Информационно-консультационная служба как инструмент аграрной политики. Место информационно-консультационной службы в системе распространения знаний

К числу жизненно важных проблем современного общества относятся проблемы обеспечения населения продовольствием, подъема уровня доходов сельского населения, сокращения бедности, устойчивого управления природными ресурсами. Глобализация, новые технологии, новые отношения, развивающиеся между государственным и частными секторами, разнородность человеческих ресурсов между и в пределах стран, географическая разобщенность сельских жителей – все это оказывает возрастающее давление на общество и приводит к тому, что государство должно брать на себя главную роль в решении существующих проблем.

Экономические задачи исполнительных органов власти должны быть направлены на поддержание и облегчение функционирования рыночной системы, включая создание и защиту нормальной конкурентной среды внутри каждого региона. Необходимо соблюдать стабильность развития экономики, в первую очередь удерживая контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулируя экономический рост в регионе. Для этого требуется создание общественной атмосферы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы. Особенно важно это для сельской местности, где общественное мнение формируется годами, если не десятилетиями, и имеет консервативный характер. Одним из главных инструментов влияния и даже формирования общественного мнения по тем или иным вопросам в сельской местности многих стран мира является информационно-консультационная служба.

Государство рассматривает ИКС как инструмент в достижении следующих целей[1].

1. Повышение объемов производства продовольствия – поскольку импорт продовольствия может представлять серьезную проблему для национального платежного баланса, а для стран с большим населением – значительное повышение цен на мировом рынке.

2. Стимулирование экономического роста – поскольку повышение производительности труда в сельском хозяйстве делает возможным производить достаточно продовольствия с меньшим числом людей.

3. Повышение благосостояния сельских товаропроизводителей и сельского населения. Обычно сельское население является самым бедным в стране. Многие правительства пытаются или по крайней мере декларируют, что пытаются, уменьшить бедность, так как сельское население представляет значительную часть электората.

4. Содействие устойчивому развитию сельского хозяйства. Так как эрозия, засоление, истощение почв и (или) загрязнение окружающей среды представляют серьезную угрозу для сельскохозяйственного производства в будущем, многие правительства все больше проявляют интерес к стимулированию устойчивого развития сельского хозяйства с минимальным применением химикатов.

Понятно, что эти цели могут конфликтовать друг с другом. Например, повышение производства продовольствия может быть достигнуто способами, которые не способствуют устойчивому развитию или могут привести к резкому снижению цен на продовольствие и соответственно доходов сельских товаропроизводителей.

Как отмечают Ван ден Бан и Хоукинс, правительства многих стран принимают на себя все меньше ответственности за развитие национальной экономики, но делают все больший акцент на поддержку развития инициатив самих граждан[2]. Это изменение имеет важное последствие для службы консультирования, которая становится все меньше ответственной за модернизацию сельского хозяйства, но все больше содействует сельским товаропроизводителям в использовании возможностей, открывающихся перед ними в результате новых достижений науки и техники и (или) изменений ситуации на рынке. Поэтому ИКС является удобным инструментом аграрной политики, когда интересы сельских товаропроизводителей и государства совпадают, например, по проблемам повышения конкурентоспособности сельского хозяйства путем внедрения высокоурожайных сортов или с помощью других новых технологий.

Однако если ИКС используется для проведения государственной политики, не отвечающей интересам большинства сельских товаропроизводителей, то это вызывает потерю доверия к сотрудникам службы, часто делая ИКС неэффективной и в тех случаях, когда цели государства и сельских товаропроизводителей совпадают. Так, во многих странах рост применения пестицидов вызвал загрязнение почв, что привело к отказу потребителей от продукции, выращенной в таких условиях. Поэтому правительство, организации сельских товаропроизводителей и группы по защите окружающей среды пришли к соглашению, что сокращение использования пестицидов должно стать частью национальной аграрной политики. Способы достижения этого снижения без уменьшения сельскохозяйственного производства в значительной мере разрабатывались службой на основе информации, полученной от сельских товаропроизводителей и ученых. И сельские товаропроизводители в настоящее время понимают, что если они не будут выполнять новые государственные нормативные акты, они могут потерять долю рынка.

Кроме того, ИКС ни в коем случае не должна выполнять "полицейских" функций, касающихся проведения в жизнь государственной политики (мер контроля и инспектирования), иначе она потеряет доверие сельских товаропроизводителей, делая, таким образом, свои усилия по взаимодействию с клиентами малоэффективными.