Лекция 7. Информационная культура

Термин "информационная культура" в отечественных публикациях впервые появился в 1970-х гг. Инициаторами развития и популяризации соответствующей концепции стали работники библиотек. Одними из первых работ, в которых использовался этот термин, были статьи библиографов К. М. Войханской и Б. А. Смирновой[1].

Возникнув в сфере библиотечного и книжного дела, концепция информационной культуры по мере своего развития вбирала в себя знания из целого ряда наук: теории информации, кибернетики, информатики, семиотики, документалистики, философии, логики, культурологии, лингвистики и др.

В настоящее время информационную культуру все чаще трактуют как особый феномен информационного общества. В зависимости от объекта рассмотрения можно выделить информационную культуру:

• общества;

• отдельных категорий потребителей информации;

• личности.

Информационная культура в широком смысле – это совокупность принципов и механизмов, обеспечивающих взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества; в узком смысле слова – это оптимальные способы обращения с информацией и представление ее потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических средств производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

В эпоху информатизации общества информационная культура представляет собой готовность к освоению нового образа жизни на базе использования информации, построение новой (информационной) картины мира и определение своего места в нем. Как часть общей культуры личности информационная культура должна усвоить этику и эстетику, эргономику и вопросы информационной безопасности (как в смысле защиты информации, так и в смысле защиты человеческой психики).

Признаком информационной культуры является не только получение самой разнообразной и разнокачественной информации, но и умение выбрать из огромного массива имеющейся информации наиболее важную и нужную.

Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом его разнообразных творческих способностей и проявляется в следующих аспектах:

• в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

• в способности использовать в своей деятельности информационные технологии;

• в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

• во владении основами аналитической переработки информации;

• в умении работать с различной информацией;

• в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Именно в процессе информационной деятельности люди совершенствуют культуру обращения с информацией, методы ее получения, обработки, хранения и своевременной выдачи.

Существует три принципиальные причины, в силу которых менеджер сегодня должен заботиться об информационной культуре своей компании.

Во-первых, она становится все более важной частью общей организационной культуры. Все больше компаний понимают необходимость преобразований, ориентированных на удовлетворение ожиданий потребителя, а для этого нужно работать с разнообразнейшей деловой, рыночной, политической, технологической и социальной информацией.

Во-вторых, информационные технологии делают возможным создание в компаниях компьютерных сетей, с помощью которых идет общение между менеджерами, но само по себе создание такой сети не гарантирует разумное и эффективное использование информации.

В-третьих, информационная культура различна для разных функциональных служб, подразделений и рабочих групп, что означает различие подходов к процессам сбора, организации, обработки, распространения и использования информации. Поэтому корпоративная информационная культура важна для выработки единой стратегии управления.

Сегодня в компаниях можно встретить четыре разновидности информационной культуры (рис. 7.1).

Понятие "информационная культура" включает очень многие составляющие:

• культуру поиска новой информации;

• культуру чтения и восприятия информации;

• умение перерабатывать большие массивы информации с использованием как информационных (компьютерных) технологий, так и интеллектуальных нормализованных методик (поаспектного анализа текстов, контент-анализа, классификационного и кластерного анализа и т.д.);

• понимание важности межличностного профессионального общения в любом виде деятельности;

• стремление к повышению уровня коммуникационной компетентности;

• воспитание в себе терпимости к чужим точкам зрения и мнениям;

Рис. 7.1. Классификация разновидностей информационной культуры

• готовности не только получать, но и отдавать знания;

• умение находить партнеров по совместной деятельности с использованием для этого телекоммуникационных каналов связи;

• умение четко и доказательно излагать результаты собственной деятельности, в том числе, с учетом уровня подготовленности целевой аудитории;

• знание норм, регламентирующих использование интеллектуальной собственности.

В 1990-х гг. в США и странах Западной Европы появился ряд концепций информационной грамотности, под которой понимается способность человека идентифицировать потребность в информации, умение ее эффективно искать, оценивать и использовать. В 2002 г. в ходе 68-й сессии Генеральной конференции и Совета ИФЛА[2] было объявлено о создании Секции по информационной грамотности, задачей которой стало выявление стандартов информационной грамотности, сформировавшихся в разных библиотеках и странах, и создание международного стандарта по информационной грамотности.

В соответствии с этим стандартом под информационной грамотностью понимается "наличие знаний и умений, требуемых для правильной идентификации информации, необходимой для выполнения определенного задания или решения проблемы; эффективного поиска информации; ее организации и реорганизации; интерпретации и анализа найденной и извлеченной информации (например, после скачивания из Интернета); оценки точности и надежности информации, включая соблюдение этических норм и правил пользования полученной информацией; при необходимости передачи и представления результатов анализа и интерпретации другим лицам; последующего применения информации для осуществления определенных действий и достижения определенных результатов"[3].

В популярной и специализированной литературе широко используется ряд родственных информационной грамотности понятий, среди которых "компьютерная грамотность" (Computer Literacy), медиаграмотность (Media Literacy) и "информационная компетентность" (Information Competence).

Сопоставление понятий "информационная грамотность" и "информационная культура" свидетельствует об их значительном сходстве. Оба они характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации. В составе обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники информации, до их творческого использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной или иной деятельности.

Вместе с тем, концепция информационной культуры личности шире, чем концепция информационной грамотности. В отличие от информационной грамотности она включает такой компонент, как информационное мировоззрение, предполагающее обязательную мотивацию личности на необходимость специальной информационной подготовки.

Различия между развиваемой в России концепцией формирования информационной культуры и международной концепцией информационной грамотности в целом не носят принципиального характера; они лишь отражают стремление российских ученых и практиков сочетать достижения международной теории и практики с традициями национальной культуры и образования, имеющимся опытом российских библиотек и учреждений образования.