товаров и товаров, которые выпускает или собирается выпускать рассматриваемое предприятие; существенной может оказаться и безразличная среда, т.е. наличие на рынках сбыта, казалось бы, не аналогичных и не сопутствующих товаров, по все же оказывающих влияние на реализацию выпускаемой продукции. Например, учет особенностей региона влияет на структуру его промышленности (скажем, в аграрной стране нецелесообразно развивать крупное машиностроение); следует также при выборе продукции для производства учитывать и влияние на экологию.

Потребности подведомственной среды {системы) ничтожно малы по сравнению с рассмотренными, но ее возможности играют важную роль в определении вида выпускаемого товара. В частности, при разработке производственной программы предприятия этот фактор являлся одним из основных, и большинство моделей, предлагавшихся для определения производственной программы, базировались на максимизации использования производственных мощностей (загрузки оборудования и др.), что было оправдано для государственных предприятий, работавших по централизованным государственным планам и целевым программам, но недостаточно в условиях рыночной экономики.

Следует также обратить внимание и на важность учета инициатив "внутренней" среды (собственно системы), так как побуждения и программы активных элементов системы являются весьма действенным источником негэнтропийных тенденций, т.е. самоорганизации, развития предприятия.

Потребности могут определяться и на основе результатов анализа факторов, влияющих на функционирование и развитие предприятия. В этом случае целесообразно повторить процедуру анализа среды для уточнения потребностей. На основе такого анализа можно определить виды товаров, в которых ощущается потребность в конкретном регионе, в конкретный период. Можно поставить проблему и шире: определить потребность в стране, в других отраслях и странах, для чего необходим специальный, более тщательный анализ биржевой, производственной, научно-технической информации.

Из возможных видов товаров нужно выбрать конкретный вид (или несколько) для создаваемого предприятия и постоянно корректировать номенклатуру и объемы выпускаемой продукции в процессе его функционирования, особенно в новых экономических условиях.

В большинстве реальных ситуаций до сих пор проблема выбора продукции решается простыми экспертными методами. Для повышения объективности принятия решений о выборе поставщиков и потребителей можно применить модели организации сложных экспертиз, базирующиеся на идее решающих матриц. Однако перспективной в условиях многоукладной экономики представляется разработка моделей, основанных на информационных оценках, которые позволяют учесть одну из главных задач маркетинга научно-производственной фирмы — предоставление фирме-покупателю возможности выбора приобретаемой продукции, оценки целесообразности ее приобретения и внедрения с точки зрения конкретных функций этой фирмы.

Учесть не только оценку своего товара предприятием р, но и вероятность использования этого товара потребителем q■l позволяет информационная модель 1-го вида (рис. 7.9), основанная на информационной оценке Я, (7.15).

Такая оценка удобна для любой рыночной ситуации покупки-продажи. Но особенно важна для сложных технических комплексов, программных продуктов.

При покупке-продаже серийной продукции можно применить и информационную модель 2-го вида, которая помогает покупателю вначале оценить полезность небольших партий товаров в течение определенного периода и на этой основе выбрать наиболее значимые товары.

При анализе рыночных ситуаций полезно также применить информационные модели 3-го вида, позволяющие учесть взаимное влияние товаров на их реализацию.