Индивид и род: проблемы интенсификации управления в условиях обновления российского общества

Рассмотренные особенности взаимодействия социального индивида и социального рода могут быть использованы в качестве методологического основания для анализа путей повышения общественной активности людей в процессе административной реформы.

В настоящее время интенсификация деятельности социальных индивидов выступает необходимой предпосылкой успешного выполнения тех масштабных целей, которые поставлены перед российским обществом. Давно известно, что можно принять самые хорошие решения, но если они не подкрепляются соответствующей общественной деятельностью людей, то повисают в воздухе, остаются лишь благими пожеланиями. Только социально необходимая сознательность и действенность человека способны превратить эти решения из идеальных намерений в действительные материальные процессы и результаты. Поэтому успешное решение намеченных задач обычно связываются с повышение роли человеческого фактора. Общество не может эффективно функционировать, не находя новых путей развития творческой деятельности масс во всех сферах общественной жизни. Чем масштабнее исторические цели, тем важнее заинтересованное, ответственное, сознательное и активное участие миллионов в их достижении.

Как следует понимать в этих условиях рост влияния человеческого фактора? Развитие общества показывает, что это сложный и многогранный процесс. Во-первых, он зависит от создания такой технологии труда и быта, которая бы освободила людей от нерациональных затрат времени и сил, ибо экономия времени чем дальше, тем больше должна стать "первым экономическим законом". Только внедрение научной организации в процесс труда и всей жизни позволит обеспечить всестороннее развитие личности и ее задатков.

Во-вторых, этот процесс в значительной мере зависит от выработки социально необходимых норм и требований к деятельности людей, которые бы позволили в полном объеме использовать все активизирующие возможности, создаваемые всесторонним развитием личностей и творческой природой современного общества.

В-третьих, и создание условий для всестороннего развития личности, и выработка гибкой системы социальных норм для деятельности людей требуют существенного повышения их духовной культуры. Масштаб и темпы общественных преобразований в настоящее время становятся настолько значительными, что успешно справиться с ними могут только люди высокого духовного развития. Поэтому духовное совершенствование людей выдвигается в процессе административной реформы также в число наиболее актуальных задач как отдельной личности, так и всего общества, становится обязательным компонентом повышения роли человеческого фактора.

Каковы пути интенсификации социально-полезной деятельности людей в современных условиях?

Прежде всего, следует еще раз сказать, что мы до сих пор не используем действенную силу соревнования (социальной конкуренции). Практически мы его не организуем. А если оно хоть как-то сохранилось, то в нем еще много формализма и, самое главное, оно по-прежнему играет лишь вспомогательную роль в регулятивном механизме нашего общества. Ни экономическая теория, ни хозяйственная практика пока не смогли должным образом поставить соревновательную активность людей на службу социальному прогрессу. Вместе с тем конкуренция должна стать главной формой интенсификации социальной деятельности людей, поскольку более всего способна содействовать решению актуальных проблем нашего развития. Ее активизирующая роль проявляется во всех основных сферах социальной жизни.

Важнейшим направлением интенсификации социальной деятельности является совершенствование распределительных отношений в производственной и непроизводственной сферах. Ведущее место по своей значимости занимает здесь задача обеспечения строгой зависимости заработной платы от результатов труда, его производительности и условий. Основной недостаток, укоренившийся здесь в последние два-три десятилетия, заключается в том, что система распределения в значительной мере вышла из-под влияния общественного производства. Создание в 60-х и 70-х гг. XX столетия мощной материально-технической базы привело к существенному росту того общественного продукта, который можно было использовать для осуществления НТР и повышения материального благосостояния людей. Однако наука и практика оказались неподготовленными для выработки качественно нового механизма, который бы учитывал эти открывшиеся возможности. И тогда структура распределения стала формироваться но преимуществу стихийно, приобретая все большую независимость от конечного результата деятельности.

Управленческий аппарат также постепенно получил такие формы материального вознаграждения, которые не ставились в зависимость от результатов деятельности управляемых ими хозяйственных организмов. В последние 20 лет денежные доходы населения росли медленнее, чем производство товаров (собственных и завезенных из других стран). В итоге у нас сложились распределительные отношения, которые существенно тормозят дальнейшее развитие производительных сил. У людей практически нет денег для покупки этих товаров. Основным путем преодоления данного негативного фактора является более энергичное проведение в жизнь намеченной экономической реформы.

В нашей стране, как известно, долгое время шла и все еще продолжается дискуссия между "товарниками" и "антитоварниками". Первые преувеличивают, а нередко и абсолютизируют роль и значение товарных отношений. Вторые, напротив, их недооценивают, а подчас и просто игнорируют. Однако истина заключается в том, что эту проблему нельзя решать абстрактно, без учета реальных условий, места и времени. Если же брать конкретную ситуацию, то, учитывая нашу прошлую экономическую отсталость, вполне очевидно, что общество не может утвердиться и приобрести развитую форму без широкого и всестороннего использования товарно-денежных отношений. И, как показал опыт, все имевшие место попытки преждевременно свернуть их ничего позитивного не принесли. Не пройдя значительной школы социалистического и капиталистического хозяйствования, наше общество, судя но всему, должно пройти эту школу в современных условиях.

В условиях господства административно-командной системы управления наша советская бюрократия сформировала свою специфическую идеологию, которая характеризуется такими особенностями, как авторитарность, патернализм, мифологизм, "двоемыслие" и др. Таким образом, немаловажную роль в сохранении этого господства идеальных факторов над умами людей играют все те же товарные отношения. И потому нужны более обстоятельные и глубокие исследования данного феномена, которые бы позволили вскрыть его действительные причины и пути ликвидации.

Сейчас много говорится и пишется об административной реформе. По она все еще идет медленно и прежде всего потому, что многие руководители все еще уповают на административные методы управления, а экономические игнорируют или применяют некомпетентно. Наряду с этим, негативную роль здесь играет и недостаток сознательности у людей, сохранение старого мышления. Большим препятствием является также формализм в работе, разрыв между словом и делом, недостаточный уровень гласности. Какие конкретно группы людей тормозят реформирование нашего общества?

Прежде всего, значительным тормозящим фактором выступают те руководители различных органов управления, которым административная реформа грозит потерей места. Они нс приемлют эту реформу наиболее решительно. К ним примыкает аппарат тех ведомств, которые тесно связаны с недостатками существующей системы управления, например, с дефицитом жилья и его распределением. Задерживают перестройку также те работники и органы, место которых сохраняется, но при этом меняется их положение и роль. Из административно-командующих они должны превратиться в рекомендательно-советующие и начать руководить, опираясь на материальную заинтересованность людей, а это всегда значительно сложнее.

Наконец, более всего тормозят административную реформу те работники, которые привыкли к спокойной жизни в условиях безответственности и бесконтрольности. В эту группу входят не только политические руководители и "аппаратчики" различных уровней, но и рядовые работники различных социальных сфер (торговли, сервиса и пр.). Они привыкли существовать в основном на своеобразные нетрудовые доходы. Нетрудовые в том смысле, что общественно- полезный результат труда этих людей или незначителен, или вообще не имеет места. Данная группа работников самая многочисленная, и ее негативный эффект в административной реформе наиболее значителен.

Таким образом, силы противников административной реформы достаточно велики и потому нужно еще огромное напряжение, большая политическая и организационная работа для того, чтобы сломить их сопротивление. В современных условиях именно антиреформаторы (в 90-х гг. XX в. "анти- перестройщики") выступают воплощением старого, отжившего, которое мешает становлению нового, передового. Именно они, прежде всего, проявляют себя в качестве основного фактора, препятствующего нашему прогрессу.

В среде антиреформаторских сил к настоящему времени вполне определенно сформировались три основные позиции – консервативная, левацкая и откровенно "радикальная" (капиталистическая). Консервативно настроенные лица пытаются навязать такие оценки нынешней ситуации, которые побуждали бы к противодействию административной реформе, формировали у людей мнение, что надо остановить начатые перемены или, как минимум, притормозить их, призывают вернуться к старым, командным методам управления. Они открыто проявляют ностальгию по "сильной руке", иначе, мол, нас ждет хаос.

Люди с левацкой ориентацией предлагают решать сложнейшие задачи социальных преобразований наскоком, одним махом, не считаясь ни с реальными возможностями, ни с интересами общества. Причем все это преподносится как радение за народ, забота о его благосостоянии. Полагая себя "решительными реформаторами", они готовы толкнуть социальное развитие на путь скороспелых решений, скоропалительных проектов, в которых больше амбиций, чем заботы о деле.

Что касается новоявленных "антисоциалистов" или "радикалов", то для них характерно упование на капиталистическую панацею. Они считают, что "спасение" для нашего общества возможно только на путях отказа от социалистических ценностей и осуществления перестройки на капиталистический лад. Причем, понимают такой путь без учета нового качественного состояния нынешнего капитализма, о чем была речь выше.

Очевидно, что все эти позиции противоречат сущности административной реформы, которая направлена на реальное обновление нашего общества, обретение им нового качества, созидание подлинно гуманного и демократического социума.

А что собой представляют реформаторские силы? За административную реформу выступает большая часть населения страны, которая стремится к преодолению застойных явлений в развитии нашего общества. Административную реформу возглавляют Президент и Правительство РФ, дальновидные политические руководители и хозяйственники, передовые деятели науки и культуры. Они понимают, что прежний путь развития ничего позитивного российскому обществу не принесет. Социальную базу образует авангардная часть практически всех классов нашего общества. Они хотят работать честно, стремятся всячески улучшить свою жизнь, но добросовестным трудом, без приписок, выводи- ловки и других административно-бюрократических манипуляций.

Диалектика административной реформы состоит в том, чтобы всемерно поощрять всех, кто честно хочет перемен, и ставить в безвыходное положение намеревающихся обождать и отсидеться. Необходимо отстранять от должности всякого, кто как-либо тормозит реформаторские процессы или пытается заменить их какой-либо подделкой под обновленные механизмы.

Выработка социально нового мышления во многом связана с восстановлением теоретической и практической значимости важнейшего принципа о том, что общество есть целостный естественно-исторический организм, в развитии которого общечеловеческие интересы имеют приоритет над интересами отдельных классов, наций и государств. Поэтому подлинный прогресс невозможен ни за счет ущемления прав и свобод человека и человечества, ни за счет дальнейшего хищнического использования их всеобщего достояния – природы. Чтобы сохранить цивилизацию, надо всемерно развивать сотрудничество между народами в борьбе за поддержание мира на Земле и неотложное решение глобальных экологических проблем современности. Сегодня мы вступили в эпоху, когда в основе прогресса будут лежать общечеловеческие интересы.

Интенсификация реформаторской деятельности в значительной мере связана также с нормализацией межклассовых и межнациональных отношений в стране. Абсолютизация национального подхода при анализе социальных процессов привела к искаженному решению многих вопросов теории и практики государственного строительства. Эти искажения все еще преодолеваются у нас с большим трудом.

Положение о примате общечеловеческих интересов над классовыми и национальными не снимает и не отрицает положения о необходимости научного подхода к социальным проблемам. В последнее время национальный вопрос, как известно, приобрел в нашей стране исключительную остроту. Административно-командная система, нуждавшаяся в предельно централизованных единообразных структурах, широко игнорировала специфику национального развития. Она постоянно стремилась к предельной унификации национальных отношений, что привело к возникновению в этой области множества негативных явлений. Некоторые национальные республики, стремясь к преодолению закостеневших форм национально-государственного устройства, сложившихся в стране в годы культа личности и застоя, не всегда находят оптимальные варианты для решения актуальных проблем национальной политики.

Особое беспокойство вызывает обстановка в тех республиках, где все еще настойчиво звучат призывы к национальному обособлению, пересмотру основополагающих принципов российского федерализма, выдвигаются идеи замены их конфедеративными началами и даже выхода из состава Российской Федерации. Приверженность идеям автаркии (от греч. αυτάρκεια – самообеспеченность, самодостаточность), национальной обособленности наглядно проявляется в отрицании примата федерального закона над республиканскими, что подрывает необходимые основы государственного единства и целостности.

Каковы методологические основы решения данной чрезвычайно злободневной в настоящее время проблемы? Некоторые авторы, анализируя ее, считают, что взаимоотношения Федерации и национальных республик должны регулироваться на основе учета диалектики целого и части. Несомненно, взаимодействие Федерации и входящих в нее республик регулируется диалектикой и целого, и части, но не ограничивается ею. Взаимодействие целого и части предусматривает на социальном уровне довольно жесткую зависимость частей и целого. Думается, что особенности данного взаимодействия не могут быть в полном объеме приложимы при характеристике вопроса о соотношении Федерации и национальных республик.

Судя по всему, данный вопрос может быть успешно решен теоретически главным образом на основе учета диалектики более сложной формы взаимодействия, а именно, взаимодействия рода (интернационального) и индивида (национального). Очевидно, что национальные республики – это не столько составные части Федерации (хотя и это имеет место), сколько самостоятельные, целостные и весьма специфические общности людей или социальные индивиды, которые на основе договора образовали особый социальный род – Российскую Федерацию со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Вступая в Федерацию, каждая из республик добровольно делегировала часть своих функций в распоряжение общероссийских органов. Сделано это было со вполне определенными политическими и экономическими целями. И потому Российская Федерация, как исполнитель этих общих и необходимых для всех национальных республик функций, не может успешно решать свои задачи, если не будет осуществляться обязательный здесь принцип субординации. Интересы всех наций (родового) должны иметь преимущество перед интересами каждой из них в отдельности (индивидуального). В главном и основном, в конечном счете, интересы национальных республик должны ориентироваться на приоритет общероссийских интересов. Но, естественно, нельзя абсолютизировать эти федеральные интересы, нельзя всегда и во всем ставить их выше национальных интересов, что, к сожалению, еще имеет место, особенно со стороны различных федеральных ведомств.

Государство стремится найти эффективные пути гармонизации межнациональных отношений, формирования более надежного механизма взаимодействия центра и национальных образований. Для предупреждения различных кривотолков в теории и искажений на практике предполагается определять более четко компетенцию и взаимные обязательства Российской Федерации и национальных республик. На законодательном уровне республики вправе ставить вопрос об отмене тех законов, которые выходят за пределы полномочий Федерации; на уровне исполнительной власти – могут опротестовывать и приостанавливать действие на своей территории распоряжений федерального правительства, если они нарушают конституционные права этих республик. Для разрешения разногласий, которые возникают между органами управления Федерации и республик, целесообразно более широко использовать Конституционный суд РФ. Единство Российской Федерации – предпосылка успешного развития республик, а успешное развитие республик – основа процветания Российской Федерации.