Информационное обеспечение оперативно-розыскных мероприятий

Эффективность, качество и результаты ОРД по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску преступников в основе своей обусловлены надлежащей информационной поддержкой ОРМ.

Практика свидетельствует, что существенное значение имеют криминалистические, оперативно-справочные и розыскные учеты, банки биометрической, научно-технической и архивной информации, ориентированные на использование сотрудниками оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД.

Особо подчеркнем, что важнейшая роль в информационном обеспечении отводится гражданам, которые оказывают содействие оперативно-розыскным органам на конфиденциальной основе. Им был посвящен отдельный параграф работы.

Использование учета представляет собой комплекс мероприятий по получению результатов сопоставления экспертно-криминалистической информации об объектах учета и объектах проверки в целях установления лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также иных обстоятельств, имеющих значение для решения задач ОРД и расследования уголовных дел.

Учеты формируются на основе действующего законодательства.

Так, Закон о полиции содержит специальные нормы, предписывающие применение в решении ее многочисленных задач, достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем (ст. 11 Закона о полиции).

Нормативно разрешен вопрос о формировании и ведении банков данных о гражданах (ст. 17).

Внесению в банки данных подлежит информация о лицах:

– подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления;

– осужденных за совершение преступления;

– которые совершили преступление или общественно опасное деяние и в отношении которых судом применены принудительные меры медицинского характера;

– в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

– несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности либо освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

– объявленных в розыск;

– пропавших без вести;

– состоящих на профилактическом учете;

– в отношении которых заведены дела оперативного учета;

– прошедших государственную дактилоскопическую регистрацию;

– владеющих оружием и некоторых других категориях лиц.

На основании федеральных законов, ведомственных нормативных правовых актов сотрудники оперативных подразделений принимают активное участие в проведении ОРМ по выявлению и изъятию предметов и следов, которые могут стать объектами учета и проверки. Информация по объектам учета формируется из информационных карт установленного образца. Информационные карты в свою очередь группируются по соответствующим разделам.

В настоящее время осуществляется формирование по ведению учета в виде электронных баз данных (без группировки по разделам). При этом автоматизированный режим ведения учета осуществляется на основе программно-технических комплексов автоматизированных информационных систем.

В числе действующих учетов, представляющих значительный интерес для оперативных подразделений, можно назвать следующие.

Учет следов рук, изъятых с места происшествия, предназначен для установления лиц, оставивших следы на данном месте, и фактов оставления следов этим же лицом при совершении нескольких преступлений. Учет ведется на федеральном, региональном и местном уровне.

При этом следует иметь в виду, что полиция проводит в соответствии с законом государственную дактилоскопическую регистрацию (п. 27 ст. 12 Закона о полиции). Она имеет право проводить дактилоскопирование лиц, задержанных но подозрению в совершении преступления, заключенных иод стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному аресту, иных задержанных лиц. Одновременно осуществлять их регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку (п. 19 ст. 13 Закона о полиции).

Учет следов орудий взлома, с фиксацией следов отжима, иных трасологических следов с достаточной степенью отображения индивидуальных особенностей следообразующих инструментов, изъятых с места преступления. Целевое назначение – установление орудий взлома, оставивших следы на месте происшествия, и фактов установления одного и того же орудия при совершении нескольких преступлений.

Учет следов протекторов шин транспортных средств, изъятых с мест преступлений и происшествий в целях установления автотранспортных средств на конкретном месте происшествия и выявления фактов использования одного и того же автотранспорта при совершении нескольких преступлений. При использовании такой информации следует иметь в виду и обязанность полиции регистрировать в порядке, установленном законодательством, автомототранспортные средства и прицепы к ним (п. 19 ст. 12 Закона о полиции).

Учет данных ДНК с биологическими объектами (кровь, сперма, слюна, волосы) для установления лиц, оставивших биологические следы как па данном месте происшествия, так и выявление фактов оставления таких следов при совершении нескольких преступлений и для установления личности неопознанных трупов. Учет ведется на федеральном уровне.

Учет микрообъектов (микроволокон, частиц лакокрасочных покрытий, полимеров и металла) в целях установления однородности происхождения микрообъектов, обнаруженных на местах происшествий, или изъятых в качестве образцов у подозреваемых в совершении преступлений лиц. Ведется на региональном уровне по тяжким и особо тяжким преступлениям.

Учет самодельных взрывных устройств для установления единого источника происхождения по конструктивным и технологическим особенностям изготовления. Учет на федеральном уровне.

Учет самодельного огнестрельного оружия в целях установления единого источника происхождения оружия, его частей, механизмов по конструктивным и технологическим особенностям его изготовления. Учет осуществляется на федеральном и региональном уровне.

Учет пуль, гильз и патронов, со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятых с мест происшествий. Целевое назначение – установление конкретного экземпляра и фактов применения одного и того же экземпляра оружия при совершении нескольких преступлений.

Учет контрольных пуль и гильз утраченного служебного гражданского оружия с нарезным стволом, боевого ручного стрелкового оружия в целях установления фактов использования утраченного оружия. Учет на федеральном уровне. Следует иметь в виду, что в соответствии с Законом о полиции установлен строгий порядок по выдаче лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия, регистрации и контролю за его оборотом, а также расходованием боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ (п. 20–22 ст. 12).

Учет поддельных денежных билетов, бланков ценных бумаг и бланков документов для установления единого источника происхождения поддельных российских денег, иностранной валюты и указанных бланков по способу изготовления. Учет имеет федеральный и региональный уровень. По такой же системе осуществляется и учет поддельных монет.

Учет субъективных портретов разыскиваемых лиц в целях установления личности по описанию внешности.

Учет фонограмм речи (голоса) неустановленных лиц, включая телефонные сообщения для установления лиц, причастных к совершению преступлений, и фактов принадлежности одному лицу голоса на фонограммах но нескольким преступлениям.

Имеется ряд иных учетов, оказывающих существенную информационную поддержку в проведении ОРМ.

Криминастические учеты дополняются оперативно-справочными и оперативно-розыскными учетами (оперативных дел, документов и т.п.), образующихся в процессе ОРД.

В настоящее время идет активное развитие автоматизированных банков данных федерального ("ИБД-Ф") и регионального ("ИБД-Р") значения, дислоцированных соответственно в главном информационно-аналитическом центре и на уровне субъектов Федерации.

Современные информационные банки данных осуществляют автоматизацию учетов путем перевода информации с материальных носителей в электронный вид. Это существенно расширяет перечень учетов, интегрирует разнородные информационные ресурсы, совершенствует систему формирования и обработку запросов, выдачу информационно-содержательных ответов потребителям.

Это наглядно видно на развитии автоматизированных дактилоскопических систем полиции (АДИС) и автоматизированных систем идентификации (АИСПИ), имеющих прямой доступ к данным заинтересованных пользователей информации.

В целях установления личности задержанных, подозреваемых и обвиняемых на основе дактилоскопической и фотографической информации вводятся комплексы "оперативных проверок" в полиции по субъектам РФ. Введены в действие информационные ресурсы (ИР) по основным направлениям деятельности на основе унифицированного программного обеспечения. В подразделениях полиции создаются информационные ресурсы специального назначения на базе АБД оперативно-розыскного характера. Доступ к ИР общего, специального и ограниченного пользования регламентирован и обеспечен в интерактивном режиме с соблюдением информационной безопасности.

В целом положительно зарекомендовали себя автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС) в ОРД по раскрытию, расследованию преступлений, по розыску преступников и лиц, без вести пропавших. Например, АИПС "Досье" в отношении лиц, имеющих устойчиво выраженную криминогенную ориентацию ("воры в законе", преступные авторитеты, неоднократно судимые и т.п.); совершивших особо опасные преступления с межрегиональной направленностью; применяющих оружие, отличающихся профессионализмом исполнения, нередко имеющих серийный характер криминальных проявлений. При этом учет особо опасных преступников (рецидивисты, "гастролеры", организаторы преступных формирований) связан с централизованной фото- и видеотекой (фото- и видеозаписями таких лиц).

АИПС (ФР) "Оповещение" служит установлению лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск, и др.

Существенное значение имеют АИПС, отражающие учет фактов преступлений (раскрытых и нераскрытых) с характерными способами совершения и оставленными следами на месте происшествия для информационного обеспечения раскрытия и расследования тяжких и особо тяжких преступлений и обнаружения похищенного имущества. Это АИПС "Сейф" – хищение ценностей из металлических хранилищ; АИПС "Оружие" – формирует ранее указанные виды объектов и форм учета утраченного и выявленного оружия; АИПС "Автопоиск" – сведения об угнанных, задержанных и похищенных автотранспортных средствах. Следует заметить, что эта система является наиболее востребованной. По результативности с ней, пожалуй, может сравниться лишь автоматизированная информационно- дактилоскопическая система (АИДС) "Папилон", которая с помощью компьютерных технологий может автоматически кодировать отпечатки и следы пальцев рук, сохранять их изображение в памяти и производить качественный сравнительный анализ. Большое оперативно-розыскное значение имеет специально созданная система учета похищенных предметов, антиквариата и культурных ценностей – АИПС "Антиквариат". Учету подлежат утраченные и выявленные предметы, представляющие историческую, художественную, научную ценность. В случаях розыска похищенного и установления принадлежности предметов антиквариата, изымаемых при обыске или задержании, без использования информации данной системы практически не обойтись.

В качестве самостоятельного направления информационного обеспечения оперативных подразделений следует отметить разработку системы научно-технической информации (СНТИ), преследующей цель совершенствования функционирования основных подразделений по выполнению задач правопорядка.

Научно-техническая информация (НТИ) – документированная информация о достижениях науки и техники, об опыте деятельности органов внутренних дел и правоохранительных органов зарубежных государств. Она призвана содействовать (средствами НТИ) повышению эффективности правоохранительной практики, деятельности научно-исследовательских и образовательных учреждений высшего профессионального образования системы МВД России.

Банк данных призван обеспечивать информацией сотрудников на различных уровнях – централизованного использования НТИ, окружного и регионального уровня (РБД НТИ).

Указанные банки НТИ выполняют функции: по сбору, хранению, обработке и распространению отечественных и зарубежных источников НТИ; своевременному доведению до сотрудников полиции информации по актуальным вопросам укрепления законности и правопорядка, в том числе о новейших достижениях науки и техники; по подготовке и выпуску информационных сведений (бюллетеней).

Соответствующее внимание уделено и обеспечению средствами НТИ ОРД, не содержащими сведений, составляющих государственную тайну. В частности, в этом направлении обобщается информация: по выявлению и раскрытию отдельных видов преступлений; опыт выявления первичных данных; оперативно-розыскное обеспечение предварительного расследования и судебного разбирательства; исследуются отдельные виды криминалистических действий; процессуальные вопросы; государственная защита лиц и др.

В системе НТИ рекомендации обобщены по следующим рубрикам: отечественный опыт оперативно-служебной деятельности ("ОО"); по опыту зарубежных стран ("30"); о результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ("НИ"); о предложениях и рекомендациях, содержащихся в диссертациях ("ДС").

При наличии оснований и с разрешения непосредственного руководителя сотрудники оперативных подразделений криминальной полиции по установленной форме запрашивают сведения системы НТИ для решения различных проблем, например для практической работы; анализа и оценки оперативной обстановки; определения приоритетных направлений борьбы с преступностью и др.

Серьезная модернизация деятельности органов, осуществляющих ОРД, отмечена разработкой Концепции и Положений совершенствования информационных технологий в правоохранительной деятельности.

Так, с 2005 г. проводятся мероприятия по реализации Программы создания Единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел (ЕИТКС).

Сейчас она рассматривается как база для внедрения положений соответствующей Концепции до 2012 г. Утверждена Концепция Информатизации органов внутренних дел до 2012 г. Принято Положение о системе научно-технической информации от 31.03.2010, утверждено Положение о ГИАЦ. Этими и другими нормативными документами обеспечивается единое информационное пространство (ЕИП), создание базовой технической инфраструктуры ЕИП и обеспечение взаимодействия между существующими специализированными территориально-распределительными автоматизированными системами (СТРАС) и автономными информационными системами (АИС) с включением в единую иерархическую систему. Идет активная разработка новых и модернизация существующих информационных ресурсов и их подключение к ЕИТКИ системы МВД с обеспечением к ним доступа в диалоговом режиме.

Повышение уровня информатизации с неизбежностью приведет: к обеспечению оперативности формирования, достоверности и полноты сведений в АБД; повышению эффективности информационной поддержки оперативнослужебной деятельности; к совершенствованию межведомственного информационного взаимодействия, прежде всего в правоохранительной системе (полиции, Следственного комитета РФ, прокуратуры, ФСБ России и других органов); к повышению эффективности организационно-управленческой деятельности.