Лекция 4. Индивид на работе

Люди являются основным ресурсом любой организации. Даже если по должности менеджер обязан контролировать технологию производства, он не сможет ни запустить процесс, ни остановить его без того, чтобы так или иначе не повлиять на тех людей, которые ему подчинены. Поэтому очень опасным заблуждением для руководителя была бы недооценка человеческого фактора на производстве и невнимание к психологическим и социологическим методам работы. Тем более, что современная психология предлагает достаточно большое число теорий и методов понимания человека.

История дифференциального исследования особенностей человека насчитывает почти 2500 лет. Даже древние мыслители понимали важность введения определенного порядка в понимание индивидуальных особенностей человека.

Около 400 г. до н.э. Гиппократ предложил типологию характеров: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Другая типология принадлежит Теофрасту (372–287 гг. до н.э.). Он предложил различать 30 типов характера.

Психоанализ

Зигмунда Фрейда часто сравнивают с Коперником и Дарвином, так как все они немало сделали для углубления представлений о человеке и разоблачения "божественного" его происхождения. Коперник продемонстрировал, что Земля не является центром вселенной, Дарвин, что у человека и обезьян – общие предки.

Фрейд доказал, что многое в поведении человека управляется отнюдь не одним лишь сознанием. Этот вывод имеет далеко идущие последствия во всех сферах социальной жизни. Так, на поверку оказывается, что многие управленческие решения определяются вовсе не только интересами дела, но имеют глубокие корни в личности и личной биографии руководителя. Причем сам руководитель может свято верить в строгую рациональность принятого им постановления и удивляется, если результаты реализации решения значительно отклоняются от запланированных. Ему и невдомек, что ошибка, не замеченная с самого начала из-за неосознанного до конца процесса принятия решения, как мина замедленного действия, сместила полученный результат.

Фрейд представил сознание в виде сложной системы, состоящей из принципиально различных компонентов, по-разному влияющих на психическую жизнь человека. И каждое решение, каждый поступок есть результирующая очень разноплановых тенденций.

Периодизация наследия З. Фрейда

I период (конец XIX в. – 1905 г.). Введены основополагающие понятия: сознание, предсознание, бессознательное, цензура между ними, оказывающие влияние на психическую жизнь человека.

II период (1906–1918 гг.). Превращение психоанализа в общепсихологическую теорию. Отход от Фрейда его учеников А. Адлера (1911) и К.-Г. Юнга (1912), по-новому трактовавших представления о бессознательном. Если учение Фрейда наполнено мотивами сексуальности как движущей силой жизнедеятельности, то концепции его учеников более социальны, так как предполагают в поведении иные источники энергии.

III период (1919–1939 гг.). Философское завершение концепции.

Учение З. Фрейда охватило значительные сферы социальной и культурной жизни, превратилось в одну из основ западноевропейского и американского стиля мышления и восприятия действительности.

Поведенческая психология

Постулаты поведенческой психологии были сформулированы как альтернатива неудачам в классической ассоцианистской психологии. Интроспективный метод классической психологии не удовлетворял научным критериям, давал нестабильные и неповторяемые результаты. Поэтому бихевиористы предложили отказаться от таких, по их мнению, не проверяемых естественно-научными методами понятий, как сознание, чувство, ассоциация, и рассматривать лишь те человеческие проявления, которые могут быть надежно зарегистрированы и повторены в условиях лабораторного эксперимента. Несмотря на своеобразную терминологию в этом направлении психологии были получены многие интересные результаты.

Так как базовой схемой анализа поведения стала схема "стимул – реакция", в которой ведущая роль отводилась стимулу, возможным стало следующее утверждение: "Правильно организованная система стимулов, как правило, ведет к требуемым реакциям и результатам". Надо сказать, что такое утверждение достаточно оптимистично может быть воспринято менеджментом. Другой вопрос, насколько оно отражает реальное положение вещей.