Инфляция: ОГЛАВЛЕНИЕ, показатели, формы. Особенности инфляции в России

Инфляция – одна из основных форм выражения макроэкономической нестабильности. Под инфляцией как экономическим явлением понимается устойчивый процесс обесценения (снижения покупательной способности) денег, обусловленный возникновением товарно-денежных диспропорций в экономике. Проявляется в повышении общего (среднего) уровня цен (нередко именно это понимание и представляется как определение инфляции). При этом следует иметь в виду, что не всякое повышение цен может быть названо инфляцией: к ней не могут относиться сезонное повышение цен, всплески цен на отдельные товары и в определенные периоды, рост цен в региональном масштабе и т.п. Обратное инфляции явление получило название дефляции.

Основным показателем уровня инфляции является темп прироста общего уровня цен, который получил название темпа инфляции и рассчитывается (в процентах) по формуле

(4.4)

где Рt – индекс цен в текущемпериоде; Р0 – индекс цен в базовом периоде.

ПРИМЕР 4.4

Если уровень цен вырос за год по сравнению с базовым периодом на 10%, а в следующем году на 25% к базовому году, то темп инфляции в следующем году составит (1,25 – 1,1) / 1,1 =0,15 / 1,1 =0,13, или 13%.

В качестве индексов цен при расчете показателя инфляции используются индекс потребительских цен (ИПЦ) и индекс-дефлятор ВВП (см. о них в гл. 2), индекс цен производителей и др. В России для характеристики инфляции чаще всего применяется ИПЦ.

В зависимости от величины темпов инфляции выделяют ее следующие формы:

– ползучая: π < 5% в год;

– умеренная: 5% < π < 10% в год;

– галопирующая: π > 10% в год, может доходить до 50%;

– гиперинфляция: при росте уровня цен за месяц в среднем на 50% и более.

По другим параметрам выделяются следующие формы инфляции:

а) по степени ее открытости:

– открытая инфляция – выражается непосредственно в росте цен (строго говоря, до сих пор речь шла, включая приведенную формулу, именно о ней);

– скрытая (латентная, подавленная) инфляция – проявляется не в ценовой форме, а, в частности, в дефиците товаров и ресурсов в условиях административного установления цен, в фальсификации торговых марок, в масштабных неплатежах (особенно по заработной плате, как это было в России в 1990-е гг.); она трудно поддается измерению;

б) по степени сбалансированности изменения цен:

– сбалансированная – имеет место тогда, когда все цены в экономике растут в одинаковой степени;

– несбалансированная – имеет место в том случае, когда цены на разные группы товаров растут неравномерно и изменяются по отношению друг к другу; она дезориентирует экономических агентов;

в) по степени предсказуемости роста цен:

– неожидаемая (неожиданная, непредсказуемая) инфляция – возникает спонтанно, неожиданно, чаще всего является результатом разного рода шоков (см. гл. 3);

– ожидаемая инфляция – рост цен, который можно предсказать заранее. Массовое ожидание высокой инфляции трактуется как высокие инфляционные ожидания в экономике – они, в свою очередь, становятся катализатором инфляции, разгоняя спрос потребителей. Выделяют адаптивные и рациональные инфляционные ожидания: первые формируются у субъектов экономики на основе сложившейся информации об инфляции в предыдущие периоды, вторые – на основе более широкой информации, касающейся всего набора факторов, влияющих на уровень инфляции, в частности проводимой денежной политики;

г) по источникам (причинам, факторам) инфляции:

– инфляция спроса – имеет место тогда, когда совокупный спрос в экономике устойчиво превышает совокупное предложение (в чистом виде, как правило, в условиях, близких к полной занятости). Ее часто описывают выражением: "много денег и мало товаров". Конкретными причинами роста спроса вследствие увеличения денежной массы выступают эмиссионный способ покрытия дефицита государственного бюджета, стимулирующая (мягкая) кредитно- денежная политика государства, покупка центральным банком валютной выручки у отечественных экспортеров (в последующих главах указанные направления будут подробно рассмотрены);

– инфляция издержек – имеет место тогда, когда происходит заметное возрастание удельных издержек производства у предприятий, выпускающих продукцию для внутреннего рынка. Конкретными причинами увеличения издержек могут быть рост цен на ресурсы (в особенности на энергоресурсы), повышение заработной платы наемных работников, увеличение налогов, рост цен на импортируемые товары (особенно производственного назначения) при заметном снижении курса национальной валюты в условиях высокой зависимости экономики от импорта ("импортируемая инфляция"), монополизм, экономические и институциональные барьеры на рынках и т.п. При этом имеется в виду такое увеличение издержек производства на единицу продукции, которое не сопровождается более быстрым ростом производительности в экономике.

Факторы, относящиеся к инфляции спроса и издержек, получили соответственно название монетарных и немонетарных факторов инфляции, а сама инфляция – монетарной и немонетарной.