Информационно-аналитические системы

В целях удовлетворения возрастающей потребности граждан в предоставлении информации о правах и гарантированных государственных мерах социальной поддержки, а также социальных услугах органами власти и местного самоуправления ведется работа по созданию центров общественного доступа (ЦОД), через которые посетители, в том числе не имеющие навыков общения с компьютером, получают возможность посетить основные сайты социальных служб и органов исполнительной власти.

Также формами информирования населения о мерах социальной поддержки и услугах, предоставляемых учреждениями социального обслуживания системы социальной защиты населения, а также о деятельности системы социальной защиты населения является установка в социальных учреждениях "информационных витрин" - информационно-справочных комплексов. Данные "витрины" обеспечивают доступность и простоту получения информации о деятельности системы социальной защиты населения.

Примером сочетания технологических инноваций информатизации правового обеспечения социальной работы может выступать Интерактивный справочно-информационный аналитический комплекс "ИНФОМАТ" (далее - ИСИАК "ИНФО-МАТ"), созданный для обеспечения стабильного, необходимого и достаточного уровня информированности нуждающихся и других потенциальных пользователей обо всех аспектах проводимой социальной политики, о мерах социальной поддержки и социальных услугах, оказываемых комплексом социальной сферы.

В "ИСИАК "ИНФОМАТ" помимо поиска и распечатки необходимой социально-правовой информации реализована функция письменного (в электронной форме) и аудиовизуального обращения по вопросам социальной поддержки. Обращение оперативно анализируется и обрабатывается согласно нормам действующего законодательства.

"ИСИАК "ИНФОМАТ" может быть реализован в форме:

o информационных терминалов в окружных и районных управлениях социальной защиты населения и учреждениях социального обслуживания, учреждениях здравоохранения, образования, культуры и др.

o интернет-портала;

o раздела интернет-сайта;

o компьютерной программы с оперативным обновлением. Внедрение ИСИАК "ИНФОМАТ" позволяет:

o обеспечить электронный диалог максимально широкого круга лиц со всеми уровнями системы государственных органов и учреждений региона в сфере социальной защиты и других отраслей хозяйства;

o повысить уровень информированности граждан о федеральном и региональном законодательстве, регламентирующем предоставление мер социальной поддержки и социальных услуг в регионе;

o облегчить гражданам доступ к справочным и консультативным услугам о деятельности органов и учреждений социальной сферы региона;

o предоставить гражданам возможность подачи запросов и обращений, получения ответов и справок как в бумажной, так и в электронной формах;

o устранить необходимость обращения в различные инстанции по одному вопросу, сократить очереди и время ожидания ответа на обращение;

o исключить возможность коррупционной заинтересованности лиц, принимающих решения по обращениям граждан.

Таким образом, следует отметить, что развитие информационных технологий открывает новые возможности для жизни всего населения в целом и для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Активное использование информационных технологий в правовом обеспечении деятельности системы социальной защиты населения способствует не только процессу инновации учреждений социального обслуживания и механизмов управления ими, но прежде всего создает возможность интеграции в общество пожилых граждан и лиц с ограниченными возможностями, служит фундаментов модернизации общественных отношений.