Информационное обеспечение туристского и экскурсионного движения

В силу первоначального отношения к туризму как к части просветительства и спорта информационное его обеспечение также лежало в этих пределах. В 1920–1930-е гг. выходил "Экскурсионный вестник" и краеведческая литература. С образованием ОПТЭ информационное поле туризма существенно расширилось. Прежний "Бюллетень туриста" с января 1931 г. сменился главным журналом пролетарского туризма, ежемесячником "Турист-активист". Ответственным редактором этого руководящего печатного органа ОПТЭ с тиражом от 4250 до 10 тыс. экземпляров был назначен заместитель председателя Центрального совета ОПТЭ Л. М. Гурвич. Программная статья журнала основной целью объявляла содействие туристскому активу в "повышении им своей квалификации, в приобретении опыта работы, в изучении истории, форм и методов пролетарского туризма" (Орлов, с. 28). Журнал имел практическую направленность, помещал руководящие документы ОПТЭ, освещал опыт работы отдельных его структур. В издании находили место для заметок и писем туристов.

Другой основной журнал ОПТЭ – "На суше и на море" (рис. 15.2) – издавался с 1929 г. как приложение к молодежному журналу "Смена". В 1930 г. журнал стал считаться органом ЦК ВЛКСМ и ОПТЭ, а его тираж составлял 25–28 тыс. экземпляров. В марте 1930 г. был зафиксирован рекордный тираж издания – 65 тыс. экземпляров. Журнал был иллюстрированным, выходил каждые две недели большим форматом. Он имел географо-просветительский характер и представлял собой "пролетарский" аналог дореволюционного журнала "Вокруг света", который также продолжал выходить. Журнал "На суше и на море" издавался с приложением "Библиотечка туриста", в которое входили брошюрки с практическими советами путешественнику, описаниями конкретных маршрутов и т.п. Выходили и отдельные издания ОПТЭ практического характера. Например, брошюра "Снаряжение туриста" в 1929 г. предлагала выкройки рюкзаков, руководство по их укладке и т.п. Журнал анонсировал публикацию не только популярных, но и научных статей по "текущим вопросам социалистического строительства", помещал описания новых маршрутов по Кавказу, Средней Азии, Алтаю.

Рис. 15.2. Журнал ОГ1ТЭ "На суше и на море"

При всех различиях двух ведущих туристских журналов их объединяла концепция пролетарского туризма. Редакционная политика туристской прессы четко следовала задаче создания идеологизированного туризма.

Помимо главных своих изданий "Турист-активист" и "На суше и на море" ОПТЭ издавало несколько журналов более практической направленности: "Всемирный турист", "Физкультура и туризм". В 1930 г. издательство "Физкультура и туризм" выпустило массовую серию "Библиотека пролетарского туризма": "Производственные путешествия и экскурсии как метод общественно-политического воспитания", "Об участии туристов в подготовке и проведении уборочной кампании", "Туризм и оборона СССР", "Турист – военный разведчик", "Турист – военный топограф", "Турист-снайпер". Выходили и местные краеведческие журналы со "страничками туриста", "уголками туриста" и т.п. Практическая информация содержалась в "Библиотечке туриста", которая представляла собой серию из 12 брошюрок в качестве приложения к журналу "На суше и на море".

С середины 1920-х гг. предпринимается полное переиздание всех путеводителей по России. Они наполняются "сведениями по истории национальной борьбы, истории революции и революционеров". Издательский план литературы по туризму в 1930 г. состоял из 155 наименований. Решительно переписываются краеведческие очерки о различных местностях. Теперь они обязательно включают разделы о революционных событиях в регионе, истории установления советской власти, демонстрируют новые революционные достопримечательности и имена, памятники Гражданской войны. Наиболее основательный из таких справочников-путеводителей по СССР содержал описание 84 маршрутов с тематическим выделением новых объектов для показа туристам, связанных с революционными и военными событиями. Однако общим недостатком подобного рода изданий было полное отсутствие указаний на возможности ночлега, питания. Маршруты описывались недостаточно подробно с практической точки зрения, очень редко в них имелись карты, схемы, фотографии. Новые путеводители усилили недостаток прежних руководств для путешественника – перегруженность краеведческой, исторической и биографической информацией.

В 1930 г. вышел справочник-путеводитель "Весь СССР", который представлял собой своеобразный симбиоз статистики, краеведения, пропаганды и собственно сведений для туристов. Специальный раздел справочника "Маршруты по Союзу ССР", который подготовил краевед Н. А. Гейнике, давал описание 84 всесоюзных маршрутов с достопримечательностями, памятниками революционной борьбы. По традиции советских путеводителей издание не содержало указаний на гостиницы, рестораны и другие сервисные объекты.

К продукции рекламного характера в советское время можно отнести пропагандистские листовки, плакаты, газеты и брошюры. Особое место в них занимали описания туристских съездов, слетов, массовых мероприятий и праздников.

Интурист издавал свой журнал "Путешествие в СССР", который выходил на четырех языках. Это издание, вынужденное ориентироваться на заграничного потребителя содержало небывалую информацию: цены на отели, туры, сервисные условия. Здесь даже печаталась реклама (правда, она предлагала в качестве основных ценностей для впечатлений путешественника национальную и политическую экзотику), что шло вразрез с пониманием туризма в СССР. Профессиональной школы рекламистов для туристской отрасли не существовало.

Во второй половине XX в. в контексте формирования ведомственного (профсоюзного) туризма и отдыха главной организацией в области туризма стали профсоюзы. Центральный Совет по туризму и экскурсиям при ВЦСПС издавал популярный журнал "Турист". Для профессионалов в этой области выходил "Информационный бюллетень" от Совета министров, от бюро организации "Спутник" и других руководящих структур.

***

Таким образом, в единственном в мире социалистическом государстве в первой половине XX в. возобладала идеологизированная концепция пролетарского туризма. В соответствии с противопоставлением последнего как инструмента социалистического строительства туризму буржуазному – забаве и развлечению – строилась управленческая структура в виде ОПТЭ. Идеологические установки диктовали формы и ОГЛАВЛЕНИЕ туристской деятельности, в которой было много уникальных и инновационных находок. Несомненной заслугой ОПТЭ является превращение туризма в массовое движение в СССР. Вместе с тем данный подход к туристской отрасли сдерживал ее развитие, особенно пагубно сказавшись на качестве обслуживания туристской отрасли. В результате победили следующие тенденции и направления развития.

1. Самодеятельный туризм и общественная по своему происхождению организация РОТ – ОПТ – ОПТЭ уступила место ведомственному контролю за туристскими ресурсами.

2. Сложивший советский сервис в туризме не зависел от потребителей, был сервисом дефицита, а потому не имел стимула развития.

3. В структуре туристской отрасли вынужденно возникла организация "Интурист", которая представляла собой уникальный симбиоз идеологических и коммерческих целей со столь же противоречивым ОГЛАВЛЕНИЕм сервиса.

4. Наряду с организованным отдыхом существовала распространенная форма "народного" самодеятельного, или, как его называли в быту, "дикого" отдыха, который не контролировали по уровню сервиса.