Информационно-консультационная служба и распространение знаний

Традиционная роль организаций ИКС в развивающихся странах заключается в передаче технологий, разработанных в научно-исследовательских институтах, сельским товаропроизводителям. В развитых странах роль ИКС всегда состояла в изучении опыта наиболее успешно хозяйствующих сельских товаропроизводителей для обучения других сельских товаропроизводителей способам усовершенствования управлением своим хозяйством. ИКС должна помогать сельским товаропроизводителям проводить эксперименты с новыми технологиями или новыми системами ведения хозяйства; предоставлять необходимую информацию из различных информационных источников; анализировать и интерпретировать эту информацию с учетом сложившейся ситуации; учиться на опыте других сельских товаропроизводителей.

Знания, которые нужны сельскому товаропроизводителю для решения множества стоящих перед ним задач, весьма многообразны – это и технологические знания (производственно-технологические), "рыночные" (сбыт и ресурсное обеспечение), знания по организации производства и управлению, правовые, информационно-технологические и др. Для эффективной работы требуется система получения и распространения знаний, охватывающая процессы сбора, оценки, обработки, накопления и распространения знаний в аграрной сфере.

Такие системы существуют в большинстве стран мира и объединены понятием "система сельскохозяйственных знаний и информации". Эксперты ФАО и Всемирного банка называют их "системами сельскохозяйственных знаний и информации для целей развития сельской местности" (Agricultural Knowledge and Information Systems for Rural Development, AKIS/RD), а в странах ОЭСР используется понятие "система сельскохозяйственных знаний" (Agricultural Knowledge System, AKS). ОГЛАВЛЕНИЕ этих понятий тождественно.

По определению ФАО, система сельскохозяйственных знаний (ССЗ) есть система связей между сельским населением и организациями, созданная для проведения разнообразного обучения, а также генерирования, распространения и использования сельскохозяйственных технологий, знаний и информации[1]. Составляющими систему элементами являются сельские товаропроизводители, службы, проводящие обучение, научно-исследовательские организации и ИКС (службы экстеншн). Работа ССЗ направлена на интеграцию знаний и информации из различных источников и передачу ее сельским потребителям для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и улучшения качества жизни на селе.

В качестве графической иллюстрации связей в системе сельскохозяйственных знаний чаще всего используют так называемый треугольник знаний (knowledge triangle), представленный на рис. 1.3[2].

Рис. 1.3. Связи в системе сельскохозяйственных знаний (ССЗ)

В число наиболее значимых источников информации и знаний, необходимых для эффективного производства каждому сельскому товаропроизводителю, обычно входят сельские товаропроизводители; государственные организации ИКС; другие государственные организации; частные компании, продающие технику и удобрения, предоставляющие кредиты и закупающие продукцию; сбытовые организации; организации и объединения сельских товаропроизводителей; сельскохозяйственные журналы, телевидение и другие средства массовой информации; частные консультанты, юристы и ветеринары.

При этом основным источником производственных знаний, необходимых сельским товаропроизводителям, особенно технологических, а также знаний но организации и управлению, безусловно, является аграрная наука. Схематично система связей фундаментальной и прикладной науки с практикой представлена на рис. 1.4.

Рис. 1.4. Связи фундаментальной и прикладной науки с практикой в системе сельскохозяйственных знаний и информации

Знания, полученные в ходе фундаментальных исследований, применяются в прикладных исследованиях, от ученых они переходят к специалистам (экспертам) и в систему ИКС, с тем чтобы в конечном счете быть востребованными клиентами. "Снизу" идут знания и информация о потребностях клиента в ИКС, которая обращается к специалистам и ученым за помощью в решении конкретных проблем своих клиентов, а также обосновании и распространении их передового опыта. Как видим, ИКС играет решающую роль – она призвана быть представителем товаропроизводителей в науке и представителем науки – в производстве и развитии.

Не следует забывать и о других источниках знания. Не менее важны знания, формируемые вне чисто научных организаций: это законодательство, сведения о конъюнктуре рынков продукции, ресурсов и т.п. Наконец, сама деятельность ИКС и ее взаимодействие с товаропроизводителями создают основу для формирования новых знаний, т.е. могут рассматриваться как источник информации. Здесь роль ИКС трудно переоценить.

Процесс распространения знаний включает не только организацию доступа клиента к различным внешним знаниям и передачу этих знаний от некоторых источников потребителям (т.е. распространение в узком смысле), но и формирование "новых" собственных знаний, распространение, связанное с освоением и использованием этих знаний при активном участии клиентов информационно-консультационной службы и стимулировании обмена опытом между ними.

Схема распространения знаний с учетом этого могла бы выглядеть следующим образом (рис. 1.5).

В ходе функционирования системы сельскохозяйственных знаний появляются новые обобщенные или уточненные для конкретных условий производства данные, логически обоснованные и подкрепленные практикой новые рекомендации, информационные базы, представляющие интерес для многих пользователей, а возможно, и новые математические модели – все эти сгенерированные службой новые знания для конкретного товаропроизводителя более ценны, чем знания, содержащиеся в исходной информации.

Разработка механизма обмена информацией среди участников системы является важным аспектом деятельности службы. Необходимо интегрировать информацию, получаемую от научных исследователей, сельских товаропроизводителей и сотрудников службы, с целью разработки технологий, действительно хорошо работающих в данной ситуации. Этот процесс интеграции часто нс получает должного внимания. Для распространения знаний службой накоплен солидный арсенал специальных методов, которые можно распределить на три основные группы: массовые (СМИ), групповые (лекции, дискуссии, полевые дни) и индивидуальные (личный контакт с клиентом). Для решения сложных проблем пользуются в основном групповыми и индивидуальными методами распространения знаний и информации. Чем сложнее проблема, чем больше она требует усилий для предварительной формализации и генерации знаний, тем более индивидуализированными будут методы распространения. При этом уровень достижения желаемого результата определяет эффективность информационно-консультационной деятельности по подготовке и принятию решений товаропроизводителем. Подробнее об этом речь пойдет в гл. 2 данного учебника, посвященной методам работы ИКС.

Рис. 1.5. Общая схема распространения знаний в системе ИКС