Взаимодействие со средствами массовой информации

В силу того, что в течение последних 50 лет активно развивается процесс, получивший название "медиатизации" политики, который перемещается в сферу средств массовой информации и коммуникации, органы местного самоуправления должны с особой ответственностью подходить к взаимодействию с прессой. Для этого необходимо помнить о следующем.

Средства массовой информации (СМИ) поднимают и освещают обсуждаемые в обществе темы и таким образом доводят их до сведения исполнительной власти. И они же представляют обществу деятельность органов власти, следовательно, контролируют и критикуют его действия, и это закономерное явление.

СМИ способны создавать виртуальную политическую реальность, отражающую не действительное положение событий, а отвечающую запросам широкой публики. Необходимо стимулировать появление в СМИ информации, идущей "снизу вверх", так как это в первую очередь дает возможность получить представление о потребностях и ожиданиях общественности.

При подготовке информационных материалов для СМИ необходимо ответить на следующие вопросы:

Что может быть интересно журналистам?

Что может быть приемлемо для их редакторов?

Что может находиться в фокусе интереса читателя, зрителя, слушателя?

Политики и чиновники используют СМИ, чтобы моделировать достоинства политической прозрачности, не создавая ее в реальности. Политическая прозрачность превращается в выгодно представленный обществу виртуальный проект. Нередко виртуальная прозрачность служит для сокрытия важной для общества информации.

Следует вовремя предотвращать конфликты со СМИ. В случае появления компрометирующих материалов в средствах массовой информации необходимо проявлять крайне оперативную реакцию. При этом правительства (как центральные, так и местные) не должны посягать на право граждан иметь свое мнение и в частном порядке выражать его.

Для организации эффективного взаимодействия со СМИ в органах местного самоуправления могут создаваться специальные подразделения: пресс-центр, центр общественных связей, информационное агентство, может быть введена должность пресс-секретаря. Эти структуры обеспечивают взаимодействие со СМИ на постоянной основе, снабжают их информацией о деятельности органов местного самоуправления, проводят аккредитацию представителей СМИ, организуют сотрудничество с представителями СМИ других муниципальных образований, проведение круглых столов, брифингов и пресс-конференций, осуществляют консультирование и подготовку важнейших выступлений первых лиц муниципального образования и т.д.

Отдел взаимодействия со средствами массовой информации в качестве основы своей деятельности должен рассматривать формирование и осуществление информационной политики в регионе (муниципальном образовании), конкретную работу с журналистами, позволяющую, с одной стороны, формировать журналистам объективное представление о происходящих событиях, с другой - исполнительной власти получать "из первых рук" информацию о событиях, ожиданиях, потребностях и мнениях населения. Этот отдел также должен курировать работу субпресс-ценгров, обеспечивающих журналистов оперативной информацией о деятельности органов государственной власти, архивом документов и материалов органов исполнительной власти федерального, регионального и местного уровней, фотодокументами, в том числе из запасников фотоархива, системой электронной обработки информации, телефоном, факсом и т.д.