Индивидуализация и индивидуальный подход в воспитании ребенка

Утверждение идеи человека просто как человека созревала на протяжении целого ряда веков. "Можно смело утверждать, – писал психолог и педагог, доктор педагогических наук, профессор Μ. М. Рубинштейн (1878–1953), – мы еще очень далеки от того момента, когда можно будет сказать, что человечество додумало до конца эту идею, признало человека, как человека, со всеми его неотъемлемыми правами, вообще, что человечество сделало все вытекающие из этой идеи выводы. И кто скажет с полной уверенностью, совершиться ли это когда-нибудь"[1].

В конце XVIII – начале XIX в. нарастала волна индивидуализма в теории воспитания. "Великое реформаторское движение в педагогике, начинавшееся с Руссо и достигшее наивысшей точки в немецком неогуманизме, является движением вполне индивидуалистического характера; задача воспитания... в том, чтобы образовать человека, всесторонне и гармонически развитого человека, цельную и индивидуально сформированную личность"[2]. Это направление в Германии получило название – индивидуальной педагогики. В основе ее лежало индивидуальное воспитание ребенка. Оно, как писала Большая советская энциклопедия (1937 г.), представляет принцип воспитания в буржуазной педагогике, впервые формулированным знаменитым философом и педагогом XVII в. Дж. Локком[3].

В индивидуализации воспитания человека выделилось два направления:

– индивидуализация в самосовершенствовании человека;

– индивидуализация в воспитательной деятельности.

Первое направление, как подчеркивал Μ. М. Рубинштейн, заключается в самосовершенствовании человека с учетом ее индивидуальных возможностей. "Как простая индивидуальность, человек должен стремиться выявить все богатство, заложенное в нем природой. Побуждаемый обществом вступить на путь развития своей индивидуальности, человек понемногу повышает в своих глазах ценность индивидуальных, неповторяющихся черт и готов перейти в крайность полного отрицания законности социальных требований, считая, что они наносят ущерб росту его индивидуальности. На этой почве и выросла та волна крайнего индивидуализма, которая провозгласила идеал выявления и “изживания” всех сил человека задачей всей его жизни"[4].

Крайняя форма индивидуализма нашла отражение в трудах немецкого философа Ф. Ницше – идее культа "сверхчеловека".

Второе направление раскрыл в своих трудах Д. А. Дриль.

В 1902 г. им была сформулирована идея – индивидуализация как принцип в деле воспитания. По мнению Д. А. Дриля, принципиально важным в понимании действенности воспитания сложных детей, нуждающиеся в исправлении и перевоспитании, является глубокое знание "первичных особенностей натуры" (индивидуального своеобразия) ребенка, как источника его отклоняющегося поведения. Без этого знания любое проявление воспитанника в реальной ситуации будет неправильно понято и оценено педагогом, а, следовательно, он предпримет и несоответствующие ситуации меры воспитательного воздействия. Последние, в свою очередь, вызывут у воспитанника нежелательные внутренние состояния, соотносясь с определенными негативными впечатлениями из прошлого опыта воспитания и не только не приносут пользы, но и причинят вред.

В интересах эффективности воспитания, по мнению Д. А. Дриля, необходимо использовать специальные врачебно-психологические исследования (медико-психологическую диагностику), сопоставлять полученные данные с данными педагогического наблюдения, что позволит воспитателю понять первопричину поведения ребенка. Понимая своеобразие воспитанника, первопричины негативного поведения, воспитатель может правильно определить меры воспитательного воздействия на него.

В то же время Д. А. Дриль справедливо обращал внимание на следующий факт: наличие результатов диагностики и педагогического наблюдения не всегда могут быть полезны воспитателю, не имеющему необходимого опыта воспитательной деятельности. В подобной ситуации принимаемые воспитателем меры не только не приносят пользы, а иногда еще и причиняют вред[5].

При рассмотрении индивидуализации как характеристики процесса воспитания требует учета и природа социальных отклонений в процессе исправления и перевоспитания конкретного ребенка в специальных условиях, например, исправительном учреждении. И здесь необходимо познать природу социальных отклонений ребенка на основе медико-психологической диагностики и педагогических данных о своеобразии проявлений, уметь строить воспитательную деятельность с учетом такого познания, понимая причины проявления ребенка и определяя целесообразные меры воспитательного воздействия в ситуации исправления и перевоспитания в специализированном учреждении.

Индивидуальное воспитание может рассматриваться и как целенаправленное воспитание отдельного человека с учетом его индивидуальных особенностей и условий среды, в которых он находится. В этом случае оно определяет направленность, характер, процесс и результат воспитания человека. Как правило, такое явление имеет место, когда речь идет о воспитании отдельного ребенка в специально отведенном для этого месте, например, в домашних условиях (домешнее воспитание).

Домашнее воспитание ребенка во всех его формах, в том числе и тогда, когда для этого приглашается специально подготовленный воспитатель, представляет собой индивидуальное воспитание. Подобное явление может иметь место и при надомном обучении лиц с особыми нуждами, с соматическими отклонениями здоровья.

Индивидуальное воспитание наиболее целесообразно с точки зрения реализации индивидуального потенциала конкретного ребенка. Оно обеспечивает целенаправленное развитие и воспитание только в его интересах, без учета социального окружения, и наибольшую активность в целесообразном самопроявлении, что выступает одним из важных факторов, стимулирующих его развитие.

Однако следует подчеркнуть, что индивидуальное воспитание уязвимо с позиции социального развития и социализации. Ребенок в этой ситуации оказывается в определенной степени в искусственной социокультурной среде, которая является основой и для и соответствующее соци- атьное развитие. Он оторван от реальной жизни, его социализации и самореализации неестественны. Многие вещи, обусловленные естественной средой жизнедеятельности, он не усваивает и они для него в последующем становятся диковинными, неприемлемыми.

В 1913 г. идея индивидуального воспитания была провозглашена К. Кирковым принципом "искусства воспитания". В его основе лежит задача согласовывать воспитательное воздействие с природой воспитанника. Поэтому воспитательные средства и способ их применения должны сообразоваться с индивидуальными особенностями воспитанника. Необходимо оказывать воспитательное воздействие на человека, сообразуясь с тем, каков он есть[6].

Наряду с индивидуализацией и индивидуальным воспитанием, получила развитие идея индивидуального подхода в воспитании ребенка. В его основе лежит четко выраженная позиция воспитателя, определяющая систему воспитания с учетом своеобразия каждого ребенка, перспектив его развития и воспитания в социокультурной среде воспитательной деятельности.

Николай Николаевич Володкевич (1860 – ?), например, писал, что педагог имеет дело с личностью, имеющую ценность сама по себе независимо от социальной принадлежности. "Интересы личности должны стоять для педагога на первом месте... Он не может вести воспитание и обучение безлично, обращаясь не к отдельной личности, а к классу, как группе личностей; нет, каждый отдельный воспитанник должен быть предметом его особых попечений, его специального изучения; воспитание и обучение должны быть индивидуальными, а не массовыми"[7].

В последующем идея индивидуального подхода получила отражение в педагогике как принцип воспитания. Ее обоснование как принципа принадлежит известному советскому педагогу Иван Андреевич Каирову (1893–1978). В 1946 г. в журнале "Советская педагогика" им опубликована глава подготовленного учебного пособия по педагогике для педагогических вузов под его редакцией, в которой одним из общепедагогических требований к воспитанию определен "индивидуальный подход к отдельным учащимся"[8].

"Учитель работает не с отдельным учеником, а с целым классом, который он должен сплачивать и объединять на общей работе, направленной к достижению целей обучения и воспитания; через коллектив учитель воздействует на каждую отдельную личность.

Но это воздействие на каждого отдельного ученика бывает успешным только тогда, когда учитель видит в коллективе не безличную массу, а различает особенности каждого, составляющего его индивидуума, и когда он свои действия сообразует с этими индивидуальными особенностями"[8].

В 1948 г. в учебнике "Педагогика" под его редакцией И. А. Каиров развил эту идею. Под индивидуальным подходом как принципом воспитания он понимал умение учителя видеть в коллективе не общую массу, а различать особенности каждого ученика и свои действия сообразовывать с этими особенностями. Если сопоставить это выражение с мыслью изложенной Н. Володкевич, то видно, что смысл их одинаков.

Можно утверждать, что основы индивидуального подхода заложены в идеях педагогов, обращающих внимание на необходимость индивидуального воспитания детей. По существу им диктуется необходимость учета индивидуального своеобразия ребенка в конкретной ситуации развития, определяя па его основе, что и как целесообразно использовать в интересах достижения определенных целей воспитания.

В 1990-е гг. проявились новые исследования по вопросам индивидуального подхода, формулируются и новые принципы, ориентированные на индивидуальность воспитанника. К ним относятся: субъектность воспитания, личностный подход в воспитании. Каждый из них имеет свое ОГЛАВЛЕНИЕ и предъявляет свои требования к реализации в воспитании.

Принцип субъектности воспитания предполагает содействие развитию способности ребенка осознавать свое "Я"[10]. Его своеобразие определяется индивидуальными возможностями, потребностями, интересами и склонностями. Именно от них зависят перспективы самопроявления и индивидуального развития, что позволяет определить цели и способы субъектного формирования "Я" личности. Этим необходимость глубокого и целенаправленного изучения индивидуальных особенностей ребенка и создания на его основе условий и стимулов наиболее полного самопроявления в интересах целенаправленного развития.

Внимательное изучение существа принципа субъектности воспитания свидетельствует о необходимости его учета в условиях интернатного воспитания. Среда последнего способствует формированию такого явления как "мы", подменяя им "Я" личности. В этих условиях особенно важно создавать систему воспитательного воздействия и учитывать требования принципа субъектности воспитания в интересах формирования у каждого воспитания "Я" личности.

Принцип личностного подхода предполагает опору на личностные качества (направленность, ценностные ориентации, жизненные планы, сформированные установки, доминирующие мотивы поведения и деятельности) в процессе воспитания ребенка[11].

В современных условиях существуют десятки определений личности. Каждое понимание определяет и существо явления и его ОГЛАВЛЕНИЕ. Какому из них отдать предпочтение?

Еще сложнее определить то, что следует отнести к качествам личности. Качество – это совокупность свойств, присущих данному объекту, представляющих его определенность, в силу чего он является данным, а не иным объектом. Если при анализе существа личности нет единства то, как можно определить ее качества. Автор выделяет следующие личностные качества – доминирующие мотивы и направленность, ценностные ориентации и жизненные планы, установки. Речь идет о своеобразии личности, которым определяется ее поведение и деятельность.

При изучении природы социальных отклонений, оцениваются источники поведение и деятельность человека, следовательно, индивидуальный подход более полно отражает существо понимания природы социальных отклонений, необходимое в исправительной и перевоспитательной работе.

Таким образом, изложенное позволяет определить, где, в какой ситуации следует учитывать индивидуальное своеобразие ребенка для достижения целей его социального развития, социализации, индивидуального формирования, исправления и перевоспитания.