Индивидуальные представления об успешности и успешном человеке

Вхождение в бизнес и его развитие осуществляется в определенной психологической и социокультурной среде. На эффективность психологического сопровождения бизнеса могут влиять многие факторы, среди которых важную роль играют представления о бизнесменах, сложившихся в данном обществе.

Для проведения эффективных обучающих занятий с сотрудниками бизнес-организаций важно знать, каким образом люди представляют себе успех и успешность. Исследования показывают, что в обыденном сознании происходит дифференциация понятий "успех" и "успешность". В понятии "успех" фиксируются скорее объективные достижения в конкретной деятельности и в жизни в целом, а понятие "успешность" отражает субъективное переживание и условия достижения успеха, что подтверждает высказанное нами предположение. При этом в качестве условий достижения успеха для большинства испытуемых выступают личностные ресурсы, а не внешние.

Психологические исследования позволяют выявить существующие в обществе устоявшиеся стереотипные представления об успехе и успешном человеке, желаемые образы идеала в успехе, прототипы успешной личности, существующие в культуре. Приведем примеры из исследования Н. В. Лейфрид, в котором рассматривалась роль ответственности в представлениях об успехе[1]. Ответственность выступает важнейшим психологическим ресурсом личности, поэтому так важно формировать это качество у персонала организации[2].

Образ идеального успешного человека: целеустремленный (73,2%), общительный (64,2%), умный (60,6%), материально обеспеченный (53,6%), ответственный (43,4%).

При описании идеального успешного человека акцент скорее делается на личностных характеристиках, на способах достижения успеха, чем на конкретных результатах деятельности и других проявлениях успеха.

Образ реально успешного человека: материальная обеспеченность (67%), наличие семьи (66,2%), карьерный рост (57,8%), достижение поставленных целей (57,8%), наличие престижной работы (50,8%), высокий социальный статус (50%), наличие детей (44,2%), статус руководителя предприятия (39,6%), наличие своего бизнеса (38,2%).

Основными критериями оценки успешной личности в реальной ситуации чаще являются внешние, социально значимые достижения. Данный факт Н. В. Лейфрид объясняет тем, что внешние показатели объективно более доступны для личности, что существенно сокращает процесс социального познания, интерпретации действительности и отнесения конкретного человека к определенной группе.

Прототипы успешной личности. В общественном сознании представлены разные прототипы успешной личности. Н. В. Лейфрид выделяет два наиболее распространенных прототипа успешной личности, противоположных по своим характеристикам:

• первый описывается исключительно внешними, социально признанными, показателями успеха, что отражает наиболее распространенные ценности людей современного общества;

• характерными чертами второго являются исключительно личностные характеристики, что по всей видимости и отражает особенности представлений людей, особенно гибко учитывающих современные требования и реалии российского общества.

Типология представлений об успехе в зависимости от типа ответственности. Автор проводит интересное сравнение представлений об успехе в зависимости от личностного типа ответственности. Разработанная типология может быть полезной для диагностики и последующего консультирования представителей бизнеса.

На основе сопоставления показателей ответственности (локус контроля, когнитивный, эмоциональный и поведенческо-результативный компонент) автор выделяет следующие типы ответственности: оптимальный, ситуативный, эгоистический и исполнительский, функциональный[3].

1. Оптимально ответственный тип личности связывает успех и условия его достижения с внутренними личностными ресурсами – умением принимать на себя ответственность, реализацией своих способностей и возможностей в процессе достижения поставленных целей, несмотря на наличие трудностей.

2. Люди исполнительского типа связывают представления об успехе и успешной личности с доминированием внешних, социально признанных критериев. В качестве условий достижения успеха выступают как внешние факторы (удача, благоприятное стечение обстоятельств), так и личностные ресурсы, обеспечивающие успех при отсутствии заинтересованности и добровольности в деятельности (старание, терпение).

3. Для представителей ситуативного типа успех – это достижение поставленных целей, благоприятное стечение обстоятельств, общественное признание. Они чаще дают общепринятое определение успеха, не отличающееся оригинальностью и своеобразием.

4. Лица эгоистического типа в своих представлениях об успехе и успешности зависимы от значимой для конкретной личности сферы или ситуации жизнедеятельности. Частичное принятие ответственности определяет указание в качестве условий достижения успеха как внешних, так и внутренних, личностных, ресурсов. Основные показатели успеха для испытуемых эгоистического типа – это благополучие во всем, достижение поставленных целей, удовлетворенность собой и своей жизнью.

5. Функциональный тип ответственности характеризуется тем, что в содержании представлений об успешности, успехе, условиях его достижения у лиц этого типа доминируют внешние, социальные, критерии, демонстрирующие отсутствие самостоятельности, осознанности при их формировании, желание действовать строго по образцу, в соответствии с инструкцией.

Таким образом, психологические исследования помогают создать наиболее типичные представления о личности бизнесмена, соотношении успеха и причинах, обусловливающих его успешность. Это может быть когнитивной основой индивидуального консультирования, работы над имиджем и личностным ростом, в социальном самоопределении субъектов бизнеса.