Информационное законодательство и области его применения

Информационное законодательство является центральной частью информационного права. Это одна из бурно развивающихся отраслей законодательства РФ. В настоящее время Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ в перечень 29 отраслей законодательства включает и информационное. Совет Федерации Федерального Собрания РФ ежегодно публикует Доклад о состоянии законодательства РФ, который основан на обобщении данных мониторинга законодательства в стране и практики его применения.

Впервые на таком высоком уровне уделено специальное внимание вопросу информационного законодательства. Названный доклад за 2006 г. в главе "Стратегия развития государства, институтов гражданского общества и обеспечение политических прав граждан" содержал параграф, посвященный законодательному обеспечению информационного развития России. В нем подчеркивается, что своевременное нормативно-правовое регулирование является главным условием эффективного информационного развития страны, а несовершенство нормативно-правового обеспечения РФ в сфере использования информации, И КТ остается одним из ключевых факторов, сдерживающих развитие сферы информационных технологий.

Из принятых в 2006 г. 277 федеральных законов в Докладе отмечены 10 законов по информационной тематике. В их числе федеральные законы: от 06.03.2006 № 35-Φ3 "О противодействии терроризму"; от 13.03.2006 № 38-Φ3 "О рекламе"; от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"; от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" и др. Внесены дополнения и изменения в ряд уже действующих законов, в том числе в часть вторую НК РФ в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий; в статьи УПК РФ и других законов. Большой объем вопросов информационных технологий затронут в принятой 18 декабря 2006 г. части четвертой ГК РФ.

Стратегические направления развития информационного законодательства в Докладе Совета Федерации ориентированы на: формирование единого информационного пространства как условия интенсификации процессов социально-экономического, политического и культурного развития страны; создание условий для опережающего роста инвестиций в развитие информатизации на основе совершенствования программных продуктов, нормативноправового регулирования электронного документооборота. Особое внимание в стратегическом плане уделяется развитию информационного законодательства субъектов РФ, а также проблемам международного сотрудничества России в информационной сфере.

В Докладе Совета Федерации за 2007 г. было подчеркнуто, что формирование информационного общества в России – это системная и долгосрочная задача, решение которой позволит увеличить конкурентоспособность нашей экономики, укрепить безопасность страны, обеспечить государственные гарантии конституционных прав граждан Российской Федерации в информационной сфере. Доклад содержит подробную информацию об уже принятых законах и о проектах федеральных законов[1]. В итоге эти материалы получили отражение в Стратегии развития информационного общества – документе, определившем направления развития информационного законодательства до 2012 г.

Доклад Совета Федерации о состоянии российского законодательства в 2008 г. содержал специальный параграф "Законодательное обеспечение реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации". Эта часть доклада была подготовлена ИГП РАН совместно с Комиссией Совета Федерации по информационной политике. В ней представлен перечень задач развития информационного общества иа современном этапе и задач в области обеспечения информационной безопасности. Поставлен вопрос о том, чтобы перечень первоочередных задач иа период до 2012 г. включал разработку следующих законопроектов: "О развитии производства информационных технологий, средств связи и формирования отечественного рынка ИКТ России"; "Об информационном взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления между собой, с организациями и гражданами Российской Федерации"; "О регулировании права на информацию в процессах реализации конституционных прав граждан Российской Федерации"; "О правовых механизмах обеспечения доверия в трансграничных обменах документами через Интернет субъектов разных юрисдикций" и др.[2]

9 февраля 2009 г. принят Федеральный закон № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". В материалах ИГП РАН к Докладу за 2009 г. были поставлены вопросы об ускорении принятия федерального закона "О нормативных правовых актах – как основы организации управления делами общества и государства". Отмечалось, что этот закон позволит в большей степени учесть, во-первых, нацеленность государственной политики на углубление и упорядочение процесса правового нормотворчества с учетом хода административной реформы и, во-вторых, ориентацию на инновационные процессы в области государственного управления на основе информационных технологий и коммуникаций, формируемых моделей их освоения на основе предложений "электронного правительства". Указано, что в законодательном регулировании нуждаются и процессы интегрирования и анализа результатов правового мониторинга, получаемых по самым разным направлениям этой деятельности. Нужны базы и банки данных по итогам мониторинга и аналитической обработки этой информации с учетом потребностей различных пользователей этими данными. В указанных материалах подчеркнуто значение связи законодательных органов с наукой. В частности, поддержано предложение об усилении внимания не только к юридической технике при оформлении проектов законов и иных нормативных правовых актов, но и к вопросам более широкого профиля – к юридической технологии оформления проектов, еще раз затронут вопрос об обеспечении официального электронного опубликования нормативных правовых актов. Внесено и еще одно предложение, связанное с возобновлением работы по подготовке Информационного кодекса, объединяющего регулирование всех направлений создания информационной инфраструктуры и правил пользования информационными системами, информационными ресурсами и технологиями.