Взаимоотношения между Россией и Европейским союзом

Наряду с США ключевым партнером России на Западе является ЕС. С вхождением сначала Финляндии, а затем и трех прибалтийских стран в Евросоюз Россия и ЕС стали соседями. Европейский союз является одним из основных политических и экономических партнеров России, с которым она развивает отношения равноправного стратегического партнерства. Фактом остается то, что мир и безопасность в Европе немыслимы без России. Поэтому вполне естественно, что в Концепции внешней политики Российской Федерации (2000 г.) и Стратегии внешней политики Российской Федерации до 2020 года (2009 г.) особо подчеркнуто ключевое значение отношений с ЕС.

В 1990-е гг. сотрудничество между Россией и ЕС развивалось по восходящей линии, хотя и не без определенных трудностей. К примеру, факторами, приведшими к осложнению отношений между Россией и Западом, стали война в Чечне и конфликты на Балканах, связанные с распадом Югославии и военными операциями Североатлантического альянса па постюгославской территории. Они нанесли значительный ущерб двусторонним связям Российской Федерации как с отдельными странами Запада, так и с ЕС в целом.

Отношения между Россией и ЕС регулировались Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанным 24 июня 1994 г. на острове Корфу и вступившим в силу 1 декабря 1997 г. Этот документ определял основные цели, направления и механизмы сотрудничества в экономической сфере и предусматривал постоянный политический диалог партнеров. Срок его действия закончился в 2007 г.

На саммите Россия — ЕС, состоявшемся в октябре 1999 г. в Хельсинки, стороны обменялись двумя важными документами: Коллективной стратегией Европейского союза в отношении России и Стратегией развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.).

Между Россией и ЕС ведется диалог в формате "председатель правительства России — председатель Комиссии Европейского союза (КЕС)". Сотрудничество осуществляется в рамках механизмов, образованных в соответствии с СПС. Это Совет сотрудничества на уровне министров иностранных дел, Комитет сотрудничества на уровне старших должностных лиц, в рамках которого действуют девять отраслевых подкомитетов, а также Комитет парламентского сотрудничества. На регулярной основе встречаются министры иностранных дел России и стран ЕС.

В этом плане немаловажное значение имело решение Санкт-Петербургского саммита в мае 2003 г. о создании между Россией и ЕС четырех общих пространств: экономического, внешней и внутренней безопасности, культуры. Несомненно, это решение свидетельствовало о желании сторон переместить сотрудничество России и ЕС на новый уровень взаимоотношений. Однако, как показал опыт, создание таких "европейских пространств" сопряжено с большими трудностями.

В 2003 г. Совет сотрудничества был заменен Постоянным советом партнерства (I1C1I), ставшим основным рабочим органом сотрудничества Россия — ЕС. Постоянный совет партнерства собирается как в формате совещания министров иностранных дел, так и встречи отраслевых министров. Еще до истечения срока действия СПС 1 декабря 2007 г. на саммите Россия — ЕС в Сочи в мае 2006 г. была достигнута договоренность о начале работы над новым базовым соглашением между Российской Федерацией и ЕС. Однако переговоры шли очень медленно, преодолевая множество встречающихся па их пути трудностей. Предполагалось, что СПС будет оставаться в силе до тех пор, пока не будет заменено новым документом.

26 мая 2008 г. Совет министров иностранных дел ЕС без обсуждения утвердил мандат на переговоры о новом базовом соглашении ЕС — Россия. На саммите в Хаиты-Маисийске 27 июня 2008 г. Россия и ЕС официально объявили о начале переговоров по новому соглашению. Переговоры, которые и так шли с трудом, серьезно застопорились в результате так называемой пятидневной войны в августе 2008 г.

Президент России Д. Медведев еще летом 2008 г. во время своего визита в Берлин выступил с предложением создать такой механизм поддержания мира в Европе, чтобы ни одно государство или международная организация не обеспечивали свою безопасность за счет других. В конце ноября 2009 г. подготовленный Москвой конкретный проект договора был передан на рассмотрение европейским партнерам. Необходимо признать, что еврочиновники приняли проект без особого энтузиазма. Россия поставила также вопрос о введении взаимного безвизового режима граждан Российской Федерации и ЕС.

Переговоры по всем этим вопросам получили новый импульс с изменениями, которые произошли в руководстве ЕС осенью 2009 г. Так, во время визита верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности К. Эштон в феврале 2010 г. главное внимание концентрировалось на трех темах: подготовке нового базового соглашения между Россией и ЕС, предложенном Москвой проекте Договора о европейской безопасности и обмене мнениями о возможности отмены шенгенских виз для российских граждан.

Особенно активно и с успехом развиваются торгово-экономические связи между двумя сторонами. Об этом свидетельствует неуклонный рост товарооборота, увеличение объемов капиталовложений западноевропейских стран в экономику России. Европа является доминирующим внешнеторговым партнером России. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что, по имеющимся данным, общий объем экспорта товаров Российской Федерации в ЕС в 2008 г. составил 173,2 млрд евро, а импорта в Россию из стран ЕС — 105,1 млрд евро. Существенное место в торгово-экономических отношениях России и ЕС занимают энергоресурсы, о чем речь более подробно пойдет позже.

В экономических отношениях, в частности, в сферах тарифной политики и квотирования экспорта и импорта между ЕС и Россией, сохраняются нерешенными серьезные проблемы. Евросоюз добивается полного открытия российских рынков для своих товаров. В то же время с российской стороны звучат требования об отмене дискриминационных антидемпинговых квот на поступающие в страны ЕС российский текстиль, черные металлы и ряд других промышленных товаров.

В вопросе о расширении и углублении связей России и ЕС многих аналитиков беспокоит как возможность сближения Германии и России, так и потенциальное их противоборство, которые, как считают некоторые исследователи, одинаково опасны для остальной Европы, да и безопасности во всем мире. В первом случае увеличится страх перед возможностью их господства над остальной Европой, а во втором случае они могут вовлечь континент в эскалацию кризисов. В связи с этим интерес представляет то, что в противодействии американо-британскому вторжению в Ирак Россия и Германия выступили в едином фронте с Францией.

Все эти и связанные с ними реальности служат гарантией дальнейшего развития конструктивного сотрудничества Запада и России в решении ключевых проблем мирового сообщества.