Лекция 8. ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ В СТРУКТУРЕ СОЦИУМА

ОГЛАВЛЕНИЕ данной главы заключается в рассмотрении индивида как первичного элемента социума, его роли и места в структуре социума как субъекта и объекта педагогических воздействий. В главе излагаются сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ социально-педагогического подхода к изучению подструктур личности, приводятся ее основные характеристики в виде социальных потребностей, социальных способностей, социальных ценностей, которыми индивид представляет личность в социуме. Рассматривается педагогический потенциал индивида, личности, а также его ОГЛАВЛЕНИЕ, оценка, формы и методы его реализации и развития в социуме.

В результате изучения главы обучающийся должен:

знать

• основные характеристики социума (на уровне индивида) как среды человеческих отношений и его педагогического потенциала;

уметь

• организовывать реализацию педагогического потенциала социума (на уровне индивида) в образовательном процессе;

владеть

• системой знаний о принципах социально-педагогического подхода, методах социально-педагогического подхода, сущности понятийно-категориального аппарата.

Социально-педагогический подход к изучению подструктур личности

Основные понятия: социум, понятийно-категориальный аппарат социально-педагогического подхода, принципы социально-педагогического подхода, методы социально-педагогического подхода, педагогический потенцией социума, педагогический потенциал социальной деятельности, педагогический потенциал социальных отношений, педагогический потенциал социальных институтов, внутрииндивидная подструктура личности, интериндивидная подструктура личности, метаиндивидная подструктура личности.

Взаимодействие личности и социума в социальной педагогике предполагает использование социально-педагогического подхода к изучению ее содержания и структуры, которые являются носителями ее возможностей и ресурсов. Именно социально-педагогический подход позволяет рассмотреть личность как элемент социума и не только выявить ее педагогический потенциал, но и предложить пути его реализации и развития в интересах самореализации личности. Рассмотрим ОГЛАВЛЕНИЕ социально-педагогического подхода применительно к проблеме изучения подструктур личности. В современной социально-педагогической практике наиболее полно представлены категории, которые в достаточной мере раскрыты в социальной педагогике в виде социализации личности, взаимодействия личности и социума, воспитательного потенциала личности, педагогического потенциала личности, социальной активности личности, внутрииндивидной подструктуры личности, интериндивидной подструктуры личности, метаиндивидной подструктуры личности и др.

Социально-педагогический подход предполагает изучение личности в рамках социума как элемента социума. В связи с тем, что между личностью и социумом существуют значительные корреляционные связи, представляется целесообразным осуществлять изучение структуры личности и ее педагогического потенциала на уровне элементов структуры социума.

Характерная особенность социума заключается в том, что он имеет личностно-ориентированную структуру.

Следовательно, социум как совокупность индивидов структурно может быть рассмотрен в контексте структуры индивида, личности. Таким образом, структура социума может быть выражена через структуру личности. Уяснению этого вопроса может помочь опыт рассмотрения трех основных подсистем личности в психологии, значимый для выявления составляющих ее структуры во взаимосвязи со структурой социума.

В качестве базового элемента в структуру личности входит системная организация ее индивидуальности, представленная в виде темперамента, характера, потребностей, способностей и ценностей человека, необходимая, но недостаточная для понимания психологии личности. Таким образом, выделяется первая составляющая структуры личности – ее внутрииндивидная (интраиндивидная) подсистема. Эта составляющая может быть взята за основу построения структуры социума на внутрииндивидном уровне.

Личность, являясь субъектом системы действительных отношений с обществом, с группами, в которых она интегрирована, не может быть заключена лишь в некое замкнутое пространство внутри органического тела индивида, а обнаруживает себя в пространстве межиндивидных отношений. Не сам по себе индивид, а процессы межличностного взаимодействия, в которые включены по меньшей мере два индивида (а фактически общность, группа, коллектив), могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия.

Из этого следует, что личность в системе своих "действительных отношений" обретает свое особое бытие, отличающееся от телесного бытия индивида. С точки зрения материалистической философии, реальное существование личности обнаруживается в совокупности предметных взаимоотношений индивидов, опосредствованных их деятельностью, и поэтому одну из характеристик структуры личности следует искать в "пространстве" вне органического тела индивида, которое составляет интериндивидную подсистему личности. Эта составляющая может быть взята за основу выделения в структуре социума интериндивидного уровня.

Примечательно, что, переводя рассмотрение личности в межиндивидное "пространство", мы получаем возможность ответить на вопрос о том, что представляют собой описанные выше феномены коллектива: коллективистское самоопределение, коллективистская идентификация и др. Что это: собственно групповые или личностные проявления? Когда характеристики и само существование личности не замыкаются "под кожей" индивида, а выносятся в межиндивидное "пространство", ложная альтернатива, порождаемая отождествлением понятий "индивид" и "личность" (либо личностное, либо групповое), оказывается преодоленной. Личностное выступает как проявление групповых взаимоотношений, групповое выступает в конкретной форме проявлений личности.

Интраиндивидная и интериндивидная подсистемы не покрывают все проявления личности. Есть возможность выделить третью составляющую структуры личности – метаиндивидную (надиндивидную) подструктуру. Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих "здесь и теперь" связей с другими индивидами. В этом случае в центре ее внимания оказываются "вклады" в других людей, которые субъект вольно или невольно осуществляет посредством своей деятельности. Индивид как личность тем самым выступает в качестве субъекта этих активно производимых преобразований интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер так или иначе связанных с ним людей. Речь идет об активном процессе своего рода продолжения себя в другом не только в момент воздействия субъекта на других индивидов, но и за пределами непосредственного сиюминутного актуального взаимодействия. Этот процесс продолжения субъекта в другом индивиде, обеспечения своей "идеальной" представленности как личности в других людях за счет произведенных в них "вкладов" получил название персонализации. Эта составляющая может быть взята за основу представления структуры социума на метаиндивидном уровне.

Таким образом, в структуру социума, равно как и в структуру личности, входят три образующие, три подсистемы: интраиндивидность личности, ее представленность в социуме в виде социальных потребностей, социальных способностей и социальных ценностей; интериндивидность личности, проявляемая в ходе взаимодействия с себе подобными и представленная в структуре социума в виде совместной деятельности и социальных отношений; метаиндивидность личности, проявляемая в "других людях, во вкладах в других людей" как субъект межиндивидных, социальных по своему происхождению связей и отношений в процессе социальной деятельности и представленная в структуре социума в виде социальных институтов.

С этой точки зрения социум представляет собой совокупность социальных явлений интраиндивидного (социальные потребности, социальные способности, социальные ценности), интериндивидного (социальная деятельность, социальные отношения) и метаиндивидного (социальные институты) свойства.

В свою очередь, социум обладает определенным потенциалом, носителем которого являются как его структурные элементы, отдельные личности, так и целые коллективы, каждый из которых обладает присущими только ему определенными возможностями и ресурсами, объединяющимися в собственно потенциал социума, важнейшими составляющими которого являются педагогический и воспитательный потенциал, реализуемый в процессе развития личности.

Социально-педагогический подход предполагает взаимодействие личности и педагогического потенциала социума в интересах разрешения проблем социализации личности.

Единство рассмотрения личности во всех трех ее подструктурах покажем на примере такой важной ее характеристики, как воспитательный потенциал социума.

Воспитательный потенциал социума существует в личности как биосоциальном явлении, отражает потенциальные воспитательные возможности и ресурсы человека, заключенные в социальных потребностях личности во взаимодействии с другими людьми, в социальных способностях оказывать помощь другим людям в процессе своей жизнедеятельности, в наличии социальных ценностей: дети, жизнь, общение, доброта и т.д., своего рода являющиеся атрибутом конкретного человека (это интраиндивидная подсистема личности, или интраиндивидный уровень представленности социума).

Воспитательный потенциал социума имеет место и в системе межличностных отношений и в зависимости от уровня развития группы: в развитых группах он проявляется как воспитательный ресурс позитивного влияния социальной деятельности или социальных отношений на личность, а в других, низкоразвитых социальных группах – как ресурсы негативного воздействия социальной деятельности или социальных отношений (это интериндивидная подсистема личности, или интериндивидный уровень представленности социума).

В рамках метаиндивидной подсистемы воспитательный потенциал социума – это воспитывающее воздействие социального института, его роли, права принимать значимые для воспитания решения в значимых обстоятельствах, результат того воспитывающего вклада, который он может внести своей деятельностью в развитие личности (это метаиндивидная подсистема личности, или метаиндивидный уровень представленности социума).

Метаиндивидная подсистема личности в большей мере, чем другие, выражает одну из важнейших духовных потребностей человека – потребность быть личностью, т.е. своей деятельностью производить значимые для других людей изменения их интеллектуальной и эмоциональной сфер. Эта потребность может быть осознана или не осознана субъектом, может быть у одного человека более интенсивной, у другого – менее, ее реализация может приводить к благоприятным или неблагоприятным последствиям для других людей, наконец, один человек может располагать средствами для ее удовлетворения (за счет высокого интеллекта, или богатства эмоционального мира, или широкого набора разнообразных умений, или исключительной смелости и решительности, или же всех этих качеств, вместе взятых), а у другого эти средства более ограниченны.

Метаиндивидный уровень социума, представленный в виде социальных институтов, является наиболее представительным по содержанию, структуре и объему педагогического потенциала социума, так как воплощает возможности социальной деятельности и социальных отношений, в которые включены многочисленные индивиды в процессе социализации. Однако для отдельной личности значимость педагогического потенциала конкретного социального института несравнима с педагогическим потенциалом отдельного индивида или отдельного вида социальной деятельности, она может быть и выше и ниже в сравнении с потребностью разрешения проблемы социализации конкретного человека в данный момент. Получается, что для одного индивида педагогический потенциал социального института более значим, чем для другого, которому больше подходит для разрешения проблем социализации педагогический потенциал отдельного человека, скажем референтной личности.

Невозможно изучить и понять социум, не изучив и не поняв структуру индивида, личности, которые входят как равные среди равных в социум, в котором личность действует и общается, производит и принимает "вклады", осуществляя преобразование интеллектуальной и эмоциональной сфер других людей и, в свою очередь, претерпевая изменения, приняв "вклады" от них. В центре внимания педагога при изучении социума должны находиться активность личности и характер ее социально значимой направленности.

В данном случае социально-педагогический подход рассматривается как многоуровневый механизм предоставления недостающей для личности информации для развития навыков, умений или ее личностных качеств на основе реализации педагогического потенциала социума, социального опыта.

Мы полагаем, что подход – это ориентация педагога или руководителя образовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, принципов, идей и способов педагогической деятельности. Избирая ту или иную ориентацию, педагог убежден в том, что она способствует достижению успеха в его работе. Например, некоторые педагогические коллективы используют в своей деятельности дифференцированный подход, потому что считают создание учебных групп, с приблизительно одинаковыми интеллектуальными возможностями учащихся, важнейшим условием повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Другие отдают предпочтение системному подходу, так как залог успеха видят в системном построении практики обучения и воспитания учащихся. А третьи полагают, что добьются успеха тогда, когда в работе с учащимися изберут ориентацию на развитие индивидуальности, поэтому и стремятся применять в своей деятельности личностно-ориентированный подход.

Те же, кто в достижении своей цели включается во взаимодействие с социумом и привлекает его потенциал для разрешения проблем социализации, явный сторонник социально-педагогического подхода.

Социально-педагогический подход предполагает концентрацию усилий в деятельности не на метаморфозах с личностью, а на методах воздействия на нее через социум, используя тот огромный воспитательный и образовательный потенциал, который накапливается ежечасно, ежедневно и ежегодно на протяжении столетий в виде социального опыта, хранящегося в структурах социума: социальной деятельности, социальных отношениях, социальных институтах и в самой личности как первичной составляющей социума в виде социальных потребностей и социальных способностей.

Важной составляющей социально-педагогического подхода являются методы изучения педагогического потенциала личности, значимого для социализации человека, которые позволяют изучить возможности и ресурсы социума, значимые для разрешения конкретных проблем личности. Перед реализацией мер воздействия на личность специалист изучает саму проблему личности и возможности социума, необходимые для ее разрешения, а следовательно, обращается к методам изучения. В данном случае используются социальные инструментарии сбора информации о педагогическом потенциале социальной деятельности, социальных отношений, социальных институтов и потенциале самой личности (см. Приложения 9–15).

Методы изучения педагогического потенциала личности представляют собой интегративные способы сбора информации о потенциале индивида, в частности о потенциале его социальных потребностей, потенциале его социальных способностей, потенциале его социальных ценностей, и предназначены прежде всего для определения исходного уровня развития потенциала индивида, а также для проведения мониторинга процесса развития и определения итоговых данных изучаемого явления. Речь идет о методах сбора информации, как правило, вначале для замера исходных данных и при завершении процесса воздействия для замера итоговых данных. Одним из значимых методов изучения потенциала личности является социально-педагогическая карта потенциала социума как метод сбора информации о значимых ресурсах, возможностях социальной деятельности, социальных отношениях, социальных институтов и самой личности для разрешения проблем ее социализации. Это метод обобщения информации о значимых сторонах потенциала социума, о формах и методах его использования для разрешения проблем социализации личности.

В изучении подструктур личности важное место занимает накопленный ею в различных условиях жизнедеятельности социальный опыт, значимый для выявления причин трудностей социализации и выработки мер их преодоления.

Вот почему основным средством, механизмом социально-педагогического подхода является социальный опыт.

Использование социального опыта для разрешения образовательно-воспитательных проблем личности и есть суть социально-педагогического подхода путем организации встречных движений личности с ее проблемами и потенциала социума друг к другу.

Чаще всего изучение личности строится на основе не одного, а нескольких подходов. Разумеется, избираемые им ориентации должны быть дополняющими, а не взаимоисключающими друг друга. Вместе они составляют стратегию образовательной деятельности и обусловливают выбор тактики действий в конкретной ситуации и в определенный промежуток времени. Из всего диапазона подходов, применяемых в деятельности, одна ориентация должна быть доминирующей. Благодаря ей формируется качественное своеобразие познания потенциала личности как части социума.

В το же время деятельность любого образовательного учреждения обязательно реализует социально-педагогический подход, обращаясь к ресурсам и возможностям социальных институтов и устанавливая с ними взаимодействие (с семьями учащихся, другими школами, учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, учреждениями культуры и спорта и др.), к ресурсам социальной деятельности, включая в нее учащихся и педагогов, к ресурсам социальных отношений (межпредметным, межличностным, межгрупповым), включая учащихся в эти отношения.

Практика показывает, что эффективность этого подхода достигается там, где его реализация осуществляется целенаправленно, где существует должная организации мероприятий по использованию педагогического потенциала социума, где не надеются на случай, а умело организуют этот процесс, процесс взаимодействия с социумом.

Таким образом, социально-педагогический подход позволяет изменить взгляды на личность и ее формирование в рамках социальных институтов (детсад, школа, учреждение дополнительного образования, вуз). Социально-педагогический подход сосредоточивает внимание специалистов на системе педагогически регулируемых образовательно-воспитательных воздействий со стороны социума, представляя сам социум и сто педагогический потенциал через структурно-функциональные возможности отдельных индивидов, включенных в социальную среду.