Индекс транснациональности и масштабы деятельности ТНК

Для оценки вовлеченности той или иной компании в производство товаров и услуг за рубежом используется индекс транснациональности, который позволяет сопоставлять размеры хозяйственной деятельности в рамках национальных границ и за их пределами. Индекс транснациональности основан на сопоставлении размеров хозяйственной деятельности компании у себя на родине и за рубежом.

ЮНКТАД рассчитывает этот индекс как среднее арифметическое трех величин: доли активов за рубежом в общем объеме активов компании; доли продаж за рубежом в общем объеме продаж; доли персонала, занятого на зарубежных предприятиях, в общей численности персонала компании. Глобальные компании имеют значительно более высокий индекс транснациональности по сравнению с обычными ТНК. По данным World Investment Report 2010, у 100 ведущих ТНК мира индекс интернациональности в настоящее время приблизился к средней величине в 63%, у входящих в этот список ТНК из стран ЕС он составил в 2008 г. даже 67,6%[1].

Концентрация высококвалифицированных кадров, научно-технических знаний и опыта, глобальная организация управления позволяют таким компаниям оптимально размещать источники материально-технического снабжения, производства и сбыта. В силу своей транснациональной структуры они могут извлекать выгоду из страновых различий в конъюнктуре рынка, экономической политике, уровне налогов и ввозных пошлин, ставках заработной платы, технических и экологических стандартах и пр. Более того, они способны в определенной степени сглаживать или усиливать эти различия.

Современная экономическая система находится под влиянием процессов транснационализации производства и капитала, движимых ТНК. Растет взаимозависимость стран в силу набирающей ход глобализации, уменьшается национальный суверенитет государств, появляются наднациональные субъекты – глобальные корпорации.

По данным ЮНКТАД, в 2008 г. в мире действовало 82 тыс. ТНК, они контролировали 810 тыс. зарубежных филиалов. Среди них действительно ведущую роль в мировой экономике и процессе глобализации играют не более 2–3 тыс. первоклассных ТНК, в том числе примерно 500 ТНК высшего эшелона и 100– 150 крупнейших транснациональных банков (ТНБ) и финансовых корпораций[2]. Крупнейшие 100 ТНК (менее 0,2% их общего числа) контролируют 12% от совокупного размера зарубежных активов и 16% от совокупного объема зарубежных продаж. В настоящее время более трети мирового объема ВВП и более 75% глобальной торговли находится под контролем пятисот крупнейших ТНК. В 2012 г. около 82 тыс. ТНК и 810 тыс. их зарубежных филиалов обеспечивали занятость 72 млн чел. Объем их продаж составил 26 трлн долл., на предприятиях ТНК было создано 7 трлн долл. добавленной стоимости (около 9% валового внутреннего продукта мира)[3]. 10 ведущих ТНК получают бо́льшие доходы, чем все страны африканского континента. Уже около 10 лет назад под контролем ТНК находилось 80% лицензий и патентов на новые изобретения.

Лидирующие ТНК, особенно те, которые занимают господствующие позиции в высокотехнологичных, устремленных в будущее отраслях (электронная, авиакосмическая, передовые сектора машиностроения, производство новых материалов и др.), определяют лицо современной глобальной экономики и служат "визитной карточкой" для стран происхождения.

Около 80% существующих ТНК происходят из передовых стран, остальные – из развивающихся и стран с переходной экономикой. На 500 ведущих ТНК сегодня приходится свыше 1/3 экспорта обрабатывающей промышленности, 3/4 торговли сырьевыми товарами, 4/5 торговли новыми технологиями. Последнее вполне закономерно, поскольку доля ТНК, охваченных статистикой ЮНКТАД, в глобальных расходах на НИОКР достигает не менее половины, а в мировых коммерческих расходах на эти же цели – как минимум 2/3.

Роль ТНК в мировой торговле, производстве, финансах продолжает непрерывно расти. При этом основные силы сконцентрированы в 100 крупнейших ТНК мира, обладающих огромной экономической властью. Результатом доминирования этих гигантов, их экономической политики становится смещение пропорций мирового производства и сбыта. Таким образом, несколько глобальных корпораций фактически оказывают решающее воздействие на развитие основных отраслей мировой экономики и на характер международного разделения труда.

Вовлекая многие страны, где базируются их зарубежные подразделения, в производственные цепочки, меняя внутрифирменное разделение труда, они как бы накладывают его на традиционно существовавшие связи между странами, трансформируя, а нередко и деформируя их.

Можно определить следующие особенности, выделяющие глобальные ТНК из общей массы компаний, оперирующих на внешних рынках:

• отрыв от национальной почвы, глобальный характер внутрифирменного планирования, а также операций по снабжению и сбыту, под централизованным частным контролем;

• использование международного единичного разделения труда в рамках системы технологически взаимосвязанных предприятий в разных странах мира, обменивающихся незавершенной продукцией по некоммерческим, трансфертным ценам;

• раздел рынков между филиалами и их централизованное технологическое обеспечение[4].

Анализ деятельности ТНК позволяет выделить несколько их типов.

1. Этноцентрические ТНК создают филиалы за рубежом для обеспечения поставок сырья или рынков сбыта, но зарубежные рынки остаются для них, прежде всего, продолжением их внутреннего рынка.

2. Для полицентрических компаний характерно то, что внешний рынок – это не менее, а часто и более важный сектор их деятельности по сравнению с внутренним рынком. На их зарубежных филиалах производится бо́льшая часть выпускаемой ими продукции.

3. Региоцентрические ТНК особенно популярны в интеграционных группировках. Они ориентируются уже не на рынки отдельных стран, а на целые регионы, например на всю Западную Европу, хотя зарубежные филиалы и в этом случае размещаются в отдельных странах.

4. Геоцентрические компании – это наиболее зрелый тип ТНК, он наиболее характерен для тех ТНК, которые являются как бы децентрализованной федерацией региональных филиалов[5].

Значительное увеличение зарубежного производства и сбыта крупнейших ТНК привело к высокому уровню мировой транснационализации производства и капитала. Основная цель создания зарубежных дочерних предприятий – захват новых рынков в развитых и развивающихся странах. В целом деятельность ТНК, их экономическая политика направлены на подавление конкуренции со стороны других компаний и занятие доминирующего положения на мировых товарных рынках. С этой точки зрения ТНК являются разрушительной силой для среднего и малого бизнеса, не выдерживающего конкуренции с мировыми гигантами. Особенной чертой ТНК на современном этане является некая двойственность их интересов: с одной стороны, они добиваются большей либерализации торговли и демократизации глобальных экономических отношений, с другой – деятельность ТНК больше похожа на плановую экономику, где устанавливаются внутренние цены, диктуемые стратегией ТНК, а не свободными рыночными механизмами.

Опираясь на свою экономическую мощь и разветвленную сеть зарубежных подразделений, расположенных иногда в десятках стран, ТНК закономерно стремятся и к увеличению своего политического влияния. Истории известны случаи, когда ТНК выделяли большие средства для лоббирования своих интересов, принятия или непринятия определенных законов. Глобальные компании представляют собой особую, глобальную в мировом масштабе власть, сфера которой не знает государственных границ. При этом чем больше элемент многонационального участия в такой компании, тем в большей степени она стремится освободиться от ограничивающего влияния правительств стран, па территории которых распространяется ее деятельность.

Как правило, ТНК связывают свою деятельность с интересами стран базирования. Такой национальный "патриотизм" направлен на повышение уровня жизни населения в родном государстве и авторитета своей страны на мировой арене. Создавая зарубежные филиалы, ТНК распространяют международное влияние своего государства на другие страны. Особенно это характерно для американских ТНК. Но есть и обратная связь: национальные государства всячески поддерживают "свои" ТНК, создавая им с помощью различных инструментов внешней, в том числе внешнеэкономической, политики наиболее благоприятные условия для действий на глобальном рынке.